Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические основы выделения стилей управленческой деятельности
1.1 Понятие и характеристика стиля управленческой деятельности
1.2 Понятие и подходы к выделению стилей управленческой деятельности
2 Анализ практики выбора стиля управленческой деятельности на примере ООО «У Сервис+»
2.1 Общие характеристики и показатели деятельности
2.2 Анализ организационной структуры и структуры управления предприятием ООО «У Сервис+»
2.3 Результаты оценки эффективности работы системы управления предприятия ООО «У Сервис+»
3 Предложения и рекомендации по оптимизации управления предприятием ООО «У Сервис+»
3.1 Повышение эффективности управления как неотъемлемая часть развития предприятия
3.2 Методы совершенствования стиля управленческой деятельности ООО «У Сервис+»
3.3 Рекомендации по повышению эффективности управления ООО «У Сервис+»
2.2 Анализ организационной структуры и структуры управления предприятием ООО «У Сервис+»
Главным направлением бизнеса компании является деятельность в области продажи и обслуживания автомобилей PEUGEOT. Автоцентр постоянно расширяет и совершенствует спектр услуг, предлагаемых клиентам.
Цели компании:
1. Получение прибыли.
2. Увеличение доли рынка.
3. Увеличение роста объема продаж.
4. Расширение дилерской сети в близлежащем регионе.
Анализ основных технико-экономических показателей исследуемого персонала ООО «У Сервис+».
Эффективность работы салона можно оценить по таким показателям работы как товарооборот, прибыль и рентабельность продаж. Эти данные представлены для анализа в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Динамика технико-экономических показателей ООО «У Сервис+» за 2015-2017 гг.
Показатели |
Ед. |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение |
||
Абс. % |
2016/ 2015 % |
2017/ 2016 % |
|||||
2016/ 2015 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Товарооборот в действующих ценах |
тыс. р. |
23602 |
24310 |
22869 |
-1440,4 |
103,00 |
94,07 |
Валовой доход |
тыс. р. |
9415,35 |
8967,0 |
8099,6 |
-867,4 |
95,24 |
90,33 |
уровень к ТО |
% |
140 |
137 |
135 |
-1,5 |
||
Прибыль от реализации |
тыс. р. |
2919,85 |
3062,0 |
2834,8 |
-227,2 |
104,87 |
92,58 |
уровень к ТО |
% |
112 |
113 |
112 |
-0,2 |
||
Чистая прибыль |
тыс. р. |
2481,87 |
2602,7 |
2409,5 |
-193,12 |
104,87 |
92,58 |
Среднесписочная численность |
чел. |
25 |
24 |
22 |
-2,0 |
96,00 |
91,67 |
Товарооборот на 1 работника (производительность труда) |
тыс. р. |
944,12 |
1012,92 |
1039,53 |
26,6 |
107,29 |
102,63 |
Фонд оплаты труда всех работников |
тыс. р. |
2400 |
3456 |
3960 |
504 |
144,00 |
114,58 |
Фонд оплаты труда работников к ТО |
% |
10,17 |
14,22 |
17,32 |
3,1 |
||
Зарплатоотдача |
% |
25,00 |
24,00 |
22,00 |
-2,00 |
||
Рентабельность заработной платы |
% |
1,034 |
0,753 |
0,608 |
-0,14 |
||
Торговая площадь |
м2 |
345 |
345,0 |
345 |
0,0 |
100,00 |
100,00 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площ. |
тыс. р. |
68,41 |
70,46 |
66,29 |
-4,2 |
103,00 |
94,07 |
Рентабельность затрат |
% |
38,21 |
44,08 |
45,77 |
1,69 |
х |
х |
Рентабельность продаж |
% |
12,37 |
12,60 |
12,40 |
-0,20 |
х |
х |
Согласно данным, представленным в таблице 2.1, товарооборот в действующих ценах ООО «У Сервис+» в 2016 году сократился на 1440 тыс.руб., а валовой доход стал меньше на 867 тыс.руб., уровень ВД к товарообороту упал на 1,5%, прибыль от реализации уменьшилась на 227 тыс.руб., а чистая прибыль стала составлять 2182 тыс.руб., но это все же меньше чем в 2015 году на 113 тыс.руб., среднесписочная численность уменьшилась на 2 чел., однако товарооборот на 1 среднесписочного работника увеличился на 1039 тыс.руб., товарооборот на 1 м2 торговой площади уменьшился на 4,2 тыс.руб. Рентабельность затрат увеличилась в 2016 году на 1,69% и рентабельность продаж в 2016 году уменьшилась на 0,2% - это означает, что в 2016 году с одного рубля издержек обращения чистая прибыль в 2016 году составляла 45 копеек, что выше, чем в 2015 году, и с одного рубля товарооборота прибыль от продаж в 2015 году сократилась с 12,6 коп, до 12,4 коп.
