Файл: Игра как метод воспитания (Игровые технологии в дошкольном периоде).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Игровая деятельность в обучении и воспитании
1.2 Игровые технологии в дошкольном периоде
1.3 Место игры в жизни младшего школьника
1.5 Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе
1.6 Наиболее известные игровые технологии и их последователи
2.1 Сборник игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.
ВВЕДЕНИЕ
Дидактические игры существуют уже много веков. Их первым создателем были люди, которые заметили особенность маленьких детей – их способность к обучению в игре. На протяжении всей истории человечества у каждой нации были свои игры. Были созданы уникальные дидактические игрушки, которые стали частью их культуры. Содержание дидактических игр и игрушек отражало особенности национального характера, истории, труда и быта людей. Популярные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь между воздействием на образование и обучение с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка.
Игра занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Игра дает полезное упражнение для ума ребенка. Задача игры - это своего рода гимнастика для ребенка, которая мобилизует и тренирует его умственные способности. Чтобы выполнить задачу, ребенок должен внимательно следить за жизнью, помнить то, что видит, сравнивать явления, отражать, выделять правильные стороны, объединять, синтезировать. С помощью игры дети развивают находчивость, быстрый интеллект, умственную активность, быструю реакцию, независимость, привычку к более глубокому и разнообразному пониманию мира.
Игры полны познавательного значения. Каждая тематическая группа игр содержит широкий спектр информации о мире. Это позволяет использовать игры для развития наблюдения за детьми и закрепления знаний.
Объектом исследования в курсовой работе является использование игр в учебном процессе.
Предметом исследования является содержание работы педагога по воспитанию учащихся с помощью игры.
Цель курсовой работы – исследовать особенности игровых технологий.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
- рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры; - ознакомится с видами игр, их роли в учебно-воспитательной практике; - изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания; -рассмотреть воспитательный потенциал игры; - проанализировать взаимосвязь развития личности и игрового поведения.
Объект исследования - процесс воспитания. Предмет - игра в воспитательном процессе.
Самые большие возможности для дидактической игры - это внеклассные мероприятия, в которых дети могут выбирать игры и занятия в соответствии со своими интересами. Основная задача, которая решается одновременно, - предоставление детям возможности для совместных переживаний и создание радостного настроения.
В последние годы было собрано много экспериментальных и теоретических материалов по организации жизни и деятельности детей в условиях, когда использование игровых приёмов в классе и игра, как форма организации жизни детей, имеет первостепенное значение. Научный вклад в развитие игровой техники внесли немецкий ученый К. Гросс, Ю.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Януш Корчак, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. В работе использовались методы научного и образовательного исследования, такие как цитирование, тезисы, ведение заметок, постановка вопросов и наблюдение.
Практическая значимость работы определяется наличием представленных игр, которые можно использовать в начальной школе.
1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Игровая деятельность в обучении и воспитании
Игра является одним из основных видов человеческой деятельности наряду с работой и учебой. По определению, игра - это деятельность в ситуациях направленых на реконструкцию и усвоение социального опыта, в котором формируется и совершенствуется поведение самоуправления.
Игровая деятельность в человеческой практике выполняет следующие функции:
- развлекательная (это основная функция игры - приносить радость, вдохновлять, вызывать интерес); -коммуникативная: развитие диалектики общения; - самореализация в игре как тренировочная площадка для практики человека; - игро-терапевтическая: преодоление трудностей в различных жизненных ситуациях; - диагностика: выявление отклонений поведения, самопознание во время игры; - коррекция: внесение положительных изменений в структуру личных показателей; - межнациональное общение: ассимиляция одинаковая для всех людей социокультурных ценностей; - социализация: включение в систему связей с общественностью, доминирование нормы человеческого общества. Большинство игр присущи четыре основные характеристики (по мнению С.А. Шмакова): — свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
— творческий, в значительной мере импровизационный, очень
активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональное возбуждение, соперничество, соревнование, соревнование, привлечение и т. д. (чувственный характер игры, «эмоциональный стресс»); - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическая и временная последовательность его развития.
Структура игры, как деятельности, органически включает в себя постановку целей, планирование, реализацию целей и анализ результатов, в которых личность полностью осознает себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами конкуренции, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.
Структура игры как процесса включает в себя:
а) роли, выполняемые игроками;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое использование объектов, то есть подмена реальных вещей вымышленными;
г) реальные отношения между игроками;
д) сюжет (контент) - область реальности, условно воспроизведенная в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Это явление, которое, будучи развлечением, расслаблением, способно трансформироваться в обучение, в творчество, в такую модель, как человеческие отношения и проявления на работе, образование.
Игра как метод обучения и воспитания, передача опыта старшего поколения более молодым людям, использовалась с древних времен. Широкий спектр применений игра находит в народном образовании, дошкольном и внеклассные занятия.
