Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно теории справедливости эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений других сотрудников, работающих в подобной среде.

Сотрудник оценивает свои награды по сравнению с другими сотрудниками. При этом учитываются условия, в которых он и другие сотрудники работают. Например, один работает на новом оборудовании, а другой на старом, у одного есть одно качество пробелов, а у другого есть другое. Или, например, менеджер предоставляет сотруднику работу, соответствующую его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и т. д.

Модель Л. Портера-Э. Лоулера основана на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости [5].

Далее проводится исследование механизма мотивации. Согласно модели, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: усилий, способностей и характеристик человека, а также осознание своей роли в процессе труда. Уровень усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и того, насколько сильно человек верит в связь между затратами и вознаграждением. Достижение необходимого уровня производительности может привести к внутренней вознаграждения (удовлетворение от работы и т. д.), а также внешние вознаграждения. Может существовать связь между работой сотрудника и вознаграждениями, которые ему даются. Дело в том, что эти вознаграждения отражают возможности вознаграждения определяется управляющим для данного сотрудника и организации в целом.

Зарплату работника играет решающую роль в привлечении, мотивации и удержания адекватной рабочей силы в организации. Компенсация может иметь двойное влияние на сотрудников - мотивацию и демотивацию.

Неэффективная система оплаты труда может привести к неудовлетворенности работников (как размерами, так и методами определения и распределения оплаты труда), что всегда приводит к снижению производительности труда, качества и дисциплины. Сотрудников, которые недовольны компенсацией может вступить в открытый конфликт с руководителями организации, прекратить работу, организовать забастовку или покинуть организацию.

И за зарплату выполнять свою мотивирующую функцию, должна существовать прямая связь между ее уровнем и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы и степени ответственности.

Как часть системы оплаты труда понимают способ исчисления размеров вознаграждения, выплаченные работникам в соответствии с их трудовыми затратами и производительностью.


Система распределения доходов предусматривает, что премиальные выплаты зависят от таких показателей, как производительность, качество, экономия материалов, надежность [13]. В результате работник может чувствовать тесную взаимосвязь между результатами своей работы и размере прибыли.

Поэтому при разработке системы мотивации на предприятии необходимо учитывать ряд мотивирующих факторов, только тогда система мотивации персонала будет эффективной и способствующей достижению целей хозяйствующего субъекта.

1.3. Контроль: сущность и виды

Эффективность использования методов контроля имеет большое значение для дальнейшего развития финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, без которого резко снижается уровень эффективности персонал, поскольку становится невозможным объединение деятельности любых групп. Важно также, чтобы цели, планы и структура самой организации определяли направление ее деятельности, так или иначе расширяют их усилия и направляют выполнение этой работы. Следовательно, контроль представляет собой неразрывное звено в системе неотъемлемым элементом самой сущности каждого субъекта хозяйствования.

Управленческий аппарат субъекта хозяйствования, создавая эффективную систему внутреннего контроля, учитывает различные аспекты, к которым относятся те моменты, которые несет ответственность аудитора за оценку системы внутреннего контроля предприятия. Организация процесса управленческого учета предполагает наличие разнообразной информации обо всех аспектах планирования и ведения бизнеса. Бухгалтерский учет, который аудитор представляет управленческому аппарату субъекта хозяйствования, ограничивается нормативно-правовыми актами, которые регулируют поставленные задачи, оказывают на выбор на использование системы, методов, факторов и форм финансовой отчетности субъекта хозяйствования.

Контрольная функция состоит из следующих этапов [14]:

- сбор, обработка и оценка информации о финансово-экономической деятельности всех структурных отделов или подразделений субъекта хозяйствования;

- сопоставление полученных результатов с показателями, запланированными на начало отчетного периода;

- оценка факторов возникновения снижения или повышения полученных результатов;

- определение механизмов и инструментов для повышения эффективности тех или иных направлений финансово-экономической деятельности субъекта хозяйствования.


Появление отклонений в сторону существенного снижения показателей, запланированных на начало отчетного периода станет толчком принятия срочных и неотлагательных мер по выявлению факторов их возникновения и устранения. В процессе осуществления внутреннего контроля особое внимание необходимо уделить разработке, проверке и оценке системы бухгалтерской (финансовой) отчетности как в целом финансово-экономической деятельности субъекта хозяйствования, так и деятельности каждой структурной единицы в частности.

Вследствие вышеизложенного следует отметить, что процесс эффективности реализации происходит на основании проведения аналитических процедур бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования.

Субъекты хозяйствования в процессе своей деятельности применяют в основном две формы контроля: финансовый и административный [2, с. 17].

