Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
Инициатива издания такого закона, как ни странно, исходила от Всероссийского торгово-промышленного съезда и общества для содействия русской промышленности и торговли. Вознаграждение должно было производиться за счет предпринимателей. Рабочие формулировали свои требования иначе. Страхование ими признавалось как государственное, при этом «государственное» понималось, как принудительное, обязательное. Выдвигались следующие основные требования в отношении страхования: обеспечение в размере полного заработка за все время болезни, в т.ч. вследствие трудового увечья; ответственность предпринимателей или государства.
Однако требования рабочих рассматривались в течение длительного времени. Так, проект Положения о больничных кассах был разработан в 1904 году, основные положения об обязательном государственном страховании от последствий несчастных случаев, а также на случай старости и инвалидности – в 1905 году. Обсуждения же этих законодательных предложений прошли лишь в декабре 1906 г. и в феврале 1907 года. В начале ХХ века «вспомоществование» (так в то время называлась помощь в виде страхования) рабочим во время болезни из собственных средств работодателей было сравнительно редким явлением в промышленной жизни России и оказывалось незначительным числом промышленных предприятий. Выдавалось по усмотрению заводоуправления в зависимости от продолжительности службы рабочих на предприятии, их исполнительности в работе и т.д. Тем не менее, в 1907 году выдача пособий осуществлялась уже в 51 губернии[11]. [11]
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Наемным работникам производилась выплата пособий при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем, полученным у работодателя. С 1918 года по 1929 год шли поиски наиболее приемлемых в те годы видов обеспечения по социальному страхованию. Статьей 176 Кодекса законов о труде в 1922 году были предусмотрены виды пособий:
- при временной нетрудоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды, уход за больным членом семьи);
- дополнительные пособия (на кормление ребенка, предметы ухода, погребение);
- при безработице;
- при инвалидности;
- членам семейств трудящихся по найму в случае смерти или безвестного отсутствия их кормильца;
- оказание лечебной помощи[12]. [12]
С переходом СССР к НЭПу в системе социального страхования значительное внимание стали уделять санаторно-курортному лечению и отдыху застрахованных. 19 декабря 1924 года Наркомтруда СССР (НКТ) принял Циркуляр, который определял порядок расходования средств на организацию домов отдыха и санаторно-курортной помощи. 15 марта 1925 года была утверждена инструкция Центрального управления соцстраха Наркомтруда СССР «Об отборе и направлении больных в санатории Цусстраха на курортах».
До 1929 года существовали губернские фонды социального страхования. Остатки средств, не использованные в губерниях, перечислялись на «Текущий счет бронированных средств Главсоцстраха РСФСР». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 февраля 1929 года «О едином бюджете социального страхования СССР» был введен единый бюджет социального страхования СССР, который включал в себя:
- бюджеты социального страхования по отдельным союзным республикам;
- бюджет социального страхования на железнодорожном и водном транспорте;
- смету Центрального управления социального страхования НКТ СССР.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1930 года «О едином финансовом плане» предусматривалось сведение в общий баланс государственного бюджета, финансового плана промышленности, кредитные планы и поступления по государственному социальному страхованию, таким образом, средства социального страхования влились в государственный финансовый план[13]. [13]
Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 июня 1931 года «О социальном страховании» отмечалось скопление огромных средств социального страхования. 8 июля 1931 года в развитие указанного постановления было утверждено «Положение об органах социального страхования», которым предусматривались следующие органы социального страхования:
- выплатные пункты касс социального страхования;
- территориальные кассы социального страхования (районные, городские, областные, краевые, республиканские в союзных республиках);
- отраслевые кассы социального страхования (также по территориям);
Центральное управление социального страхования (Цусстрах) и Союзный совет социального страхования (СССС).
В 1933 году произошла реорганизация управления средствами социального страхования. Наркомтруда СССР был ликвидирован, его функции были переданы Всесоюзному Центральному Совету профессиональных союзов (ВЦСПС).С 1933 года средства социального страхования в СССР находились под управлением советских профсоюзов. В ВЦСПС организацией управления средствами социального страхования занимался отдел по государственному социальному страхованию, который был подотчетен Президиуму ВЦСПС.
В краях, областях, автономных республиках СССР были созданы аналогичные структуры управления: при областных и краевых советах профсоюзов также работали отделы по государственному социальному страхованию, которыми управляли областные, краевые советы профсоюзов.
В 1971 году введено социальное страхование колхозников, для чего был создан Централизованный Фонд социального страхования колхозников наряду с бюджетом государственного социального страхования рабочих и служащих. Страховой тариф был установлен в размере 2,4% от начисленной оплаты труда[14]. [14]
С введением социального страхования колхозников государство завершило свои конституционные обязанности по выполнению социальных обязательств для всех категорий трудящихся страны, уравняв тружеников села с рабочими и служащими.
20 лет просуществовала эта система, претерпевая значительные изменения, и в 1991 г. слилась с системой государственного социального страхования рабочих и служащих[15]. [15]
Совместным Постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25.12.1990 года № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» с 1 января 1991 года был образован Фонд социального страхования Российской Федерации. Управление Фондом было возложено на Совет Федерации независимых профсоюзов РСФСР (ФНПР).
