Файл: Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом (теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По содержанию маркетинговую информацию подразделяют на систему информации маркетинговой разведки и систему информации маркетинговых исследований. Система маркетинговой разведки предоставляет информацию о динамике внешней среды. Ежедневно поступающая информация позволяет менеджерам по маркетингу постоянно следить за состоянием маркетинга[13]. Фиксируются, прежде всего, явления, имеющие большое значение для развития маркетинга в будущем, а также представляющие потенциальную опасность[14]. Система маркетинговой разведки черпает информацию из различных источников: от работников компании, заказчиков, конкурентов, поставщиков и посредников, изобретателей и рационализаторов, а также из различных печатных изданий и рекламы[15]. Источником такой информации является компьютерная сеть Интернет.

Анализируя значение и формы маркетинговой информации, целесообразно также рассмотреть методы получения данных при проведении маркетинговых исследованиях, поскольку от эффективности последних зависит конечная результативность маркетинговой деятельности в целом. К методам получения данных в маркетинге следует отнести: опрос, наблюдение, автоматическая регистрация данных. Выбор метода зависит от цели, исследуемого признака и носителя этого признака[16].

Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории.

Основные цели, достоинства и недостатки инструментов маркетинговых коммуникаций представлены в таблице 2.

Таблица 2

Цели, достоинства и недостатки инструментов маркетинговых коммуникаций[17]

Инструмент

Цель

Достоинство

Недостаток

1

2

3

4

Реклама

Объявить о появлении нового товара, информировать потенциальных покупателей о его основных характеристиках, обеспечить высокую осведомленность.

Достигает массовой аудитории, стимулирует широкомасштабный спрос, придает узнаваемость торговой марке, служит напоминанием.

Нередко оказывается навязчивой, требует больших затрат, может загрязнять информационную среду, она растрачивает большую часть своего воздействия из-за своей массовой направленности.

Стимулирование сбыта

Подтолкнуть потребителей или участников торговли к немедленным действиям.

Не только помогает возникновению немедленной реакции за счет создания дополнительных стимулов и реальной дополнительной ценности, но и повышает тонус покупателей, увеличивает вероятность повторных покупок, стимулирует поддержку посредников.

Может усилить информационный хаос, породить ожидания снижения цен, подорвать имидж торговой марки и долгосрочную приверженность потребителей.

Паблик рилейшнз

Повысить интерес к продукту, изменить позиции и убеждения заинтересованной аудитории, развить и поддержать положительный образ компании.

Могут повысить репутацию фирмы, позволяют отслеживать отношение потребителей с целью оценки их восприятия имиджа фирмы или ее марки, имеют низкие издержки.

Эффективность с трудом поддается оценке, обычно не могут стать непосредственной причиной увеличения продаж.

Прямой маркетинг

Предоставить возможность потребителям легко получать интересующие их сведения и приобретать товары с помощью использования различных каналов распространения информации.

Может иметь высокую нацеленность, является отличным способом достижения ограниченных или нишевых аудиторий, экономичен при работе с небольшими аудиториями, может обеспечить контакт с клиентом «один на один», может обеспечить обратную связь с клиентом, его результаты поддаются измерению, все элементы чрезвычайно гибкие.

Эффективность зависит от точности составления базы данных, часто остается незамеченным из-за информационной перезагруженности клиентов, требует больших затрат при работе с большими аудиториями.

Личная продажа

Установить личный контакт с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью продажи товара.

Маркетинговое сообщение предлагается только целевой аудитории вероятных покупателей, встреча лицом к лицу позволяет использовать повторение специфических призывов к действиям, множественность возможностей.

Высокие издержки в расчете на один контакт, непостоянство сообщения, трудность в контроле торговых агентов.


Следует понимать, что ни одна фирма не в состоянии действовать сразу на всех рынках, удовлетворяя при этом запросы всех потребителей. Напротив, компания будет преуспевать лишь в том случае, если она нацелена на такой рынок, клиенты которого с наибольшей вероятностью будут заинтересованы в ее маркетинговой программе[18].

