Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1. Основные теории мотивации
1.2. Мотивация и стимулирование труда персонала
2. Анализ мотивации персонала ООО «М.Видео»
2.1. Общая характеристика ООО «М.Видео»
2.2. Анализ состава и динамики персонала ООО «М.Видео»
2.3. Анализ системы мотивации ООО «М.Видео»
3. Разработка рекомендаций по развитию системы мотивации персонала ООО «М.Видео»
3.1. Рекомендации по развитию системы мотивации персонала ООО «М.Видео»
Теория справедливости в 1963 году была разработана Дж.С.Адамсом, изучавшим рабочую среду и поведение психологом. Он указывает в своей теории на то, что человек сравнивает собственное вознаграждение не с собственными ожиданиями, а с размером вознаграждения других сотрудников организации на аналогичных позициях. Работник оценивает свой трудовой вклад и трудовой вклад других сотрудников на основе субъективных представлений. «Сотруднику, считающему оценку свое деятельности несправедливой, необходимо объяснить, почему существует разница в вознаграждении и что нужно предпринять для устранения этой разницы. Необходимо также создание справедливой, понятной, прозрачной и четкой системы оплаты труда» [4, c. 88].
Лайман Портер и Эдвард Лоулер в 1968 г. на основе двух существующих теорий – теории справедливости и теории ожидания – разработали новую уникальную модель мотивации персонала. Данная комплексная теория объединяет элементы обеих вышеуказанных теорий. Здесь важную роль в мотивации сотрудников играют пять ключевых факторов: восприятие, результат, усилия, вознаграждение, удовлетворение. Достигаемые работником результаты зависят от совокупности трех факторов: способностей работника, приложенных им усилий и от оценки работником собственной роли. Человек, достигая определенных трудовых результатов, получает внешнее и внутреннее вознаграждение. «Если вознаграждение воспринято работником как справедливое, то он получает удовлетворение своей работой и удовлетворяет свои потребности. Таким образом, чем результативнее окажется труд работника, тем больше он получит удовлетворения от проделанной работы, тем больше будет его производительность в дальнейшем» [7, c. 109].
Американский психолог Дуглас МакГрегор сформулировал теорию «Х-У». Она подразумевает наличие различных типов сотрудников. Концепция Х характеризует ленивого работника: работу он ненавидит, старается ее избегать, работника необходимо контролировать и грозить ему различными санкциями, такой работник избегает всякой ответственности, у него отсутствуют бескорыстные помыслы, для него важна лишь гарантия наличия работы в дальнейшем. «Для такого типа работников необходимо централизованное руководство и распределение работы, постоянный и тотальный контроль, жесткая регламентация поведения, разработанная система санкций, а также отсутствие широких полномочий» [18, c. 75].
Концепция У описывает прямо противоположный тип работника. Сотрудник любит трудиться, способен к самоорганизации, в процессе трудовой деятельности заинтересован, он креативен и изобретателен, а труд для него – разумеющийся сам собой процесс. «Для таких работников должна быть разработана комплексная система поощрений в соответствие с выполненной работой, власти в организации должна быть децентрализованной, руководитель может контролировать только результат деятельности, но не процесс, подчиненные должны принимать участи в управленческих решениях» [18, c. 76].
У. Оучи разнообразил в 80-е гг. ХХ в. подход Д. МакГрегора, разработав теорию «Z». В соответствии с его концепцией, мотивация работника должна базироваться на ценностях «производственного клана», организация должна рассматриваться как единая большая семья. Ценности производственного клана развивают у работника с помощью системы разнообразных стимулов доверие, преданность, солидарность с организацией и коллективом, общими целям и т.д. «Признаками такого типа организации является: долгосрочный найм, медленное продвижение по службе, твердые гарантии занятости, формирование ощущения причастности, доверительные отношения между менеджерами и персоналом, присутствие руководства на производстве, а также меньшее число уровней управления» [13, c. 51]. Эта теория во главе угла ставит коллективную мотивацию и повышение инициативы отдельного работника. В то же время она унифицирует персонал, не подразделяя работников на категории.
