Файл: Социальное страхование и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим данные функции подробнее.

Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о ФСС – выплата пособия по нетрудоспособности, или говоря проще больничный. Ни для кого не секрет, что во время болезни человек не может ездить на работу, часто он вообще не может встать с кровати, т.к. из-за мизерного размера компенсации больничного (она рассчитывается по среднедневному заработку за последние 3 года. Причем, в зависимости от стажа работы начисляется процент от этого среднедневного заработка[27] [25]) россияне до последнего ездят на работу . А если и берут больничный – то болеют серьезно. Но при этом работнику нужно на что-то покупать лекарства. И вот тут и выясняется, зачем нужны пособия от ФСС. Данные пособия по идее не должны дать гражданину помереть с голоду и при этом должны как-то компенсировать затраты, понесенные при лечении или связанные с ожиданием ребенка.

Как это ни странно, но инвалиды в большинстве своем «обслуживаются» в пенсионном фонде. Но они могут получить от ФСС небольшой «бонус» в том числе. Это санаторно-курортное лечение[28]. [26] Назначается оно не всем и не всегда. Также, если у человека серьезная инвалидность (нет ноги, руки, просто ноги не ходят), то можно получить за счет государства протезы, специальную обувь, кресла-каталки.

И самое актуальное в настоящее время (учитывая демографическую яму в нашей стране). Это пособие по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Оно рассчитывается на основании среднедневного заработка за последние два года. С 2020 года максимальную сумму, которая может быть выплачена в качестве пособия по беременности и родам была увеличена[29] [27], Также каждой гражданке Российской Федерации при наблюдении в роддоме выдается родовой сертификат. Что это такое? Это бумажка синего или розового цвета, при предъявлении которой вы можете рассчитывать, что вас примут в роддоме и окажут необходимую помощь. Без этой бумаги вы можете рассчитывать только на то, что врач помнит клятву Гиппократа и ни на что более. После родов, вы оставляете родовой сертификат в роддоме, а они в свою очередь предоставят его в ФСС и роддому оплатят все затраты, которые он понес при приеме у вас ребенка. Также в родовом сертификате есть купон на обслуживание вашего ребёнка, что тоже достаточно важно.

После того, как вас выпишут из роддома, вы сможете до достижения ребёнком полутора лет не работать. ФСС через вашего работодателя должен оплатить вам пусть небольшие, но все-таки деньги. Либо заплатит вам напрямую, если вас уволили/вы просто не работаете, либо вашу компанию ликвидировали.


Также в регионах есть региональные выплаты для беременных и родивших. В Москве это 600 рублей за постановку на учет до 20 недели (такая же выплата есть при постановке на учет в женской консультации в срок до 12 недель. Она тоже в районе 600 рублей)[30] [28] и прочие компенсационные выплаты.

Исходя из вышенаписанного становится понятно, что в теории, Фонд Социального Страхования должен обеспечить самые незащищенные слои населения таким же уровнем благ, который могут себе позволить здоровые люди, ничем не обременённые. И должен улучшить общий уровень качества жизни.

Но что мы имеем на сегодняшний день? Точнее, какие задачи стоят перед Фондом Социального Страхования на настоящий момент?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 29.12.2018) "О Фонде социального страхования Российской Федерации"

Основными задачами Фонда являются:

""обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

(см. текст в предыдущей "редакции)"

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471, от 06.12.2012 N 1262)

(см. текст в предыдущей "редакции")

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. [29]

Как видно из вышенаписанного, основная задача социального страхования в России – увеличение собираемости страховых взносов для дальнейшего их распределения среди нуждающихся. Также необходимо заметить, что Фонд Социального Страхования в настоящее время приступает к работе в области, до этого не свойственной ему. А именно в области заботы о гражданах, находящихся на пенсии и пред пенсионерах. Как известно из данных статистики[31] [30], в настоящее время наша страна переживает период демографического спада. Это значит, что на каждого гражданина пенсионного возраста приходится меньше одного гражданина трудоспособного возраста. Это значит, что заботиться о стареющих гражданах становится некому. Поэтому, для улучшения качества жизни пожилого населения (организации приличных домов престарелых, улучшении качества и количества программ направленных на работу с пожилыми) было принято решение увеличить процентную ставку взносов в Фонд Социального Страхования, направленных на обеспечение пособий на материнство и детство. Теперь эти взносы будут распределяться на материнство, детство и старость и составлять 3.9% от суммы заработной платы до вычета НДФЛ. Полученные средства должны быть распределены на оплату проектов, связанных с улучшением качества жизни стареющих граждан. К примеру, в Москве есть такая программа, как Московское Долголетие. Сущность данной программы в том, что пенсионерам предлагают на пенсии продолжать жить полной жизнью, получать новые знания, заниматься саморазвитием, спортом. На все это требуются денежные средства. А также необходимо оплачивать услуги сиделок, которые в настоящее время в большинстве случаев, оплачиваются родственниками недееспособных стариков. А о тех, у кого нет семьи или они находятся в сложных отношениях, что, к сожалению, не редкость в настоящее время, должно позаботиться государство. Именно такое объяснение было представлено публике, при рассмотрении данной инициативы.


Также нельзя не отметить некоторые актуальные проблемы, стоящие перед Фондом Социального Страхования в настоящее время.

Во-первых, законодательно не определены: порядок, процедуры, источники финансирования средств на выплату страховой части трудовой пенсий. Существует ряд серьезных противоречий в Бюджетном и Налоговом кодексах в той части, которые касаются ЕСН.

