Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретико-методологические основы выделения стилей управленческой деятельности

1.1 Понятие и характеристика стиля управленческой деятельности

1.2 Понятие и подходы к выделению стилей управленческой деятельности

1.3 Классификация и причины разделения стилей управленческой деятельности, факторы, влияющие на их эффективность

2 Анализ практики выбора стиля управленческой деятельности на примере ООО «У Сервис+»

2.1 Общие характеристики и показатели деятельности

2.2 Анализ организационной структуры и структуры управления предприятием ООО «У Сервис+»

2.3 Результаты оценки эффективности работы системы управления предприятия ООО «У Сервис+»

3 Предложения и рекомендации по оптимизации управления предприятием ООО «У Сервис+»

3.1 Повышение эффективности управления как неотъемлемая часть развития предприятия

3.2 Методы совершенствования стиля управленческой деятельности ООО «У Сервис+»

3.3 Рекомендации по повышению эффективности управления ООО «У Сервис+»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2.2 Анализ организационной структуры и структуры управления предприятием ООО «У Сервис+»

Главным направлением бизнеса компании является деятельность в области продажи и обслуживания автомобилей PEUGEOT. Автоцентр постоянно расширяет и совершенствует спектр услуг, предлагаемых клиентам.

Цели компании:

1. Получение прибыли.

2. Увеличение доли рынка.

3. Увеличение роста объема продаж.

4. Расширение дилерской сети в близлежащем регионе.

Анализ основных технико-экономических показателей исследуемого персонала ООО «У Сервис+».

Эффективность работы салона можно оценить по таким показателям работы как товарооборот, прибыль и рентабельность продаж. Эти данные представлены для анализа в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Динамика технико-экономических показателей ООО «У Сервис+» за 2015-2017 гг.

Показатели

Ед.

2015

2016

2017

Отклонение

Абс. %

2016/

2015

%

2017/

2016

%

2016/

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

Товарооборот в действующих ценах

тыс. р.

23602

24310

22869

-1440,4

103,00

94,07

Валовой доход

тыс. р.

9415,35

8967,0

8099,6

-867,4

95,24

90,33

уровень к ТО

%

140

137

135

-1,5

Прибыль от реализации

тыс. р.

2919,85

3062,0

2834,8

-227,2

104,87

92,58

уровень к ТО

%

112

113

112

-0,2

Чистая прибыль

тыс. р.

2481,87

2602,7

2409,5

-193,12

104,87

92,58

Среднесписочная численность

чел.

25

24

22

-2,0

96,00

91,67

Товарооборот на 1 работника (производительность труда)

тыс. р.

944,12

1012,92

1039,53

26,6

107,29

102,63

Фонд оплаты труда всех работников

тыс. р.

2400

3456

3960

504

144,00

114,58

Фонд оплаты труда работников к ТО

%

10,17

14,22

17,32

3,1

Зарплатоотдача

%

25,00

24,00

22,00

-2,00

Рентабельность заработной платы

%

1,034

0,753

0,608

-0,14

Торговая площадь

м2

345

345,0

345

0,0

100,00

100,00

Товарооборот на 1 м2 торговой площ.

тыс. р.

68,41

70,46

66,29

-4,2

103,00

94,07

Рентабельность затрат

%

38,21

44,08

45,77

1,69

х

х

Рентабельность продаж

%

12,37

12,60

12,40

-0,20

х

х


Согласно данным, представленным в таблице 2.1, товарооборот в действующих ценах ООО «У Сервис+» в 2016 году сократился на 1440 тыс.руб., а валовой доход стал меньше на 867 тыс.руб., уровень ВД к товарообороту упал на 1,5%, прибыль от реализации уменьшилась на 227 тыс.руб., а чистая прибыль стала составлять 2182 тыс.руб., но это все же меньше чем в 2015 году на 113 тыс.руб., среднесписочная численность уменьшилась на 2 чел., однако товарооборот на 1 среднесписочного работника увеличился на 1039 тыс.руб., товарооборот на 1 м2 торговой площади уменьшился на 4,2 тыс.руб. Рентабельность затрат увеличилась в 2016 году на 1,69% и рентабельность продаж в 2016 году уменьшилась на 0,2% - это означает, что в 2016 году с одного рубля издержек обращения чистая прибыль в 2016 году составляла 45 копеек, что выше, чем в 2015 году, и с одного рубля товарооборота прибыль от продаж в 2015 году сократилась с 12,6 коп, до 12,4 коп.

Численность сотрудников ООО «У Сервис+» на 31.12.2017 г. составляла 22 человека, что на 4% меньше, чем в 2016 г. и на 8,3% в 2015 г.