Реализация финансового контроля происходит путем получения от каждой бизнес-единицы финансовой отчетности наиболее важных показателей экономической эффективности в стандартных формах, идентичных для местных и иностранных дочерних субъектов хозяйствования. Количество позиций и сроки представления отчетов могут отличаться. Основное внимание уделяется таким показателям, как уровень прибыли, издержки производства и их связь с чистыми продажами, эффективность инвестиций, фонды, финансовое состояние и т. д. Анализ этих показателей осуществляется отдельно для каждого центра ответственности, а также для компании в целом.

Усиление роли контрольной функции при управлении фирмами тесно связано с использованием автоматизированных информационных систем и электронных компьютеров, что позволило нам быстро и точно передавать информацию в пункт назначения, обрабатывать и анализировать ее, определять отклонения от планируемых показателей и принимать неотложные решения в этом отношении. Это позволило осуществлять систематический контроль над производственной и сбытовой деятельностью всех подразделений в его поэтапной реализации, координировать и оперативно вносить необходимые корректировки в связи с меняющимися рыночными условиями. Использование электронных вычислительных и автоматизированных систем способствовало укреплению централизации и эффективности управления, т. е. переходу на высший уровень управленческого контроля за деятельностью субъекта хозяйствования.

Следовательно, место и ценность контроля определяются тем, что это способ организации обратной связи, благодаря которому орган управления получает информацию о ходе своего решения. Контроль позволяет увидеть всю реальную картину состояния производства. И в силу своей эффективности, в конечном счете, зависит от качества решений и их своевременной реализации. Контроль как основная функция в системе менеджмента субъекта хозяйствования состоит из трех видов, которые излагаются на рисунке 4 [16, с. 34-45].


Основные виды контроля

Предварительный, основными средствами осуществления которого является реализация определённых правил, процедур и линий поведения

Текущий, как правило, осуществляется в процессе работы и направлен на деятельность подчиненных

Заключительный, как правило, проводится после истечения определённого времени: происходит сравнение полученных по факту результатов сравниваются с планируемыми или ожидаемыми.

Рисунок 4 – Основные виды контроля как основной функции в системе менеджмента субъекта хозяйствования

В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: разработка стандартов и критериев, сравнение с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процедуры контроля показывает, насколько тесно, по сути, функции управления и планирования объединены. Стандарты - это конкретные цели, ход выполнения которых измерим. Эти цели явно вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны выбираться из множества целей и стратегий организации.

Цели, которые можно использовать в качестве стандартов для контроля, отличаются двумя очень важными функциями. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна выполняться работа, и конкретным критерием для оценки степени выполненной работы.

Сравнительно легко установить показатели эффективности в таких количествах, как прибыль, продажи, стоимость материалов, поскольку они поддаются количественной оценке. Но некоторые важные цели и задачи организаций не могут быть выражены в цифрах.

Опасность использования косвенных проявлений любых величин вместо прямых измерений этих величин заключается в том, что совершенно разные переменные могут влиять на эти измеримые косвенные проявления. Так, например, низкая частота увольнений может отражать не высокую степень удовлетворенности работой, а общее плохое состояние экономики [1]. Менеджер должен быть настороже все время и научиться отделять симптомы от истинных причин. Важно, чтобы менеджеры четко понимали, что в этой конкретной ситуации на результаты их действий будут влиять многие факторы.


2. Оценка функций в системе менеджмента деятельности субъекта хозяйствования

2.1. Анализ планирования и особенности организации в субъекте хозяйствования

Организация планирования на предприятии осуществляется главным образом в экономическом отделе (услуге), работа которого основана на разграничении функций сотрудников субъекта хозяйствования, личной ответственности каждого сотрудника за надлежащее и своевременное исполнение его обязанностей.

Основными задачами отдела планирования и экономики являются [3]:

- проведение работ по экономическому планированию финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;

- работа по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности;

- подготовка установленной статистической отчетности;

- методологическая поддержка соответствующих вопросов;

- участие в рассмотрении разработанных планов, рабочих программ.

В соответствии с поставленными задачами отдел (структурное подразделение, служба и т.п.) осуществляет функции, представленные на рисунке 5.

Основные функции планово-экономического отдела (службы, структурного подразделения) субъекта хозяйствования

Разработка мероприятий по определению резервов и улучшению эффективности осуществляемых работ и т.д.

Подготовка исходных данных для составления проектов всех видов планов, составление тарификационные списков, штатного расписания, сметы доходов и расходов

Расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, расчеты экономической эффективности осуществляемых исследований и разработок

Рисунок 5 – Функциональные особенности деятельности планово-экономического подразделения субъекта хозяйствования

В относительно стабильной внешней среде многие субъекты хозяйствования используют стандартную систему прогнозов и планов предприятия. Годовой план компании составлен в виде комплексной программы производственной, финансово-экономической деятельности.

Он состоит из следующих взаимосвязанных разделов [16, с. 53]:

- производственная программа;

- техническое развитие и организация производства;

- повысить экономическую эффективность производства;