Файл: Мотивация и ее теории.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Моральные стимулы служат для того, чтобы транслировать информацию о заслугах работника в окружающей среде. Для правильного осуществления такой формы стимулирования необходимо персонифицировать поощрение, применять его открыто перед коллективом и формировать четкую связь в сознании сотрудника между причиной достижения стимула и правом владения им [13, c. 64].

Организационные стимулы призваны повысить автономию в работе, самоконтроль качества и результатов работы, а также предполагает наличие свободного графика и возможность обучения за счет компании.

Патернализм как метод стимулирования отождествляется с установлением неформальных отношений в коллективе, где руководитель воспринимается как некий «глава семьи», несущий ответственность за своих сотрудников, что может привести к упадку компании при уходе руководителя. Предполагается преемственность традиций и ориентация на карьеру внутри фирмы [22, c. 40].

Широкое разнообразие форм стимулирования демонстрирует возможность выстраивания гибкой системы стимулирования в рамках каждой компании, в зависимости от её организационной стратегии и сферы функционирования.

Представленные формы стимулирования могут быть распределены в соответствии с мотивационными типами, выделенными В.И. Герчиковым. Разработанная В.И. Герчиковым типологическая модель мотивации имеет широкое распространение в российской практике управления персоналом. Согласно данной концепции, существует пять видов мотивации работников к труду, а в одном работнике может сочетаться несколько таких видов, но с существенным преобладанием одного [14, c. 55]. К числу данных видов мотивации относятся: инструментальная, патриотическая, профессиональная, хозяйская, избегательная (люмпенизированная).

Работник с инструментальным типом мотивации рассматривает трудовую деятельность только как источник заработка, а не как значимую ценность. В отличие от инструменталов, работники с профессиональным мотивационным типом выделяет в работе содержание, как самую главную составляющую деятельности, ему важно признание профессиональных успехов [14, c. 56]. Индивид с патриотическим типом мотивации ценит свой вклад в общее дело, ему важна компания и ценности, которые она транслирует, а также общественное признание. Другой мотивационный тип – хозяйский, присущ сотрудникам с ярко выраженной потребностью в автономии, с отрицательным отношением к ответственности и стремлением к принятию большей ответственности [14, c. 58]. Избегательный мотивационный тип не стремится к самоотдаче в исполнении трудовых функций и, более того, стремится к минимизации трудовых действий. Работники такого типа предпочитают уравнительное распределение материальных благ в рамках всего коллектива [14, c. 60]. В соответствии с данными типами сопоставляются формы стимулирования, которые показывают, какой вид стимулирования соответствует каждому типу. Данное соответствие представлено в таблице 2.


Таблица 2

Формы стимулирования в соответствии с мотивационными типами

Формы стимулирования

Тип мотивации

Инструментальная

Профессиональная

Патриотическая

Хозяйская

Избегательная

Негативные

Нейтральна

Запрещена

Применима

Запрещена

Базовая

Денежные

Базовая

Применима

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Натуральные

Применима

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Базовая

Моральные

Запрещена

Применима

Базовая

Нейтральна

Нейтральна

Патернализм

Запрещена

Запрещена

Применима

Запрещена

Базовая

Организационные

Нейтральна

Базовая

Нейтральна

Применима

Запрещена

Участие в совладении и управлении

Нейтральна

Применима

Применима

Базовая

Запрещена

Таблица составлена по [14]

Понимание соответствия стимулов определённым характеристикам профилей дает возможность выстраивать эффективную систему стимулирования персонала, так как принадлежность к одному из представленных мотивационных типов накладывает отпечаток на восприятие той или иной формы стимулирования работником.

Таким образом, мотивация представляет собой важнейший элемент системы управления персоналом. Существует множество теорий мотивации, при этом нельзя выделить универсальную теорию, которая описывает все аспекты мотивирования персонала.

Рассмотрение основных элементов, присущих процессу мотивации и стимулирования персонала, позволяет проводить более глубокий и эффективный анализ интересующих нас аспектов. Для мотивации определенного поведения организации могут использовать разнообразные стимулы. Однако нельзя забывать, о том, что они могут воздействовать как позитивно, так и негативно. Поэтому важнейшая задача руководителя заключается в выстраивании системы стимулирования для максимально производительной работы и достижения целей посредством высокой мотивации работников с различными характеристиками и установками.