Во-вторых, назрела необходимость, и появились экономические возможности повышения уровня пенсионного, медицинского и социального страхования. В качестве первого шага ученые и специалисты высказывают предложения по доведению уровня выплат до минимальных гарантий, предусмотренных Конвенцией МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" и стандартами ЕС. Так, фактический уровень замещения пенсией, предшествующей ей заработной платы работника (так называемый коэффициент замещения), на конец 2008 года составлял по отношению к средней величине пенсий 32%. Тогда как по нормам Конвенции МОТ № 102 его минимальная величина должна составлять не менее 40%, а по стандартам ЕС - не менее 55%. Еще более острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальный размер трудовой пенсии по старости на конец 2008 г. составил всего 56%) прожиточного минимума пенсионера, в то время как его величина должна составлять не менее 80%. В этой связи важнейшей задачей пенсионного страхования в ближайшей и среднесрочной перспективе является поэтапное повышение минимальных размеров страховых (трудовых) пенсий до уровня прожиточного минимума.

В-третьих, в системе социального страхования не нашел ещё воплощения в должной мере принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что особенно характерно для категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы.

Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них составляют всего 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы.

И для решения данной проблемы Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.


Позиция Минтруда России в этой связи состояла в том, что в рамках реформирования системы обязательного социального страхования необходимо решить ряд задач:

- завершить формирование законодательной базы;

- оптимизировать соотношения уровня обязательств и финансовых ресурсов;

- повысить эффективность администрирования расходов в системе обязательного социального страхования;

- создать условия для долговременного баланса доходов и расходов государственных социальных внебюджетных фондов.

Ключевым направлением совершенствованием системы социального страхования является её переориентация с уравнительных принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые индивидуальные страховые права и финансовые ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования. Международный и отечественный опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на не страховые цели.

Данные меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации и повышению уровня заработной платы.

Перспективными для этого могли бы служить следующие подходы:

1) минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (5-7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;

2) средние размеры пенсий и пособий должны быть повышены за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;

3) максимальные размеры выплат по страхованию должны быть соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50-60% предыдущего заработка.

Тем самым будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.

Позицию Минтруда РФ разделяют специалисты Российского объединения социальных технологий (РОСТ), которые предлагают разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России. В частности, в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования и точно перечислены участники системы социального страхования: застрахованные лица (работники), страхователи (работодатели и сами застрахованные лица) и страховщики (государственные и негосударственные фонды, страховые компании). Участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. В обязательном порядке после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, в частности, в закон о негосударственных пенсионных фондах. Помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.


Но необходимо отдать должное нашему Правительству. Даже в условиях кризиса, не идет речи о том, чтобы уменьшить затраты на социальную сферу. За последнее время уровень жизни населения возрос. Во всяком случае в больших городах. Появились новые пособия, столь необходимые незащищенным слоям населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Целью данной работы было понять, что из себя представляет система социального страхования, каковы ее функции и какие задачи стоят в настоящий момент перед Фондом Социального Страхования. Рассмотрев задачи и функции социального страхования в России и мире с точки зрения истории и современности, можно сказать, что основные задачи с момента зарождения самого явления социального страхования остались примерно такие же. Эти задачи – обеспечение для незащищенных слоев населения такого же уровня жизни, что и для остальной части работающего социума.

Изменились только способы исполнения задач.
Изначально, данный вопрос решался через общины, но, с течением времени, данную функцию взяло на себя государство. И с этих пор можно утверждать, что качество услуг увеличилось. Т.е. у государства, а следовательно и у аппарата социальной службы есть большее число ресурсов и возможностей, чем было у общины. Также удалось отметить некоторое различие между системой социальной помощи на территории Российской Федерации и всего остального мира. По своей сущности , отечественная система социального страхования ближе к азиатской модели, где население, получая помощь от государства, по большей части рассчитывает именно на свои собственные силы. Следовательно, социальное страхование в нашей стране – это сфера, которой есть куда расти. Поле для деятельности огромно, т.к. еще не все сферы жизни незащищенных слоев граждан (пенсионеров, матерей, инвалидов, детей) находятся под контролем государства.

БИБЛИОГРАФИЯ

Литературные источники:

1. История первобытного общества: учеб.пособие/ В.Ю. Да-нилова;Владим.гос.ун-тим.А.Г.и Н.Г.Столетовых.–Вла-димир: Изд-во ВлГУ,2014.–75с.
2. Экономическая история : учеб. пособие / С. А. Елизаров. – Гомель : ГГТУим. П. О. Сухого, 2016. – 181 с.

3. А.П. Архипов. Страхование. Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 320 с

4. История стран Европы и Америки в Новое время (1815-1914 гг.) / М. П. Айзенштат, Л. В. Байбакова, В. С. Бондарчук и др. — Аргамак-Медиа Москва, 2016. — 496 с.
5. Комарова Н. С. Особенности социальной политики Франции: опыт для России / Н. С. Комарова // Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы : материалы юбилейной Всероссийской научно-практической конференции XX Уральские социологические чтения (Екатеринбург, 27-28 февраля 2015 г.) / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. — Екатеринбург: УрФУ, 2015. — С. 230-235.
6. Страховое право: учебное пособие / Н.А. Захарова, Д.В. Ши- рипов - М., Омега- Л, 2014
7. Новая история стран Европы и Америки: В 2 кн.: Учебник / Под ред. Е. Е. Юровской и И. М. Кривогуза. М., 2017.
8. Архипов А.П. Страхование: учебник. М.: КНОРУС, 2012. Галаганов В.П. Основы страхования и страхового дела: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2012.
9. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник / Бабич А. М., Павлова Л. Н. М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2015. 294 с.
10. Роик, В. Д. Страхование рисков старости. Медицинское, гериатрическое и пенсионное / В.Д. Роик. - М.: Питер, 2014. - 400 c.