Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от содержания финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние подразделяются на материальные и процессуальные. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают, в частности, правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму финансовой деятельности (процесса аккумулирования, распределения, перераспределения и использования государственных (муниципальных) финансовых ресурсов (денежных фондов)), поэтому, как отмечается в литературе, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) реализацию материальных правоотношений.

Финансовое правоотношение, как отмечается в литературе, возникает между:

- органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

- вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

- предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, службами и другими ведомствами;

- финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

- финансовыми органами и гражданами;

- самими финансово-кредитными органами и т.д.

Финансовая деятельность государства - это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Финансовая деятельность является неотъемлемой частью экономической жизни общества и обусловливается наличием товарно-денежных отношений, главнейшим участником которых является государство или муниципальные образования.

Для полноценного участия государства и муниципальных образований в этой системе отношений, а также в целях достижения поставленных задач и функций они нуждаются в финансовом обеспечении своей деятельности.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере создания, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий).

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.


Финансовая деятельность - это вид человеческих действий, имеющий различную степень обобщенности и выражающийся в разных формах: в действиях государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, действующих на основе различных форм собственности, обусловленных наличием в обществе товарно-денежных отношений и направленных на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств[8].

Понятие "финансовая деятельность" следует подразделять на финансовую деятельность государства, финансовую деятельность муниципальных образований (публичная финансовая деятельность) и финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих на различных формах собственности (частная финансовая деятельность)[9].

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это деятельность уполномоченных органов, направленная на реализацию финансовой политики государства в процессе распределения и перераспределения общественного продукта, в том числе части национального дохода общества, путем создания, распределения (перераспределения) и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения выполнения их задач и функций. Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов выражается в действиях соответствующих субъектов, направленных на создание и использование различных фондов денежных средств, необходимость которых обусловлена наличием товарно-денежных отношений.

Финансовую деятельность государства и муниципальных образований осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется уполномоченными органами с использованием разнообразных методов.

Их разнообразие зависит от следующих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

В юридической литературе методы осуществления финансовой деятельности принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ) и муниципальные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойствен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.


При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.

Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - в отношении как государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

К другим методам собирания и распределения денежных средств можно отнести:

- добровольные взносы денежных средств (вклады населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг);

- пошлины, которые в отличие от налогов взимаются, как правило, за какие-либо услуги, оказываемые организации или гражданину (государственная, таможенная, судебная пошлина);

- страхование имущества, личности, ответственности, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;

- иные методы, например штрафы, платежи.

Таким образом, любое мероприятие в государстве невозможно провести без формирования, перераспределения и использования финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства и муниципальных образований, которая осуществляется, как правило, в правовой форме.

Следовательно, финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это основанная на правовых актах, организационная, плановая деятельность публично-правовых образований (Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований), государственных органов и муниципальных органов по формированию, перераспределению и использованию фондов денежных средств в целях финансового обеспечения бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено, например, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).


Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, в частности федерального закона о федеральном бюджете на текущий год и плановый период, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

1.2. Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы (фонды денежных средств) подразделяют на централизованные и децентрализованные, общего или целевого назначения. Централизованные денежные средства (финансовые ресурсы) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.

К децентрализованным финансовым ресурсам относятся денежные средства (фонды) предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов.

Бюджетная система, по мнению всех ученых, является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, с которым взаимодействуют все ее звенья в той или иной форме.

Основываясь на конституционных принципах федерализма и самостоятельности местного самоуправления, бюджетное законодательство закрепило в Российской Федерации три уровня в бюджетной системе: 1 уровень - федеральный бюджет; 2 уровень - бюджеты субъектов РФ; 3 уровень - местные бюджеты. В бюджетную систему России входят также бюджеты государственных внебюджетных (социальных) фондов: бюджет Пенсионного фонда РФ, бюджет Фонда социального страхования РФ, бюджеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Администрирование поступления доходов в указанные бюджеты государственных внебюджетных (социальных) фондов в настоящее время возложено на ФНС, в Налоговый кодекс РФ внесен специальный XI раздел "Страховые взносы в Российской Федерации"[10].


Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию своих различных публичных функций.

Бюджетная система тесно взаимосвязана с остальными звеньями финансовой системы, поэтому именно через нее в основном осуществляется финансовая политика государства и местного самоуправления.

Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства.

Устойчивая и надежная бюджетная система является реальным гарантом финансового суверенитета государства.

Важное значение государственного бюджета в развитии общества обеспечивается надлежащим состоянием его правового регулирования.

Не случайно большое внимание государственному бюджету, в частности федеральному, как основному финансовому плану государства, уделено в Конституции РФ[11].

В соответствии с Конституцией РФ разработка проекта федерального бюджета, представление его для обсуждения и принятия в Государственную Думу, обеспечение исполнения федерального бюджета, представление в Государственную Думу отчета о его исполнении возложено на Правительство РФ (п. "а" ч. 1 ст. 114).

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды, о которых пишут ученые, создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Их средства должны направляться на определенные цели, которые вызвали необходимость их создания.

Однако, как отмечалось в литературе, в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), с распыленностью государственных финансовых ресурсов по многим фондам, с неэффективным использованием было решено их консолидировать в бюджетную систему в качестве бюджетных целевых фондов, а впоследствии они были упразднены. Речь идет о таких фондах, как дорожный, экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступностью и др.[12].

Финансы страхования, являясь звеном финансовой системы, не представляют в настоящее время нечто единое целое в организационном смысле, так как в нашей стране ликвидирована государственная монополия в области страхования.

В стране осуществляют свою деятельность в области страхования большое количество различных организаций, функционирующих на праве частной собственности, и известна только одна компания ("Егория"), которая функционирует на праве государственной собственности (собственности субъекта РФ).