Численность сотрудников ООО «У Сервис+» на 31.12.2017 г. составляла 22 человека, что на 4% меньше, чем в 2016 г. и на 8,3% в 2015 г.
В исследуемом периоде численность специалистов из года в год сокращалась на 5,9% и на 12,5%, а численность управленческого персонала и вспомогательных рабочих оставалась неизменной. Данные динамики социально-трудовых показателей представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Динамика социально-трудовых показателей ООО «У Сервис+» за 2015-2017 гг.
Показатели |
Ед. |
2015 |
2016 |
2017 |
Абс. отклонение |
Отклонение, % |
|
2016/2015 |
2017/2016 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Среднесписочная численность |
чел. |
25 |
24 |
22 |
-2 |
96 |
91,7 |
- управленческий персонал |
чел. |
2 |
2 |
2 |
0 |
100 |
100 |
- специалисты (менеджеры по продажам и работники сервиса) |
чел. |
17 |
16 |
14 |
-2 |
94,1 |
87,5 |
-вспомогательные работники |
чел. |
6 |
6 |
6 |
0 |
100 |
100 |
Удельный вес специалистов |
% |
68 |
66,7 |
63,6 |
-3,1 |
||
Фонд оплаты труда всех работников |
тыс. р. |
2400 |
3456 |
3960 |
504 |
144,00 |
114,58 |
- управленческий персонал |
тыс. р. |
480 |
720 |
840 |
120 |
150,00 |
116,67 |
-специалисты |
тыс. р. |
1632 |
2304 |
2520 |
216 |
141,18 |
109,38 |
-вспомогательные работники |
тыс. р. |
288 |
432 |
600 |
168 |
150,00 |
138,89 |
Фонд оплаты труда всех работников к товарообороту |
% |
10,17 |
14,22 |
17,32 |
3,10 |
||
Среднемесячная заработная плата на 1 работающего |
р. |
8000 |
12000 |
15000 |
3000,00 |
150,00 |
125,00 |
Руководители |
р. |
20000 |
30000 |
35000 |
5000,00 |
150,00 |
116,67 |
Специалисты |
р. |
8000 |
12000 |
15000 |
3000,00 |
150,00 |
125,00 |
Вспомогательные |
р. |
4000 |
6000 |
8333 |
2333,33 |
150,00 |
138,89 |
Анализ данных таблицы 2.2 показал, что среднесписочная численность работников ООО «У Сервис+» за 2016-2017 гг. сократилась на 2 человека, за счет сокращения 2 специалистов. За этот период удельный вес специалистов сократился на 3%. Однако, фонд оплаты труда (ФОТ) всех работников увеличился в 2017 году на 504 тыс. руб. или на 14%, ФОТ управленческого персонала возрос на 120 тыс. руб., ФОТ специалистов увеличился на 216 тыс. руб., ФОТ вспомогательных работников стал больше на 168 тыс. руб.
Фонд оплаты труда всех работников к товарообороту увеличился на 3%, среднемесячная заработная плата руководителей увеличилась с 30000 руб. в 2016 году до 35000 руб. в 2017 году, специалисты в 2016 году получали в среднем 12000 руб., в 2017 – 15000 руб., заработная плата вспомогательных работников увеличилась с 6000 до 8300 руб.
Чтобы охарактеризовать влияние авторитарного стиля управления, который используется руководителем в исследуемом предприятии, необходимо провести оценку текучести на предприятии, которая в первую очередь показывает эффективность аппарата управления и достижения целей ООО «У Сервис+» (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 - Показатель текучести кадров ООО «У Сервис+»
Как видно из рисунка 2.2 процент текучести кадров ООО «У Сервис+» составил в 2015 году - 2%, в 2016 году - 6%, в 2017 году - 17%. Мы можем четко проследить тенденцию к увеличению текучести персонала, а это свидетельствует о не стабильной работе предприятия в целом.
2.3 Результаты оценки эффективности работы системы управления предприятия ООО «У Сервис+»
В процессе исследования были проанализированы результаты хронометрических описаний ежедневной работы руководителя ООО «У Сервис+».
Как следствие, оценка эффективности руководителя имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяется правильность, обоснованность, действенность работы руководителя.
В ООО «У Сервис+» существуют следующие проблемы управления персоналом, а именно:
- отсутствие у работника достаточной мотивации;
- незнание сотрудником тех задач, которые следует решить;
- инертность персонала по отношению к изменениям;
- закрытость коммуникаций между подразделениями.
В соответствии с выбранными качествами проанализируем руководителя ООО «У Сервис+» и 20 линейных менеджеров исследуемой компании. Для этого поставим количественные оценки по каждому пункту от 0 до 100%, оценка 100 свидетельствует о том, что руководитель обладает данными свойствами в полной мере, оценка 0 – данное свойство у руководителя полностью отсутствует. Десять наиболее важных качеств руководителей и их количественная оценка представлены на рисунке 2.3.
