Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики..pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в научных исследованиях содержатся высказывания ученых, что появление категории "финансы" обусловлено возникновением государства, поскольку для выполнения им ряда общественных функций - управления страной, обороны, охраны общественного порядка, строительства сооружений и т.д. требовались соответствующие денежные средства.
Для этих целей государством стали создаваться запасы натуральных и денежных ресурсов. Вначале были введены налоги в натуральной, а затем и в денежной форме.
Категория "финансы" обусловлена появлением и существованием товарно-денежных отношений в обществе.
Объектом исследования являются общественные отношения в финансового права.
Предметом данного исследования являются финансы как инструмент регулирования экономики.
Основной целью данной работы является исследование финансов как инструмента регулирования экономики.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить последующие задачи:
- изучить правовая характеристика финансов;
- исследовать практические аспекты финансов как механизма регулирования экономики.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных правовых актов и литературы.
ГЛАВА 1.ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ
1.1.Финансы как экономическая категория
Содержание финансов как экономической категории составляют не сами по себе деньги (денежные знаки или записи на соответствующих счетах), а те виды экономических отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, финансовых ресурсов и накоплений.
Финансы, таким образом, являются денежными отношениями, в которых одним из участников обязательно выступает государство (муниципальное образование) либо его орган, организация, другой субъект права, наделенный соответствующими властными полномочиями.
К числу финансовых отношений относятся только те денежные отношения, наличие которых обусловлено фактом существования государства как органа управления и существованием товарно-денежных отношений в обществе.
Финансы существуют объективно, поскольку они относятся к экономическим категориям, они не создаются государством, а проявляются в его деятельности, как правило, в правовой форме.
Формы проявления финансов отражают национальные, политические, социально-экономические и другие черты соответствующего общества, поэтому совершенно справедливо использовать понятие "национальные финансы"[1].
Финансовые отношения строятся на необходимых потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Но хотя финансы и относятся к базисной категории, они во многом зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности.
Органы власти, как известно, относятся к надстроечной категории.
Диалектика взаимоотношений между базисом и надстройкой состоит именно в том, что только социальные и экономические причины порождают необходимость возникновения новых финансовых отношений, а государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют их[2].
Следовательно, финансы - это вид экономических денежных отношений по аккумулированию, распределению и использованию финансовых средств государства и муниципальных образований в целях финансового обеспечения выполнения ими управленческих функций и задач в обществе, основанном на товарно-денежных отношениях.
Посредством использования финансов государство осуществляет регулирование экономики, влияет на социальные и политические процессы и т.д.
В экономической и юридической литературе понятие "финансовая система" и ее структура определяются по-разному.
Так, например, некоторые экономисты при определении структуры финансовой системы исходили из учета той роли субъекта, которую он выполняет в расширенном общественном воспроизводстве, в создании валового общественного продукта, участия во внешнеэкономической деятельности, на финансовых рынках[3].
Поэтому основу всей финансовой системы, по их мнению, составляют финансы предприятий, организаций, занятых в сфере материального производства.
Следующее место в финансовой системе принадлежит финансам страховых организаций, поскольку они обеспечивают возможность восполнения производственных и иных потерь, возникших при наступлении чрезвычайных природных или техногенных катаклизмов.
И, наконец, в финансовую систему включаются государственные финансы, поскольку в условиях товарно-денежных отношений государство не может не осуществлять управление общественным производством и другими областями общественной жизни.
Юристы, занимающиеся проблемами финансового права, в том числе вопросами финансовой системы, за основу берут соответствующие научные разработки экономистов, внося свои коррективы, обусловленные спецификой правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере финансов.
Необходимо иметь в виду, что проблемами финансовой системы, ее сущности, структуры интересовались ученые-юристы как дореволюционного периода (октябрь 1917 г.), так и в советский период развития нашей страны. В науке финансового права были высказаны соображения о возможности рассмотрения понятия "финансовая система" не только как экономической категории (совокупности определенных общественных отношений), но и в качестве управленческой категории (совокупности специальных органов государства и муниципальных образований, осуществляющих деятельность в сфере финансов).