2. Анализ мотивации персонала ООО «М.Видео»

2.1. Общая характеристика ООО «М.Видео»

О
бще
с
тв
о
ㅤ с
ㅤ о
гр
а
н
и
че
н
н
о
йㅤ о
тв
е
тс
тв
е
н
н
о
с
тьюㅤ О
О
О
ㅤ «М.В
и
де
о
ㅤ Ме
н
е
джме
н
т»ㅤ с
о
зда
н
о
ㅤ в
ㅤ с
о
о
тв
е
тс
тв
и
и
ㅤ с
ㅤ Фе
де
р
а
л
ьн
ымㅤ за
ко
н
о
мㅤ «О
бㅤ о
бще
с
тв
а
хㅤ с
ㅤ о
гр
а
н
и
че
н
н
о
йㅤ о
тв
е
тс
тв
е
н
н
о
с
тью»ㅤ о
тㅤ 08.02.2003ㅤ г.ㅤ №14-ФЗ.ㅤ О
бще
с
тв
о
ㅤ р
уко
в
о
дс
тв
уе
тс
яㅤ в
ㅤ с
в
о
е
йㅤ де
яте
л
ьн
о
с
ти
ㅤ Гр
а
жда
н
с
ки
мㅤ ко
де
кс
о
мㅤ Р
о
с
с
и
йс
ко
йㅤ Фе
де
р
а
ци
и
,ㅤ Фе
де
р
а
л
ьн
ымㅤ за
ко
н
о
мㅤ «О
бㅤ о
бще
с
тв
а
хㅤ с
ㅤ о
гр
а
н
и
че
н
н
о
йㅤ о
тв
е
тс
тв
е
н
н
о
с
тью»,ㅤ а
ㅤ та
кже
ㅤ Учр
е
ди
те
л
ьн
ымㅤ до
го
в
о
р
о
мㅤ о
ㅤ с
о
зда
н
и
и
ㅤ О
бще
с
тв
а
ㅤ и
ㅤ Ус
та
в
о
мㅤ пр
е
дпр
и
яти
я.

По
л
н
о
е
ㅤ фи
р
ме
н
н
о
е
ㅤ н
а
и
ме
н
о
в
а
н
и
е
ㅤ о
бще
с
тв
а
:ㅤ О
бще
с
тв
о
ㅤ с
ㅤ о
гр
а
н
и
че
н
н
о
йㅤ о
тв
е
тс
тв
е
н
н
о
с
тьюㅤ О
О
О
ㅤ «М.В
и
де
о
ㅤ Ме
н
е
дже
ме
н
т». Сокращенное наименование общества: ООО «М.Видео».

Сеть «М.Видео» является лидером среди розничных сетей РФ по продаже бытовой техники и электроники. Кроме того, «М.Видео» является единственной публичной российской непродуктовой сетью. Товарооборот «М.Видео» в 2017 г. составил 157 миллиардов рублей, тогда как товарооборот конкурентов «Эльдорадо» и «Техносила» достиг 112 и 130 миллиардов рублей соответственно [29].

Р
а
с
с
мо
тр
и
мㅤ о
р
га
н
и
за
ци
о
н
н
уюㅤ с
тр
уктур
уㅤ ко
мпа
н
и
и
ㅤ «М.В
и
де
о
»ㅤ 
 (
р
и
с
. 1)
.

ДРП – дирекция по розничным продажам. Данное подразделение занимается развитием розничной структуры, управлением сети розничных магазинов с обеспечением достижения ключевых показателей – оборота, прибыли, уровня сервиса.

КД – коммерческая дирекция. Данное подразделение осуществляет разработку ассортиментной стратегии, разработку и внедрение стратегии работы с поставщиками и закупок, ценовой политики, разработку и внедрение стратегии продвижения товаров.


Рисунок 1 – Организационная структура ООО «М.Видео»

Рисунок составлен по [29]

ДМ – Дирекция по маркетингу. Данное подразделение занимается изучением мнений потребителей о товарах компании. Также в зоне его ответственности находятся проведение рекламных кампаний, поддержка и продвижение товарных категорий, формирование программ лояльности и их внедрение.