В последние годы возникают новейшие теории мотивации, учитывающие переход нашей страны к рыночным отношениям, степень конкуренции между предприятиями, изменения в личностных особенностях современного человека и т.п. Новейшие подходы к осуществлению мотивации персонала подразумевают, что работнику следует быть заинтересованным в деятельности организации, его нужно привлекать к принятию управленческих решений и т.п., именно в таких условиях он работает особо качественно [5, c. 129]. Наиболее известны на сегодняшний день следующие мотивационные теории: участие в управлении организацией, участие в прибыли предприятия, участие в акционерном капитале или в собственности.
В Японии в 1962 году изобрели «кружки качества». В рамках такого кружка небольшая группа сотрудников одного отдела в нерабочее время собирается в неформальной обстановке. «Они обсуждают текущие проблемы, анализируют их и пытаются выработать оптимальные пути их решения. Таким образом участие в управленческих решениях и заинтересованность в работе повышаются, а в следствие этого и мотивация сотрудников» [14,c. 65].
Современные мотивационные теории показывают, что причины, которые побуждают человека к действиям весьма разнообразны. Способов и методов стимулирования сотрудников к труду также очень много. «Сама по себе система мотивации представляет собой: выявление потребностей работника, выбор способа мотивации, осуществление выбранного способа мотивации, вознаграждение за проделанную работу, оценка мотивации, корректировка мотивационных стимулов» [9, c. 71].
Несмотря на то, что по разным вопросам теории мотивации формируют различные положения, они не являются взаимоисключающими, дополняя друг друга. Соответственно, в разных ситуациях менеджеру следует оценивать ситуацию, используя ту или иную мотивационную теорию, которая подходит к данным обстоятельствам.
1.2. Мотивация и стимулирование труда персонала
Для современных организаций необходимо формирование эффективной системы управления персоналом и кадрового менеджмента, который представляет собой систему, ориентированную на управление трудовыми кадрами организации.
Человеческие ресурсы организации являются одним из важнейших факторов ее успеха, эффективная организация их деятельности определяет рост финансово-производственных показателей деятельности предприятия, поэтому в рамках современной ужесточенной борьбы отечественные и зарубежные предприятия ориентированы на формирование системы менеджмента, ориентированного на персонал [8, c. 49].
Неразрывно с процессом мотивации связано понятие мотивирования. Мотивирование – это процесс влияния на человека с целью наставления его на совершение определенных действий через пробуждение в нем определенных мотивов. Данное понятие составляет основу мотивационной деятельности человека. В зависимости от целей, которые преследует мотивирование, выделяют два его типа. Первый тип характеризуется тем, что с помощью внешнего воздействия на человека к пробуждению вызываются необходимые для совершения действий мотивы, нужные для осуществления целей мотивирующего субъекта [12, c. 64]. Основная задача второго типа заключается в формировании определенной мотивационной составляющей человека. В данном случае субъекту мотивирования важно усилить те мотивы, которые приводят к желательным результатам и ослабить мешающие достижению целей [12, c. 66]. Результат от второго типа мотивирования проявляется медленнее, но носит более устойчивый и глубокий характер, поэтому менеджерам выгоднее уделять больше внимания развитию этого типа мотивации.
Процессы мотивации и стимулирования трудовой деятельности имеют тесную взаимосвязь. Для того, чтобы более точно и четко определить особенности этой взаимосвязи, определим, прежде всего, что такое понятия «стимул» и «мотив», которые в переводе с французского языка имеют общее определение – внутреннее побуждение личности к какому-либо действу.
Стимул – это стремление человека к достижению какого-либо результата, мотив – это побудитель, который определяет рвение личности к достижению того или иного результата.
Стимулирование – это инструмент управления мотивацией человека посредством внешнего побуждения к активности через различные блага (стимулы), способные удовлетворить потребности человека [18, c. 34].