В современной школе делается ставка на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- как самостоятельные технологии для овладения концепцией, темой и даже разделом темы;
- как элементы (иногда весьма значимые) более широкой технологии;
- как технология урока или его фрагмент (введение, объяснение, исправление, упражнение, контроль);
- как технология внеклассных занятий (игры типа «Зарница»).
Понятие «образовательные игровые технологии» включает в себя достаточно широкий набор методов и приемов для организации учебного процесса в виде различных образовательных игр. В отличие от игр, в общем, образовательная игра имеет одну существенную характеристику - четко определенную учебную цель и соответствующие образовательные результаты, которые могут быть обоснованы, четко выражены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Форма игрового занятия создается во время урока с использованием методов и ситуаций игры, которые действуют как мотивация, поощряя ребенка учиться. Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по следующим основным направлениям: цель обучения ставится перед учениками в форме игрового задания; учебные занятия подчиняются правилам игры; в качестве средства используется учебный материал, в процесс вводится элемент образовательной деятельности, который переводит дидактическое задание в игру; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
1.2 Игровые технологии в дошкольном периоде
Ребенок вступает во владение ролевыми играми в течение третьего года жизни, начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны явлений, обнаруживает наличие переживаний и начинает их исследовать.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему передать свойства вещей, в чувствах есть ориентация, и дети формируют способность их культурного выражения, что позволяет им быть включенным в коллективную деятельность и общение.
В результате развития игр в дошкольный период возникает готовность к социально оцениваемой образовательной деятельности.
Программа мероприятий, связанных с играми (Никитин Б.П.), состоит из набора развивающих игр, которые при всем их разнообразии имеют общее представление и характерные особенности.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает, используя кубики, квадраты из картона или пластика, детали от механического конструктора и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубиками, узорами, рамками и вставками Монтессори, планы и карты, квадраты, наборы догадок, разнообразные таблицы.
Дети играют с шариками, веревками, резинками, галькой, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Развивающие образовательные игры лежат в основе создания технических и рабочих игр и напрямую связаны с интеллектом.
Задания даются ребенку несколькими способами: в виде модели, плоского изометрического рисунка, схемы, письменных или устных инструкций и т. д. при помощи которых они представляют различные способы передачи информации. Задачи имеют очень широкий спектр трудностей: от доступного для двух-трехлетнего ребенка до сложных для среднего взрослого. Поэтому игры могут вызвать интерес в течение многих лет (до совершеннолетия). Постепенное увеличение сложности заданий в играх позволяет ребенку самостоятельно двигаться вперед и совершенствоваться, т.е. развивать свои творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где в основном у ребенка формируются только характеристики производительности.
Методический совет Б.П. Никитиной.
• Не навязываеть ребенку никакой конкретной программы обучение.
Он погружается в мир игры, в котором может свободно выбирать виды деятельности.
• Новая игра не объясняется ребенку, он вовлекается в неё подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
• Освоение новой игры обычно требует активного участия взрослых. В дальнейшем ребенок может играть самостоятельно.
• Задания, которые назначаются ребенку, постепенно усложняется.
• Ребенка не следует подсказывать. Дайте ему возможность думать самостоятельно.
• Если ребенок не может выполнить задание, вы должны вернуться к простым, уже выполненным заданиям или временно прекратить эту игру.
• Если ребенок достиг вершины своих возможностей или потерял интерес к игре, нужно отложить ее на некоторое время.
Решение проблемы не представляется ребенку в абстрактной форме ответ на математическую задачу, но в форме изображения, рисунка или структуры из кубов, кирпичей, строительных деталей, то есть в форме видимых и материальные вещи. Это позволяет четко сравнить «задачу» с «решением» и проверить правильность результата.
Главная особенность в разработке игр – это возможность совместить один из основных принципов обучения от простого к сложному, с очень важным принципом творческой деятельности, когда ребенок может достичь «вершины» своих способностей. Это позволило нам решить несколько проблем, связанных с развитием творческих навыков:
- развивающие игры могут обеспечить «пищу» для развития творческого
навыка с раннего возраста;
- их шаговые задачи всегда сначала создают условия развитие навыков;
- каждый раз достигая своего «потолка», ребенок развивается более успешно;
- развивающие игры могут сильно отличаться друг от друга и, более того, как и все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
1.3 Место игры в жизни младшего школьника
Прием в школу детей в возрасте от 6 до 7 лет никоим образом не снижает их потребности в играх. Роль ролевых игр в жизни младшего школьника уменьшается, но не исчезает. Как мы уже говорили, в возрасте начальной школы значительное место занимают несколько игр с правилами - интеллектуальными и мобильными, в которых продолжают развиваться важнейшие качества и навыки: речь, произвол и внутренний план действий.