Большинство юристов, изучающих сущность, природу, структуру, значение финансовой системы, рассматривают ее как экономическую категорию, развивающуюся одновременно с развитием общества и соответствующего государства.
Хотя нельзя не отметить, что до настоящего времени в юридической науке используется двуединое понимание категории "финансовая система". Вопросы, касающиеся финансовой системы, обозначены во многих опубликованных учебных и научных работах, особенно возрос интерес к данной проблеме в 90-х гг. прошлого столетия[4].
В зарубежной литературе имеется определение "финансовая система", отличающееся от сложившегося в российской юридической науке представления, суждения о названной категории. Финансовая система определяется как совокупность рынков и других инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками[5].
При всем прагматизме этого определения оно несколько односторонне, так как отражает только институциональную основу рыночной стороны финансовой системы, в нем не учтены действия финансовых институтов государства, их роль в общественном секторе экономики, направленная на формирование, распределение и использование фондов денежных средств[6].
Каждый из звеньев (институтов) финансовой системы объединяет специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды финансовых средств, доходов в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государственным принуждением предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов (финансовых ресурсов).
Финансовое правоотношение, как и любое иное правоотношение, состоит из трех элементов: субъекты, объект и содержание.
Субъекты - это участники финансового правоотношения (физические липа, организации).
Объект - это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные блага, доход, прибыль и т.д.).
Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие юридическую связь между субъектами (участниками) финансового правоотношения.
Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется или прекращается на основе правовых норм; участники конкретного правоотношения индивидуально определены, имеют субъективные права и несут соответствующие юридические обязанности, находятся под охраной государства.
Финансовое правоотношение в отличие от иных правоотношений:
1) возникает в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
2) одним из его субъектов всегда является государство или местное самоуправление в лице своих органов или наделенный ими властными полномочиями соответствующий субъект права;
3) является разновидностью имущественных (денежных) отношений;
4) юридическая ответственность недобросовестного участника наступает непосредственно перед государством или муниципальным образованием.
Эти отмеченные признаки позволяют отграничить финансовое правоотношение от смежных правоотношений, например от административных правоотношений, возникающих при наложении административного штрафа.
Административные штрафы, как известно, налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государства и не имеют цель формирование денежных ресурсов.
Цель иная - наказание правонарушителей, поэтому данное общественное отношение регулируется не нормами финансового, а нормами административного права.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два важнейших правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный (денежный)[7].
Мобилизация, распределение и расходование государством или муниципальными образованиями денежных средств (финансовых ресурсов) представляют собой деятельность (процесс) материального, имущественного характера.
Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
Властно-имущественный признак характерен и для определенных административных правоотношений (конфискация, реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе определенной управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с управлением в сфере финансов, с организацией финансовой деятельности, в частности с организацией поступления денежных средств в бюджет государства.
Многообразие финансовых правоотношений предполагает и разнообразные основания, способы их классификации.
По своему материальному содержанию финансовые правоотношения можно группировать по следующим видам:
1) бюджетные;
2) налоговые;
3) в области страхования;
4) кредита (государственного и банковского);
5) расчетов;
6) в области денежного обращения;
7) валютных отношений.
В зависимости от направления финансовой деятельности финансовые правоотношения также в науке финансового права подразделяются: на бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; налоговые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности организаций вне зависимости от формы собственности, на которой они функционируют, и т.д.
Учитывая способ реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников, финансовые правоотношения также подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе осуществления финансовой деятельности, как публичной так и частной. В них реализуется регулирующая функция финансового права.
Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения. Возникает правовая связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем, в результате чего к нарушителю могут быть применены меры государственного принуждения, в том числе и меры юридической ответственности. В данном случае реализуется охранительная функция финансового права.