В исследуемом периоде численность специалистов из года в год сокращалась на 5,9% и на 12,5%, а численность управленческого персонала и вспомогательных рабочих оставалась неизменной. Данные динамики социально-трудовых показателей представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Динамика социально-трудовых показателей ООО «У Сервис+» за 2015-2017 гг.

Показатели

Ед.

2015

2016

2017

Абс. отклонение

Отклонение, %

2016/2015

2017/2016

1

2

3

4

5

6

7

8

Среднесписочная численность

чел.

25

24

22

-2

96

91,7

- управленческий персонал

чел.

2

2

2

0

100

100

- специалисты (менеджеры по продажам и работники сервиса)

чел.

17

16

14

-2

94,1

87,5

-вспомогательные работники

чел.

6

6

6

0

100

100

Удельный вес специалистов

%

68

66,7

63,6

-3,1

Фонд оплаты труда всех работников

тыс. р.

2400

3456

3960

504

144,00

114,58

- управленческий персонал

тыс. р.

480

720

840

120

150,00

116,67

-специалисты

тыс. р.

1632

2304

2520

216

141,18

109,38

-вспомогательные работники

тыс. р.

288

432

600

168

150,00

138,89

Фонд оплаты труда всех работников к товарообороту

%

10,17

14,22

17,32

3,10

Среднемесячная заработная плата на 1 работающего

р.

8000

12000

15000

3000,00

150,00

125,00

Руководители

р.

20000

30000

35000

5000,00

150,00

116,67

Специалисты

р.

8000

12000

15000

3000,00

150,00

125,00

Вспомогательные

р.

4000

6000

8333

2333,33

150,00

138,89


Анализ данных таблицы 2.2 показал, что среднесписочная численность работников ООО «У Сервис+» за 2016-2017 гг. сократилась на 2 человека, за счет сокращения 2 специалистов. За этот период удельный вес специалистов сократился на 3%. Однако, фонд оплаты труда (ФОТ) всех работников увеличился в 2017 году на 504 тыс. руб. или на 14%, ФОТ управленческого персонала возрос на 120 тыс. руб., ФОТ специалистов увеличился на 216 тыс. руб., ФОТ вспомогательных работников стал больше на 168 тыс. руб.

Фонд оплаты труда всех работников к товарообороту увеличился на 3%, среднемесячная заработная плата руководителей увеличилась с 30000 руб. в 2016 году до 35000 руб. в 2017 году, специалисты в 2016 году получали в среднем 12000 руб., в 2017 – 15000 руб., заработная плата вспомогательных работников увеличилась с 6000 до 8300 руб.

Чтобы охарактеризовать влияние авторитарного стиля управления, который используется руководителем в исследуемом предприятии, необходимо провести оценку текучести на предприятии, которая в первую очередь показывает эффективность аппарата управления и достижения целей ООО «У Сервис+» (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 - Показатель текучести кадров ООО «У Сервис+»

Как видно из рисунка 2.2 процент текучести кадров ООО «У Сервис+» составил в 2015 году - 2%, в 2016 году - 6%, в 2017 году - 17%. Мы можем четко проследить тенденцию к увеличению текучести персонала, а это свидетельствует о не стабильной работе предприятия в целом.

2.3 Результаты оценки эффективности работы системы управления предприятия ООО «У Сервис+»

В процессе исследования были проанализированы результаты хронометрических описаний ежедневной работы руководителя ООО «У Сервис+».

Как следствие, оценка эффективности руководителя имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяется правильность, обоснованность, действенность работы руководителя.

В ООО «У Сервис+» существуют следующие проблемы управления персоналом, а именно:

  • отсутствие у работника достаточной мотивации;
  • незнание сотрудником тех задач, которые следует решить;
  • инертность персонала по отношению к изменениям;
  • закрытость коммуникаций между подразделениями.

В соответствии с выбранными качествами проанализируем руководителя ООО «У Сервис+» и 20 линейных менеджеров исследуемой компании. Для этого поставим количественные оценки по каждому пункту от 0 до 100%, оценка 100 свидетельствует о том, что руководитель обладает данными свойствами в полной мере, оценка 0 – данное свойство у руководителя полностью отсутствует. Десять наиболее важных качеств руководителей и их количественная оценка представлены на рисунке 2.3.

