Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования ООО «Ямбурггаздобыча».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей управления организациями в современных условиях
1.1 История развития управления организациями
1.2 Сущность, структура и система управления организацией
Глава2. Оценка управления предприятием в современных условиях, на примере ООО «Ямбурггаздобыча»
2.1 Структура управления предприятием ООО «Ямбурггаздобыча»
Главное внимание Тейлора было направлено на повышение производительности труда, которая, по его мнению, должна обогатить хозяев и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех и других.
Однако Тейлор обращал внимание на то, что высокие нормы необходимо стимулировать более высокой оплатой.[15]
Современником Тейлора, который занимался научным менеджментом, был французский исследователь Анри Файоль (1841 — 1925). Он является родоначальником теории общих принципов организации, или административной школы управления. Им создана «теория администрации», которая явилась результатом обобщения его многолетних управленческих наблюдений. По мнению Файоля «… управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов»[16]. Он понимал администрирование как составную часть управления, включающего, кроме административной, производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую функцию».
Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. По его мнению, администрация в своей деятельности должна руководствоваться следующими принципами: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство руководства, вознаграждение персонала, централизация и другие.[17]
Немецкий социолог и экономист М. Вебер изучал проблемы лидерства и структуру власти в организации.[18]
Харизматический тип организации появляется тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами. Традиционный тип возникает из харизматического в тех случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшему на смену прежнему. Идеальный (бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера.
Крупное капиталистическое производство потребовало новых путей рационализации управления. Тейлоризм перестал удовлетворять требованиям современного капитализма. В результате появилось новое направление теории управления - школа человеческих отношений. Школа человеческих отношений во главу своего учения ставит человеческий фактор. Основателями этой школы были Мэри Паркер фоллетт и Элтон Мэйо. Определение менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» впервые было дано М. Фоллетт.
Представители школы человеческих отношений большое внимание уделяли вопросам совершенствования труда в системе управления. Они выдвинули метод «координации посредством комиссий», который предполагает изучение отношений по горизонтали.[19]
Основываясь на своих исследованиях и выводах, представители школы человеческих отношений считали, что если руководство заботится о своих подчиненных, то уровень удовлетворенности должен возрастать, а это в свою очередь положительно скажется на производительности труда.
В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления. Появилось новое направление менеджмента — эмпирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента - получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.
Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий.[20]
Основываясь на своих исследованиях и выводах, представители школы человеческих отношений считали, что если руководство заботится о своих подчиненных, то уровень удовлетворенности должен возрастать, а это в свою очередь положительно скажется на производительности труда.
В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления. Появилось новое направление менеджмента — эмпирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента - получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.
Системный подход как научная методология — это особое понятие, заключающее в себе рассмотрение объектов анализа не изолированно, а в связи со многими другими объектами и явлениями.
Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным для данной ситуации. Ситуация находится в центре внимания руководителя, что вынуждает его мыслить ситуационно. Именно это помогает руководителю выбрать тот метод управленческого воздействия, который в данной ситуации будет в наибольшей мере способствовать достижению цели организации.[21]
Таким образом, ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации.
Природа современного управления двояка: с одной стороны, управление - это производительный труд, а с другой стороны, управление - это деятельность по надзору и контролю.
Повседневная забота о повышении результативности и эффективности работы фирмы и есть главная цель менеджмента. Кроме того, функцией менеджмента является собственно руководство и управление. [22]
Другая цель менеджмента - обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Это следует понимать, с одной стороны, как управление качеством выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, а с другой - как управление ассортиментной политикой и поиск новых рынков сбыта.
Из вышесказанного вытекают задачи процесса управления любой организации - повышение прибыльности, снижение издержек и элиминирование (исключение) рисков. Для некоммерческих организаций (к каковым теперь также применимо понятие менеджмента) актуальным является как раз минимизация затрат (расходов на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергию, оплату труда, амортизацию). Преодоление рисков и рисковых ситуаций касается всех предприятий независимо от их отношения к коммерции, поскольку любой бизнес связан с той или иной долей риска.