В основе понятий мотивирования и стимулирования лежат понятия мотива и стимула. Важно также отметить, что поведение человека определяется обычно не одним мотивом, а их совокупностью, которая составляет мотивационную структуру личности. Мотивационная структура личности является стабильной структурой, находящейся под влиянием следующих характеристик личности: индивидуально-психологических (способности, темперамент, воля и др.); мотивационные (потребности, ценности, интересы, установки); социально- демографические (пол, возраст, семейное положение, образование, квалификация) [3, c. 78]. Но мотивационная структура личности может изменяться под воздействием воспитания человека, его образования, а также под влиянием определенных стимулов.
Получается, что стимул воздействует на поведение человека, актуализируя определенные мотивы. Если мотивы – это внутренние побудительные силы, то стимулы относятся к внешним силам [11, c. 56]. К ним относятся различные материальные и нематериальные блага, а также действия других людей. Причем реакция людей на стимулы не всегда может быть сознательна, а воздействие одного и того же стимула на разных людей может проявляться по-разному.
В качестве рычагов воздействия на мотивацию и способа активации того или иного мотива выступают стимулы. Стимулы играют важную роль в процессе организации трудовой деятельности и повышения эффективности рабочего процесса. Основной целью стимулирования труда является побуждение к более успешной и продуктивной трудовой деятельности. Определение данного понятия трактуется разными авторами с различных точек зрения. Примеры определения понятия «стимулирование» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определения понятия «стимулирование»
Автор |
Определение |
Кибанов А.Я. |
Стимулирование состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. |
Веснин В.Р. |
Стимулирование – это целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих стимулов. |
Базаров Т.Ю. |
Стимулирование труда — способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии. |
Шапиро С.А. |
Стимулирование труда - это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. |
Таблица составлена по [3, 4, 5, 8]
Наиболее полное и содержательное определение представлено В.Р. Весниным, так как оно отражает целенаправленный характер стимулирования, его воздействие на различные аспекты трудового поведения человека, а также особенность применения разных стимулов для каждого вида необходимого поведения. Автор не указывает в своем определении конкретные виды стимулирования, что, в свою очередь, упоминают в своих определениях специалисты по управлению персоналом А.Я. Кибанов и С.А. Шапиро, но только с точки зрения материальной стороны стимулирования труда. Таким образом, соединяя особенности каждого из представленных определений, можно выделить следующую интерпретацию понятия стимулирование: это процесс целенаправленного воздействия на трудовое поведение работника с помощью определенных материальных и нематериальных стимулов для достижения наиболее эффективного и производительного трудового поведения индивида.
Стимулирование имеет двойственную природу, которая проявляется в возможности применения позитивных и негативных стимулов со стороны организации по отношению к работнику [9, c. 60]. Разнообразные стимулы применяются различными организациями для достижения оптимального уровня мотивации у сотрудников, а ее компоненты различным образом сочетаются между собой, в зависимости от необходимого результата. Существует также разграничение по формам стимулирования труда.
Негативные стимулы содержат замечания, выговоры, штрафы, понижение оклада, снижение премии, общественное порицание и так далее. Такие стимулы имеют особенности в использовании, например, требуют ограниченного времени применения, должны быть известны работнику заранее, а также желательно, чтобы они применялись без гласности [7, c. 58].
Материальные денежные формы включают доплаты и надбавки, переменную часть зарплаты и должностной оклад. Данные формы являются эффективным инструментом стимулирования работников во многих ситуациях и в различных компаниях.
Натуральные стимулы включают в себя возможное предоставление жилья, служебного автомобиля, льгот на питание, ценных подарков и так далее [15, c. 81]. Стоит отметить, что при применении данной формы стимулирования может возникнуть противоречивое понимание с точки зрения того, как должны распределяться блага – по статусу, стажу, уравнительно или иным способом. Поэтому неправильное и необдуманное использование такой формы стимулирования может вызвать сопротивление у сотрудников.