1.2. Подходы к организации маркетинговой информационной системе

В научной литературе по маркетингу созданию информационной системы также придаётся большое значение, в частности, у классиков Ф. Котлера, П. Винкельмана её роль сводится к преобразованию факторов внешней микро и макро среды фирмы для формирования её маркетинговой стратегии и конкретных тактических программ по отношению к целевым потребителям (рис. 1).

Рисунок 1.Структура информационной системы маркетинга

Таким образом, главные компоненты системы не связаны с потребностями в информации ответственных сотрудников предприятия, в том числе отдела маркетинга, эти нужды декларируются независимо от остальной
системы[19]. С другой стороны, многие современные фирмы приходят к выводу, что единственная информационная система не в состоянии поддержать все экономические задачи, стоящие перед отделом маркетинга, и в данной ситуации необходимо использование отдельных информационных систем для продаж и маркетинга, однако это также указывает на отсутствие системности предоставления информации менеджменту.

Для преодоления вышеизложенных недостатков целесообразно создание МИС, являющейся частью общей информационной системы с применением структурного подхода для всех этапов её формирования - анализа, проектирования и программирования, что обеспечит уменьшение системных ошибок от инициирования разработки до получения готового программного продукта.

На начальном этапе, используя структурно-функциональный подход к анализу информационных потоков предприятия, следует выделить основные группы потребителей маркетинговой информации предприятия: отдел сбыта, высшее руководство, планово-экономические службы, склад готовой продукции, внешние потребители и поставщики информации[20]. К последним можно отнести потребителей готовой продукции, поставщиков сырья и материалов, посредников, участвующих в коммерческих сделках, конкурирующие компании, инвесторов, маркетинговые и рекламные компании.


Отдел продаж и маркетинга является главным потенциальным пользователем системы, цели которого в области информационного обеспечения состоят в следующем[21]: получение оперативной и всесторонней текущей информации о ситуации на рынках; поиск партнёров в целях кооперирования, инвестиций, совместного производства и коммерческой деятельности; поиск новых областей деятельности и средств для расширения существующих; поиск сегментов рынка, исследование поведения потребителей; оценка конкурентоспособности продукции предприятия и конъюнктуры рынка; прогнозирование цен на выпускаемые и потребляемые продукты и услуги[22].

Внешние информационные партнёры в свою очередь заинтересованы в укреплении кооперационных связей, в производстве совместных продуктов, в посредничестве при решении производственных, финансовых и информационных проблем предприятия[23].

Отталкиваясь от целей МИС, выраженных в данных конкретных показателях, структурно-функциональная модель данной системы примет вид, представленный на рисунке 2.

Основу рассматриваемой модели составляет база данных, которая обеспечивает группировку, хранение, а также оперативное использование информации по однородным группам деятельности: продукция, продажи, предоставление услуг, продвижение, цены, сегменты клиентов[24].

Для обеспечения доступности работы с базой данных ответственных лиц, а также избегания некорректной регистрации, преобразования и передачи информации необходима однозначная классификация её объектов, которая выглядит следующим образом: база данных клиентов с аргументацией функций и особенностей использования данных; база данных менеджмента продаж с обоснованием её преимуществ; база данных использования процедур анализа рынка и выгоды от её использования; база данных информации внутренней среды предприятия; база данных поставщиков сырья и материалов; база данных конкурентов[25].

Рисунок 2 - Структурно-функциональная модель информационной маркетинговой системы

К основным характеристикам базы данных МИС относятся: объём, тип, ресурсы информации и её актуализация, а также язык программирования[26]. В свою очередь, информация в базу данных поступает из потока внутренних и внешних данных и она может рассматриваться с двух экономических точек
зрения: со стоимостной, поскольку сбор, хранение и преобразование информации влекут за собой затраты и с ценностной, предполагающей способность создания дополнительных выгод пользователям посредством информации. Другим важнейшим компонентом МИС является база знаний, имеющая цели реализации некоторых модельных структуру составления программ преобразования и анализа информации, сортировки и группировки данных, формулирования проблем и гипотез.