ДЛ – дирекция по логистике. Данное подразделение осуществляет координацию взаимодействия контрагентов и подразделений в цепочках поставок товаров. Также оно осуществляет оптимизацию деятельности логистических служб и складского хозяйства.

ФД – финансовая дирекция. Данное подразделение занимается установлением и внедрением финансовых и бухгалтерских требований к деятельнсти подразделений компании. В зоне его ответственности находятся формирование бюджета и его контроль, формирование и реализация инвестиционной стратегии.

ДИТ – дирекция по информационным технологиям. Данное подразделение орсуществляет разработку, внедрение и последующее развиттие информационной системы, а также занимается управлением проектами автоматизации различных операционных процессов.

ДП – дирекция по персоналу. Данное подразделение осуществляет разработку, внедрение и последующее развитие кадровой стратегии компании. Кроме того, дирекция занимается подбором, развитием, кадровым учетом сотрудников разработкой системы мотивации и расчетом заработной платы.

ДРРС – дирекция по развитию розничной сети. Данное подразделение занимается поиском новых объектов для размещения розничных магазинов, организацией строительно-ремонтных работ.

ДПП – дирекция по проектам. Данное подразделение занимается разработкой стратегии управления закупками и поставками товаров, координацией деятельности отделов планирования материальных потоков, обслуживания клиентов.

АХД – административно-хозяйственная дирекция. Данное подразделение занимается обеспечением подразделений компании расходными материалами, организацией питания сотрудников, организацией командировок, поддержанием в рабочем состоянии оборудования и зданий.

ДКР – дирекция по корпоративному развитию. Данное подразделение занимается определением концепции и стратегии развития компании, а также прогнозированием эффективности реализации различных проектов. Дирекция формирует предложения по освоению новых направлений бизнеса, готовит программы по реструктуризации и реинжинирингу бизнес-процессов.


2.2. Анализ состава и динамики персонала ООО «М.Видео»

Проанализируем динамику численности и должностного состава персонала магазина.

В 2015 г. среднесписочная численность персонала составила 28 человек, из них 5 человек – управленческий персонал, 18 человек – торгово-оперативный персонал и 5 человек – вспомогательный персонал. В 2016 г. среднесписочная численность персонала увеличилась до 30 человек за счет роста численности торгово-оперативного персонала на 2 человека. В 2017 г. среднесписочная численность персонала осталась неизменной, при этом численность вспомогательного персонала уменьшилась на 1 человека, а численность торгово-оперативного персонала увеличилась на 1 человека.

Оценим структуру персонала по таким критериям, как пол, возраст, уровень образования, стаж работы на предприятии. Рисунок 2 иллюстрирует возрастную структуру персонала компании.

Рисунок 2 ― Структура персонала магазина «М.Видео» по возрасту в 2017 г.

Рисунок составлен по [29]

Среди сотрудников магазина «М.Видео» преобладает персонал в возрасте 31-40 лет – доля таких работников составила в 2017 г. 47 %. На втором месте по численности персонал в возрасте 31-40 лет – доля данной возрастной группы в структуре персонала составила 23 %. Всего 20 % численности в совокупности составляют сотрудники возрастных групп 41-50 лет, моложе 20 лет и старше 50 лет.

Гендерная структура персонала магазина представлена на рис.3.

Рисунок 3 – гендерная структура персонала магазина «М.Видео» в 2017 г.

Рисунок составлен по [29]

В гендерной структуре персонала магазина преобладают женщины (60 %), доля мужчин в 2016 г. составила 40 %. Это довольно типичная гендерная структура для предприятий, действующих на рынке розничной торговли бытовой техникой и электроникой.

Структуру персонала по уровню образования иллюстрирует рисунок 4.

Рисунок 4 – Структура персонала магазина «М.Видео» по образованию в 2017 г.

Рисунок составлен по [29]

Большинство работников магазина «М.Видео» имеют среднее специальное образование – доля таких сотрудников составила 60 % в общей численности персонала. 33 % работников имеют высшее образование и 7 % - среднее.

Структуру персонала по стажу работы в компании рассмотрим на рис. 5.

Рисунок 5 – Структура персонала магазина «М.Видео» по стажу работы в 2017 г.