Этим же постановлением Совету Федерации независимых профсоюзов РСФСР предлагалось в 2-х недельный срок разработать и утвердить Положение о Фонде социального страхования РСФСР.
Однако только 29.05.1991 года совместным постановлением СФНПР, согласованным с Минфином РСФСР и Министерством юстиции РСФСР, были утверждены «Временное положение о Фонде социального страхования РСФСР» и «Временная Инструкция о порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда социального страхования РСФСР».
Была создана структура управления Фондом. Высшим органом стало Правление Фонда в составе 150 представителей Центральных и региональных отраслевых комитетов профсоюзов и Исполнительная дирекция, подотчетная Совету Федерации независимых профсоюзов России.
Но в регионах в 1991 году ничего не изменилось. При областных советах профсоюзов или федерациях профсоюзных организаций (в разных субъектах России объединения профсоюзов в это время уже назывались по-разному) как работали ранее, так и продолжали в течение всего 1991 года работать отделы по государственному социальному страхованию под управлением профсоюзов.
Вновь началась дезинтеграция в управлении социальным страхованием. Как у профсоюзов шло деление на профсоюзные объединения, так и управление средствами социального страхования делилось на мелкие отделения Фонда или даже самостоятельные Фонды при профсоюзных объединениях.
Правительство Российской Федерации, обеспокоенное складывающейся ситуацией в профсоюзах по управлению средствами социального страхования, вновь начинает процесс осуществления государственного контроля над Фондом социального страхования Российской Федерации. 4 января 1992 года Правительство совместно с Советом Федерации независимых профсоюзов России принимает Постановление «О совершенствовании управления Фондом социального страхования Российской Федерации в 1992 году».
Правление Фонда было сокращено со 150 человек до 23 и в него было решено ввести 5 представителей от Министерств и Ведомств, а также от альтернативных профобъединений, не входящих в состав ФНПР.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 13.03.1992 г. № 19 было утверждено «Типовое положение об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации», согласно которому образовывались отделения Фонда (региональные, отраслевые, межотраслевые) при советах, федерациях, отраслевых комитетах профсоюзов. Для руководства отделением Фонда создавались Правление или координационный совет, которые избирали Председателя и утверждали по согласованию с Генеральной дирекцией Фонда социального страхования Российской Федерации директора и главного бухгалтера отделения. Правления и координационные советы формировали на местах исполнительные органы Фонда.
В качестве исполнительного органа Фонда была создана Центральная исполнительная дирекция Фонда.
В начале 1992 года Правительством Российской Федерации намечалась попытка расширить представительство в управлении Фондом профобъединений, не входящих в ФНПР, и таким образом снять или хотя бы смягчить напряжение, возникшее в связи с усилением роли ФНПР в управлении Фондом социального страхования РФ. Усиление роли ФНПР приводило к конфликтам и, как уже говорилось выше, создавались многочисленные, отдельно взятые Фонды при альтернативных ФНПР профсоюзах.
8 августа 1992 года выходит Указ Президента Российской Федерации «О Фонде социального страхования Российской Федерации», которым управление Фондом было передано Совету Министров – Правительству РФ при участии общероссийских профсоюзов. Но на деле еще в течение года ничего не изменилось.
Окончательно управление средствами государственного социального страхования было передано Совету Министров РСФСР – Правительству РСФСР Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 1993 года № 1503.
В 1994 г. на основе Фонда социального страхования РСФСР был создан Фонд социального страхования Российской Федерации, деятельность которого регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации". Согласно данному нормативному правовому акту Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами.
С 1994 г. Фонд социального страхования РФ управляет средствами обязательного социального страхования, которые расходуются на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет, а также на оплату путевок на оздоровление детей работников.
В конце 1990-х г.г. взамен ранее существовавших гражданско-правовых институтов возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью работника, которые не гарантировали возмещение вреда пострадавшим в случае тяжелого финансового положения работодателя или его ликвидации, была создана новая система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Работа по введению обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний началась еще в 1996г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 1149-р. Указанным распоряжением был утвержден план подготовительной работы по введению данного вида страхования, а также определено, что ответственным за разработку федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является Фонд социального страхования РФ. Фонд начал работу по сбору и анализу полученной от работодателей информации о числе пострадавших и затратах на возмещение им вреда, чтобы получить необходимые данные для установления размера страховых тарифов; проводил работу по предварительной регистрации страхователей, учету лиц, которым должно быть предоставлено право на получение обеспечения по страхованию[16]. [16]
Как видно из данного исторического обзора, наблюдается некоторая разница между развитием социального страхования в России и мире. Если в мире рабочие сами объединялись и продвигали свои идеи об обеспечении себя необходимыми гарантиями сами, то на территории Российской империи, а затем СССР социальное страхование направлялось прежде всего от руководства. Данное различие можно объяснить особенностями менталитета среднестатистического жителя России. В характере россиянина, как правило, наблюдается отзывчивость на проблемы окружающих, но справляться с ними, в отличие от жителей Европы, россияне предпочитают сами, без помощи государства. Такова особенность национального характера.