Программы учёта и анализа определяют структуру сегментов рынка, типологию клиентов при помощи моделей поведения потребителей, а также логистические, ценовые, смешанные и другие виды моделей[27].

Таким образом, учитывая значительное влияние функционирования МИС на систему управления предприятия в целом, необходимо ещё на этапе её разработки использование комплексной системы показателей оценки её результатов, представленных в таблице 3[28].

Таблица 3

Факторы эффективности информационной маркетинговой системы

Переменные эффективности

Факторы эффективности

Экономические

Скорость принятия решений, риск негативных последствий решения, резервы товара, скорость оборота ресурсов, объём продаж, уменьшение численности персонала

Информационные

Систематизация информации, содержание информации, оперативность корректировки, информационное моделирование, объективность оценки

Технико-научные

Новизна, простота, полезность, компактный размер

Социальные

Познавательный интерес, интерактивность, адресное взаимодействие, формальная логика диалога, психологический эффект

При проведении такой оценки необходимо выбрать фундаментальные направления совершенствования потоков экономической информации, разработать рациональные методы приёма и передачи маркетинговой информации, уменьшить цикл движения информации во времени. На стадии реализации МИС целесообразно использование контрольной функции системы, подразумевающей установление оперативных подконтрольных показателей, ограничений, проведение обратной связи между входом и выходом информационных потоков системы.

Следует выделить четыре направления показателей ее диагностики: уровень автоматизации, периодичность регистрации данных, уровень детализации, уровень аналитической сложности. От первой группы факторов, а именно от возможностей информационной системы, заложенных контроллингом, на этапе её проектирования, зависят остальные три рассматриваемые группы показателей, определяющих качество и уровень сложности анализа информации (таблица 4).

Таблица 4

Связь между функциями, выполняемыми компьютерными программами и уровнем сложности аналитической части МИС[29]


Уровень сложности операции, выполняемых программным обеспечением

Успешность реализации анализа информации согласно уровню сложности

Внесение информации, обособление объема памяти, которая содержит запас запрашиваемой информации

Сбор и переработка информации

Выбор информации, её систематизация и получение быстрого доступа к хранимым данным

Обобщение хранимых данных

Осуществление арифметических операций

Калькулирование средних арифметических

Классификация и обобщение данных

Логический анализ, выводы и предложения

Проведение аналитических операций, разрешение практических проблем

Экономическая и статистическая оценка полученных данных

Моделирование, прогнозирование

Разработка прогнозных моделей

Таким образом, формирование маркетинговой информационной системы на основе контроллинга позволит осуществить максимально эффективную поддержку процессу управления, а также в наибольшей степени
охватить все возможные управленческие решения в области маркетинга на предприятии[30].

Выводы. Информационное обеспечение систем маркетинга представляет собой результат предпринимательской деятельности на рынке бизнес-информации, эффективное использование которого дает конкурентное информационное преимущество и позволяет получать прибыль.

МИС представляет собой концептуальную систему, способствующую решению проблем как маркетинга, так и задач стратегического планирования. Для любого предприятия сформировать эффективную маркетинговую информационную систему МИС является очень актуальной и важной задачей, поскольку это поспособствует снижению неопределенности и риска финансовой деятельности. Использование маркетинговой ИС становится необходимым условием увеличения гибкости и системной эффективности управления организацией. Изучение типов и источников маркетинга информационной системы помогут предпринимателям ориентироваться в мире информационных услуг, решить вопросы о завершении информационной основы предприятия и увеличить эффективность использования информационных ресурсов в маркетинге деятельности.