Рассматривая менеджмент как процесс и принимая во внимание его цели и задачи, следует подчеркнуть необходимость управления всеми направлениями производственно-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. в идеале управленческая работа на предприятии должна охватывать следующие области: материально-техническое снабжение; технологию; кадры; финансы; НИР и ОКР; маркетинг.
В связи с этим возникает необходимость функциональных видов менеджмента: технологического (производственного), финансового, кадрового, инновационного и др.[23]
Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование - постоянная задача руководителя.
Система управления (СУ) - совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.[24]
СУ состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления.
Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.
Процесс управления - часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.
Структура управления - совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.[25]
Методология и процесс управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления - как явление. Все элементы, входящие в СУ, также должны быть профессионально организованы для эффективной работы компании в целом.
Рассмотрим подробнее основные элементы методологии управления.
Законы управления можно подразделить на законы, свойственные управлению в целом и законы, отражающие отдельные стороны управления при использовании ИСУ.
К законам управления, свойственным управлению в целом, относятся:
Закон единства систем управления - закон, согласно которому каждая организация должна обеспечивать объединение разрозненных элементов, подсистем управления, всех ее звеньев в систему на единой достоверной и доступной информационной базе.[26]
Закон соотносительности управляющей и управляемой систем - закон, согласно которому каждая организация должна обеспечивать соотносительность фондовооруженности рабочего места производственного работника и работника аппарата управления, а также повышение профессионального уровня руководителей и специалистов до уровня современной производственной технологии.
Закон пропорциональности производства и управления - закон, реализующий поддержание оптимальных пропорций в производственной, экономической и социальной области.
Закон экономии времени - закон, согласно которому каждая организация стремится к постоянному снижению трудоемкости операций в процессе управления.
Закон экономии интеллектуальной энергии - закон, реализующийся путем создания базы знаний, основанной на современной технологии управления.
Закон перехода от административных к организационным методам управления - закон, отражающий неизбежность ликвидации дефицита информации об объекте управления за счет внедрения новых информационных технологий и развития на этой основе методов управления по упреждению (планирование, прогнозирование).[27]
Изучая управление, требуется усвоить некоторые его принципы.
Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях. Принцип, эффективный в управлении фабрикой мороженого, также действует и в банке, если его правильно применяют.
В менеджменте можно выделить следующие основополагающие принципы:
Первый принцип управления - принцип хамелеона, который гласит: «Чтобы сохранить работу, работник или управляющий должен приспосабливаться к обстановке».[28]
Принцип хамелеона требует, чтобы вы понимали отношение вашего начальника к применению некоторых принципов управления. Даже если принцип верен, те, на кого вы работаете, могут этого не знать. Иногда вы можете уговорить своего начальника разрешить опробовать новую идею на практике в качестве эксперимента. Но если вы будете при этом слишком настойчивы, вас могут уволить. Естественно, что, стоя в очереди безработных, вы можете утешаться сознанием своей правоты.[29]
Общие принципы администрирования, являются кратким изложением административной доктрины А.Файоля, опубликованной в его брошюре «Учение об управлении» (1916 г.).
А.Файоль считал, что здоровое функционирование социального организма предприятия зависит от того, насколько принимается во внимание целый ряд принципов, из которых главными являются: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение личных интересов общим, вознаграждение труда, централизация, иерархия, порядок, справедливость, устойчивость персонала, инициатива, корпоративный дух.[30]
Процесс управления базируется на экономической политике предприятия. Основой разработки экономической политики служат анализ хозяйственной деятельности и информация о состоянии внешней среды.
Наибольший удельный вес в общем объеме управленческой деятельности занимает информационная и аналитическая работа, а после принятия решения — организационно-практическая. Возникающая в ходе осуществления производства информация является связующим звеном между управляемой и управляющей подсистемами, между производством и аппаратом управления.
Следовательно, управление осуществляется в двух направлениях:
- разработка решений на основе заданий вышестоящих органов, данных анализа, информации;