Количественная оценка
Рисунок 2.3 - Оценка качеств руководителей ООО «У Сервис+»
Из рисунка 2.2, приведенного на основе исследования можно сделать вывод, что руководители даже в рамках одной компании не могут одинаково руководить и определять свой стиль руководства. Об этом подтверждают данные диаграммы на рисунке 2.2. Например, оценка руководителя под номером 1, - это директор ООО «У Сервис+», на рисунке показывает, что у него преобладает такое качество как «Профессиональные знания» (100%); на втором месте – «Целеустремленность», «Настойчивость» и «Трудолюбие» - 90%; 70% - такое качество как «Способность к самосовершенствованию» и 50% занимает качество «Умение располагать к себе людей». Следует отметить, что руководитель ООО «У Сервис+» имеет самодостаточную оценку, что говорит о качественном и эффективном управлении. Оценка показателей линейных руководителей отражена на диаграмме под номерами 2-20. Линейные руководители исследуемой компании несут в разной степени разнородные качественные показатели в управлении персоналом и имеет самую разностороннюю картину управления и владения профессиональными навыками, что также несет как отрицательный, так положительный характер в принципах и стилях управления.
Руководитель ООО «У Сервис+» является гарантом соблюдения норм и правил взаимоотношений сотрудников и организатор их работы обладает необходимым набором личных качеств и специальных знаний. В частности, он обладает психологическими знаниями, чтобы разбираться в психотипе каждого сотрудника, определяет его личные возможности, предпочтения и место в учреждении. Руководитель умеет разглядеть зарождающийся конфликт, оперативно определяет его причины и устранять его мирным путем.
Как сказано выше, в ООО «У Сервис+» руководителем используется авторитарный стиль управления и иерархическая организационная структура. Порядок подчинённости низших звеньев. Существенную роль играет личная власть, находящаяся в распоряжении руководителя компании. Руководитель наделен абсолютной властью, не прислушивается к мнению сотрудников. Четкая иерархия, неравенство ролей, наличие большого количества контролирующих звеньев. Централизованная власть, руководитель единолично принимает решения и распоряжения. Указания исходят от руководителя, подлежат скорейшему выполнению, не обсуждаются, «сухой тон», запреты без снисхождения за нарушения, дисциплина, непринятие в расчет эмоций, все строго по уставу компании, высокая требовательность к выполнению работы персонала. В общении руководитель категоричен, всегда отдает приказы и распоряжения, не советуется с коллективом. Сотрудники не проявляют инициативу, боясь наказания. Иерархическая культура характеризуется высокой формализованностью и структурированностью, большим вниманием к процедурам, организацию объединяют формальные правила и официальная политика.
Авторитарный стиль на этом предприятии ассоциируется, прежде всего, с жесткой структурой, при этом руководитель имеет минимальные контакты с подчиненными, предпочитает основываться на легитимную власть и самолично получать решения. По мнению руководителя, подчиненные будут решать служебные задачи в соответствии с детальными инструкциями только потому, что они обязаны делать это. При таком стиле руководства информация обычно идет в одном направлении – от менеджера к подчиненному. В тех случаях, когда автократичный руководитель относится к подчиненным бережно. Верно и с почтением, он может восприниматься конструктивным и радикальным. Автократы воспринимаются окружающими отрицательно, как эгоисты, не желающие делиться властью, информацией, правом принимать решения и формировать социально-психологический климат в коллективе.
Стоит отметить и положительное влияние авторитарного стиля управления. Известно, что для достижения единой цели организации быстрее и легче следует прибегать к авторитаризму, так как при жесткой эксплуатации сотрудников руководитель, в большей степени контролирует доступ зависимого работника к экономическим ресурсам, получает возможность контролировать поведение сотрудников, а именно:
- ограничивает мобильность;
- заслуженно минимизирует вознаграждение за труд;
- обеспечивает дополнительные услуги и действия в пользу работодателя, выходящие за пределы прямых служебных обязанностей работника.
Такой контроль может осуществляться путем манипулирования вознаграждениями и санкциями, при этом повышает КПД работников, а, следовательно, и эффективную работу организации и результаты трудовой деятельности.
В организации среди руководителей сильно выражена конкуренция за лидерство, покорность, зависть за удачи других. Страх перед наказаниями вносит дисбаланс в микроклимат коллектива, так как сотрудники, стараясь избежать наказаний стремятся переложить вину на других, затрачивается время для выяснения ситуаций, отсутствует уважение и доверие. Учащаются конфликты, появляется желание уволиться.
В связи со сложившейся напряженной психологической атмосферой в коллективе ООО «У Сервис+» работа руководителя требует определенных знаний и умений, что бы воздействовать на персонал для удовлетворения целей компании при этом, не обостряя и не накаливая ситуации. Так как именно администрация является связующим звеном между начальником – автократом и коллективом.