Файл: Роль мотивации в поведении организации (Современные методы мотивации персонала организации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Современные методы мотивации персонала организации
Сущность мотивация персонала организации
Глава 2. Анализ мотивации персонала в ООО «Монтажник»
2.1. Общая характеристика ООО «Монтажник»
2.2. Анализ состава и структуры кадров в ООО «Монтажник»
2.3. Анализ политики мотивации персонала ООО «Монтажник»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала ООО «Монтажник»
Таблица 4
Мотивы увольнений ООО «Монтажник»
По инициативе администрации |
% |
По инициативе сотрудника |
% |
Несоответствие должности |
40% |
Несоответствие з/платы проф. уровню работника |
23% |
Нарушения трудовой дисциплины |
37% |
Нет перспективы проф. роста и карьеры |
34% |
Отсутствие работника на рабочем месте без уважительной причины |
25% |
Отсутствие заинтересованности руководителей в проф. развитии обучении |
35% |
Другие причины |
38% |
Недостаточная оценка персонала |
23% |
Отсутствие стимулирования персонала на достижение и развитие способностей |
35% |
По инициативе сотрудника главными мотивами являются: отсутствие перспективы профессионального роста и развития карьеры – на долю таких уволившихся сотрудников приходится около 25 % всех уволившихся, отсутствие заинтересованности руководителя в профессиональном развитии своих сотрудников, обучении – 25 %, отсутствие стимулирования персонала на достижение и развитие способностей – 25 %, а так же несоответствие заработной платы профессиональному уровню работника – 13 %, недостаточная оценка персонала – 13 %. Причем, по инициативе сотрудников происходит больше увольнений, чем по инициативе администрации.
2.3. Анализ политики мотивации персонала ООО «Монтажник»
Рассмотрим методы мотивации работников компании «Монтажник».
Административно–организационные методы управления в компании «Монтажник» находят свое выражение в следующих положениях работника (коллектива) и руководителей среднего, высшего звена управления компанией:
1. все действия сотрудников компании, все функциональные действия и полномочия структурных подразделений регулируются положениями о труде компании «Монтажник»; все сотрудники компании «Монтажник» действуют в строгом соответствии с локальными нормативными актами компании и должностными инструкциями;
2. использование мотивации властных полномочий руководителя над подчиненными сотрудниками путем издания распоряжений, приказов, поручений.
Экономические методы управления персоналом в рассматриваемой компании выражаются в разработке руководителем компании положений о премировании сотрудников компании по результатам осуществления ими своих должностных обязанностей.
Социально-психологические методы управления персоналом в компании «Монтажник» сводятся к следующим положениям:
1. создание всех условий для сотрудников компании «Монтажник», ключевая идея которых заключается в привитии сотрудникам компании общих идей корпоративного духа, который бы позволил сотруднику компании почувствовать себя неотъемлемой частью компании. В компании «Монтажник» разработана фирменная одежда для сотрудников с именными логотипами предприятия.
2. предоставление сотрудникам компании «Монтажник» спектра обязательных гарантированных законодательством российского государства услуг (оплата больничных листов, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска) и рядом дополнительных услуг (полисы добровольного медицинского страхования, корпоративный отдых), которые бы мотивировали бы деятельность сотрудников компании к продолжительному и продуктивному сотрудничеству.
Компания «Монтажник» главным стимулирующим фактором к повышению эффективности управления персоналом является применение методов материального поощрения работников компании.
На основании российского трудового законодательства, компания самостоятельно, исходя из своего финансово-хозяйственного положения, определяет размеры должностных окладов сотрудникам компании, устанавливает формы оплаты труда работникам, конкретные даты выплаты заработной платы, форму начисления заработной платы и различного рода премий, доплат.