Количественная оценка

Рисунок 2.3 - Оценка качеств руководителей ООО «У Сервис+»

Из рисунка 2.2, приведенного на основе исследования можно сделать вывод, что руководители даже в рамках одной компании не могут одинаково руководить и определять свой стиль руководства. Об этом подтверждают данные диаграммы на рисунке 2.2. Например, оценка руководителя под номером 1, - это директор ООО «У Сервис+», на рисунке показывает, что у него преобладает такое качество как «Профессиональные знания» (100%); на втором месте – «Целеустремленность», «Настойчивость» и «Трудолюбие» - 90%; 70% - такое качество как «Способность к самосовершенствованию» и 50% занимает качество «Умение располагать к себе людей». Следует отметить, что руководитель ООО «У Сервис+» имеет самодостаточную оценку, что говорит о качественном и эффективном управлении. Оценка показателей линейных руководителей отражена на диаграмме под номерами 2-20. Линейные руководители исследуемой компании несут в разной степени разнородные качественные показатели в управлении персоналом и имеет самую разностороннюю картину управления и владения профессиональными навыками, что также несет как отрицательный, так положительный характер в принципах и стилях управления.

Руководитель ООО «У Сервис+» является гарантом соблюдения норм и правил взаимоотношений сотрудников и организатор их работы обладает необходимым набором личных качеств и специальных знаний. В частности, он обладает психологическими знаниями, чтобы разбираться в психотипе каждого сотрудника, определяет его личные возможности, предпочтения и место в учреждении. Руководитель умеет разглядеть зарождающийся конфликт, оперативно определяет его причины и устранять его мирным путем.

Как сказано выше, в ООО «У Сервис+» руководителем используется авторитарный стиль управления и иерархическая организационная структура. Порядок подчинённости низших звеньев. Существенную роль играет личная власть, находящаяся в распоряжении руководителя компании. Руководитель наделен абсолютной властью, не прислушивается к мнению сотрудников. Четкая иерархия, неравенство ролей, наличие большого количества контролирующих звеньев. Централизованная власть, руководитель единолично принимает решения и распоряжения. Указания исходят от руководителя, подлежат скорейшему выполнению, не обсуждаются, «сухой тон», запреты без снисхождения за нарушения, дисциплина, непринятие в расчет эмоций, все строго по уставу компании, высокая требовательность к выполнению работы персонала. В общении руководитель категоричен, всегда отдает приказы и распоряжения, не советуется с коллективом. Сотрудники не проявляют инициативу, боясь наказания. Иерархическая культура характеризуется высокой формализованностью и структурированностью, большим вниманием к процедурам, организацию объединяют формальные правила и официальная политика.


Авторитарный стиль на этом предприятии ассоциируется, прежде всего, с жесткой структурой, при этом руководитель имеет минимальные контакты с подчиненными, предпочитает основываться на легитимную власть и самолично получать решения. По мнению руководителя, подчиненные будут решать служебные задачи в соответствии с детальными инструкциями только потому, что они обязаны делать это. При таком стиле руководства информация обычно идет в одном направлении – от менеджера к подчиненному. В тех случаях, когда автократичный руководитель относится к подчиненным бережно. Верно и с почтением, он может восприниматься конструктивным и радикальным. Автократы воспринимаются окружающими отрицательно, как эгоисты, не желающие делиться властью, информацией, правом принимать решения и формировать социально-психологический климат в коллективе.

Стоит отметить и положительное влияние авторитарного стиля управления. Известно, что для достижения единой цели организации быстрее и легче следует прибегать к авторитаризму, так как при жесткой эксплуатации сотрудников руководитель, в большей степени контролирует доступ зависимого работника к экономическим ресурсам, получает возможность контролировать поведение сотрудников, а именно:

  • ограничивает мобильность;
  • заслуженно минимизирует вознаграждение за труд;
  • обеспечивает дополнительные услуги и действия в пользу работодателя, выходящие за пределы прямых служебных обязанностей работника.

Такой контроль может осуществляться путем манипулирования вознаграждениями и санкциями, при этом повышает КПД работников, а, следовательно, и эффективную работу организации и результаты трудовой деятельности.

В организации среди руководителей сильно выражена конкуренция за лидерство, покорность, зависть за удачи других. Страх перед наказаниями вносит дисбаланс в микроклимат коллектива, так как сотрудники, стараясь избежать наказаний стремятся переложить вину на других, затрачивается время для выяснения ситуаций, отсутствует уважение и доверие. Учащаются конфликты, появляется желание уволиться.

В связи со сложившейся напряженной психологической атмосферой в коллективе ООО «У Сервис+» работа руководителя требует определенных знаний и умений, что бы воздействовать на персонал для удовлетворения целей компании при этом, не обостряя и не накаливая ситуации. Так как именно администрация является связующим звеном между начальником – автократом и коллективом.