Таким образом, анализируя основные моменты, связанные с заработной платой сотрудников компании, можно сказать, что заработная плата, точнее ее размер, находится в прямой зависимости от индивидуальной работы каждого отдельного сотрудника. То есть чем продуктивнее и добросовестнее будет труд работника, тем больше будет его материальное поощрение со стороны руководителя и соответственно больше заработная плата, что, безусловно, стимулирует работника к увеличению производительности своего труда и улучшению качественных показателей выполнения работником своих обязанностей. В данном случае необходимо отметить тот факт, что помимо методов поощрения сотрудников, по распоряжению руководителя работник по итогам работы может быть, и лишен части своего дохода за счет уменьшения доплат, надбавок, премий, если работником совершенны проступки, повлекшие удержания. Данный нюанс также отражен в Положении об окладе труда работников компании.
Необходимо также отметить тот факт, что на территории административного здания компании создана комната отдыха для работников административного подразделения компании, а на территории производственных цехов есть несколько комнат отдыха для работников производственного участка и цехов. Также компания периодически устаивает корпоративные выезды с целью укрепления корпоративного духа компании и сплочения коллектива. Проводятся различные тематические праздники. Таким образом, можно говорить об активном использовании в управлении персоналом компании методов социально-психологического стимулирования.
Для того, насколько персонал ООО «Монтажник» удовлетворен применяемыми методами мотивации, проведено анкетирование. Анкета представлена в Приложении 1. В анкетировании приняло участие 30 работников предприятия, то есть 30 % от общей численности персонала. Результаты исследования представлены в таблице 5.
Исследование показало, что большинство работников - 65% не совсем удовлетворены своей работой. Достаточно большое число работников не удовлетворены размером оплаты труда – 38,5%, у ряда работников неудовлетворенность трудом связана с тем, что работа, по их мнению, не интересная 9,9%. В полной мере реализуют свои способности на работе лишь 32 % работников. В ходе анкетирования выявлено, что 29 % работников объяснили неполную реализацию своих способностей отсутствием связи между размером оплаты труда и результатами работы.
Таблица 5
Результаты исследования мотивации персонала[26]
Показатель |
Положительный ответ, % |
Отрицательный ответ, % |
Удовлетворенность работой в целом |
35,00 |
65,00 |
Удовлетворенность оплатой труда |
61,50 |
38,50 |
Интерес к работе |
90,10 |
9,90 |
Возможность реализации способностей |
32,00 |
68,00 |
Соответствие связи между размером оплаты труда и результатами работы |
71,00 |
29,00 |
Низкий оклад является причиной неполной реализацией способностей |
9,00 |
81,00 |
Возможность творчески работать |
38,00 |
62,00 |
Низкий оклад как причина неполной реализации способностей была отмечена значительно меньшей частью опрошенных – всего 9%. Проведенное исследование о привлекательности работы показало, что возможность творчески работать выделило 38 % опрошенных работников. В таблице 6 обозначены составляющие привлекательности служебной деятельности (исключая получение заработной платы). Из таблицы 6 видно, что, не учитывая заработную плату, наиболее важными факторами, обуславливающими привлекательность служебной деятельности, являются: возможность реализовать себя в данной области (50,5 % работников), возможность общения с людьми (47,3 %), возможность творчески работать (38 %).
Таблица 6
Привлекательность деятельности на предприятии[27]
Характер ответов |
Доля общей численности работников, % |
1. Возможность приносить пользу обществу |
26,4 |
2. Возможность творчески работать |
38 |
3. Возможность руководить коллективом |
11 |
4. Возможность реализовать себя в данной области |
50,5 |
5. Возможность широкого общения с людьми (коллегами, клиентами) |
47,3 |
6. Возможность служебного роста |
12,7 |
8. Возможность работать без ущерба для здоровья |
8,8 |
Для выявления, какие методы мотивации персонала в ООО «Монтажник» являются наиболее действенными, проведен опрос персонала (анкета представлена в Приложении 2). На вопросы отвечали 30 рядовых работников и 1 руководитель. Результаты анкетирования представлены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты исследования эффективности системы мотивации
персонала[28]
Вопросы |
Ответ руководителеля, % |
Ответы рядовых работников, % |
1 |
2 |
3 |
Что лучше: применять для повышения мотивации сотрудников один метод, но «дорогой» или несколько, но «дешевых»?» Один, потому что проще. Много, потому что дешевле. Применять надо то, что действует |
30,00 70,00 |
100,00 |
Как Вы оцениваете организацию системы мотивации на вашем предприятии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
- 70,00 30,00 |
24,00 33,00 43,00 |
Принимаются ли со стороны руководства какие-либо действия, чтобы повысить мотивацию сотрудников? Да, успешно Да, без эффекта Это не проявляется Действия руководства только понижают мотивацию сотрудников |
45,00 30,00 25,00 - |
26,00 10,00 59,00 5,00 |
Какие методы мотивации применяются на предприятии? Привязка зарплаты к результатам труда Мероприятия по сплочению коллектива Повышение заработной платы Создание возможностей карьерного роста Улучшение условий труда Предоставление большей свободы и полномочий Устные похвалы, вручение грамот |
25,00 50,00 50,00 12,50 15,00 37,50 50,00 |
14,00 27,00 23,00 7,00 15,00 12,00 10,00 |
Какие методы повышения мотивации сотрудников для Вас являются наиболее действенными? Устные похвалы, вручение грамот Предоставление больших полномочий и свободы сотрудникам Привязка заработной платы к результатам труда Мероприятия по сплочению коллектива Улучшение условий труда Создание возможностей карьерного роста Повышение заработной платы Компенсационные пакеты (социальные гарантии) |
25,00 25,00 50,00 25,00 25,00 75,00 100,00 50,00 |
7,00 11,00 25,00 22,00 11,00 57,00 97,00 57,00 |
По данным таблицы 7 видно, что подавляющее большинство руководителя (70 %) и все рядовые работники считают, что применять нужно тот метод мотивации, который является наиболее действенный. Действующую систему мотивации 70 % руководство оценивает как систему среднего уровня. Среди рядовых работников общая оценка системы мотивации на предприятии ниже: 43 % считают, что действующая система мотивации находится на низком уровне (среди руководства таких работников 30 %). Более половины (59 %) рядовых работников считают, что руководство не принимает никаких действий, чтобы повысить мотивацию сотрудников. Только 41% рядовых сотрудников отмечают, что руководство принимает определенные действия для мотивации персонала, однако 10% рядовых работников считают, что предпринятые действия эффекта не имели, а 5% - что действия руководства только понизили мотивацию сотрудников. В свою очередь руководство оценивает действия по повышению мотивации более высокого: 45 % считают эти действия успешными.
Большинство работников предприятия отмечают такие методы мотивации, как повышение заработной платы и мероприятия по сплочению коллектива. В то же время лишь 14 % рядовых работников считают, что заработная плата привязана к результатам труда (среди руководства таких работников 25 %). Низкий уровень оценки получило и использование такого метода мотивации труда как создание возможностей карьерного роста: лишь 7 % рядовых работников считают, что на предприятии такая возможность существует. Следует отметить, что кадровый резерв на предприятии отсутствует, планы развития карьеры не разрабатываются. Низкую оценку получил и такой метод немонетарной мотивации как устная похвала – лишь 10 % рядовых сотрудников считают, что данный метод эффективно используется. Здесь следует отметить, что по руководству процент положительной оценки применения похвалы как метода мотивации составляет 50 %. Таким образом, можно сделать вывод, что используемые руководством предприятия устные формы выражения положительной оценки сотрудников не являются эффективными, так как они не воспринимаются сотрудника в должной степени.
Выявление наиболее действенных методов мотивации показало, что лидирует с огромным отрывом повышение величины заработной платы (положительно ответили 97 % рядовых работников и 100 % руководство). На втором месте - создание возможности карьерного и профессионального роста – данный фактор мотивации важен для 75 % руководителе и 57 % рядовых работников. В качестве эффективных форм мотивации сотрудники предприятия называют компенсационные пакеты (социальные гарантии): данный фактор отмечают 50 % руководство и 57 % рядовых работников.