Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО «Электро-Маркет».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Сущность конкурентоспособности компании
1.1. Сравнение отечественных и зарубежных подходов к оценке конкурентоспособности
1.2. Методы оценки конкурентоспособности
ГЛАВА 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Электро-Маркет»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Электро-Маркет»
2.2. Оценка конкурентоспособности и анализ рыночной привлекательности предприятия
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что оценка конкурентоспособности предприятия позволяет ему решить следующие важные задачи: определить свое положение на рынке; разработать стратегические и тактические мероприятия эффективного управления; выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции; привлечь средства в перспективное производство; составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др. Однако это возможно только при наличии объективных методик оценки уровня конкурентоспособности предприятия и эффективных организационно-экономических мероприятий по управлению конкурентоспособностью с целью ее повышения[1].
Общеизвестно, что именно конкурентоспособность товаров и услуг выступает основным критерием в успешной коммерческой деятельности предприятия.
Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной.
Объект работы – ООО «Электро-Маркет».
Предмет работы – конкурентоспособность компании.
Цель работы – проанализировать деятельность и разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Электро-Маркет».
Цель работы обусловила необходимость решения следующих задач:
1) изучить сущность конкурентоспособности компании;
2) проанализировать деятельность и конкурентные позиции ООО «Электро-Маркет»;
3) разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Электро-Маркет» и дать их экономическую оценку.
Информационную базу настоящей работы составили нормативные акты Российской Федерации, литературные источники, периодические издания, материалы научных конференций и семинаров, информационные данные сети Интернет по теме «Основы управления конкурентоспособностью».
Теоретические и методологические основы конкуренции товарных рынков глубоко рассмотрены в работах представителей различных экономических школ, среди которых А. Курно, А. Смит, А. Маршалл, Дж. Робинсон, А. Маршалл, Ф. Кене, К. Маркс, Дж. Милль, В. Ойкен, М. Портер, Д. Риккардо, Ф. Хайек, Э. Чемберлен, Й. Шумпетер и др.
В развитие современных экономических теорий по конкуренции внесли значительный вклад отечественные исследователи, такие как А.Ю. Юданов, изучавший продвижение товаров на рынок, Н.М. Розанова и С.Б .Авдашева, исследовавшие структуру товарных рынков. Проблемы конкуренции отражены также в работах А.И. Добрынина, В.И. Видяпина, И.В. Стародубровской, В.В. Радаева, С.В. Цухло, Н.В. Федорковой, А.Н. Чеканского и др.
Многоплановость понятия конкурентоспособности как экономического явления рассматривалась с различных позиций представителями различных экономических школ, среди которых Д. Гелбрейт, С. Брю, Д. Кейнс, М. Интрилигейтор, К. Макконнелл, Ч. Кетелс, Ф. Найт, П. Хейне и другие.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для повышения конкурентоспособности ООО «Электро-Маркет». Предложенные в работе методы и рекомендации носят универсальный характер и поэтому могут быть применены различными предприятиями.
ГЛАВА 1. Сущность конкурентоспособности компании
1.1. Сравнение отечественных и зарубежных подходов к оценке конкурентоспособности
В таблице 1 представлены некоторые трактовки понятия «конкурентоспособность» отечественных и зарубежных авторов[2].
Таблица 1
Трактовки понятия «конкурентоспособность предприятия»
Авторы |
Конкурентоспособность – это…. |
Т.Г. Философова, В.А. Быков |
"...Способность конкурировать на рынках товаров и услуг" |
И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова |
"Интегральная конкурентоспособность предприятия по отношению к другим предприятиям - это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать / уменьшать долю" |
Э.В. Минько, М.Л. Кричевский |
"Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке" |
А.А. Чурсин |
"...Способность поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном плане" |
М. Портер |
"Конкурентоспособность обусловлена скорее эффективностью, с которой фирмы используют мощности для производства товаров и услуг" |
Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг |
"...Способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают... конкуренты" |
B. Гpибoв, B. Гpyзинoв |
"Преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами" |
Ю.Б. Рубин |
"...Способность применять совокупный конкурентный потенциал для борьбы с соперниками и достижения конкурентных преимуществ" |
Л.М. Калашникова |
"Конкурентоспособность предприятия - понятие комплексное, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы" . |
Таким образом, ключевые свойства конкурентоспособности:
– это сравнительная характеристика, полученная путем сопоставления с конкурентами;
– носит динамический характер, может достигаться или исчезать с течением времени;
– находит выражение в конкурентных преимуществах, т.е. в выборе одного объекта другому по одному или нескольким параметрам;
– может быть оценена с помощью системы показателей;
– это способность выдерживать конкурентную борьбу[3].
Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность».
Многовариантность определений, относительность, а также различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.
1.2. Методы оценки конкурентоспособности
Основные методы оценки конкурентоспособности с целью эффективного управления ею показаны в таблице 2.
Таблица 2
Методические подходы к оценке конкурентоспособности
Метод |
Расшифровка |
Оценка с позиции сравнительных преимуществ |
Происходит выявление преимуществ над конкурентами |
Оценка с позиции теории равновесия |
Определение факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у конкурентов производительностью |
Оценка с позиций анализа товара/услуги предприятия |
Конкурентоспособность оценивается как соотношение цены и качества. |
Оценка на базе качества продукции |
Конкурентоспособность товара производится сопоставлением с параметрами базы сравнения по группам технических, экономических и иных параметров. |
Оценка на основе теории эффективной конкуренции |
В основе метода принимается оценка четырех групповых показателей. 1 группа – показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом; 2 группа, отражающие эффективность управления оборотным капиталом; 3 группа, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования; 4 группа – показатели конкурентоспособности товара. |
Оценка по профилю требований |
Наиболее сильный конкурент и степень продвижения предприятия определяются при помощи шкалы экспертных оценок. |
Оценка при помощи SWOT-анализа |
Анализируются слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды. |
Метод разницы |
Позволяет провести сравнение с предприятием конкурентом по отдельным показателям, которые выявляют преимущества и недостатки предприятия. |
Матричный метод оценки конкурентоспособности |
Данный метод основан на учете жизненного цикла товара/услуги. Анализируется матрица, построенная по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали– относительная доля товара/услуги на рынке. |
Метод «эталона» (графический метод) |
Позволяет обозначить зоны конкурентных преимуществ и недостатков предприятия. При его использовании определяются направления (зоны) оценки конкурентоспособности, но рекомендуется использовать 5–6 направлениями оценки |
Метод DEA анализа |
Оценка эффективности систем однородных объектов, занимающихся идентичными видами деятельности и использующим одинаковые ресурсы. |
Метод рангов |
Определение места среди двух конкурентов по каждому объекту оценки путем ранжирования достигнутых показателей. |
В зависимости от целей оценки может быть назначена прогнозируемая или реальная конкурентоспособность.
1.3. Анализ и оценка конкурентоспособности организации с целью повышения ее рыночной привлекательности
Основные принципы анализа и оценки рыночной власти.
Принципы анализа и оценки рыночной власти представлены в таблице.
Таблица 3
Принципы анализа рыночной привлекательности
Название принципа |
Краткая характеристика |
Перспективность |
Анализ направлен на долгосрочную перспективу, поэтому последствия принимаемых по результатам анализа решений будут значимыми для организации на протяжении длительного времени. Необходимо стараться избегать ошибок во время анализа, так как их последствия невозможно изменить, или исправить. |
Устойчивость |
Выбрав технологию анализа руководство организации обязано последовательно проводить ее, подчиняя ей все свои тактические действия. Но так как анализ осуществляется в области высокой неопределенности и разнесен во времени, поэтому руководство организации всегда должно быть готово к проведению корректирующих изменений. Эти изменения не должны противоречить согласованной концепции развития, иначе принятая анализ потеряет всякий смысл. |
Реализуемость |
При постановке долгосрочных целей и задач анализа для их достижение необходимо учитывать реальные возможности организации. |
Поэтапность |
Проведение анализа происходит поэтапно: решение долгосрочных задач происходит через реализацию среднесрочных и краткосрочных целей. Необходимо помнить, что поставленных целей можно достичь только последовательной работы, постоянно контролируя проведение анализа. |
Комплексность |
Создание системы сбора и анализа информации позволяет своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Чтобы качественно провести анализ, необходимо учесть большое число факторов. В большей степени нужно изучать внешнюю среду, но и не упускать внутренние процессы, происходящие в организации. При этом для организации на первый план выходит проблема определения компетентности, качества трудовых ресурсов и общей способности к взаимодействию команды для обеспечения слаженной работы. Оценка внутренних ресурсов позволит провести анализ. Всесторонние изучение экономического явления или процесса с целью объективной оценки. |
Приоритетность |
Выбранная технология анализа рыночной власти и путь ее реализации служат основой для построения всех оперативных планов деятельности организации. Но чаще всего, на этом этапе происходит задержка. |
Конкретность |
Анализ состыковывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение. |
Системность |
Изучение экономических явлений во взаимосвязи |
Регулярность |
Анализ следует производить постоянно, через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю. |
Объективность |
Критичное и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных доводов. |
Действенность |
Пригодность использования результата анализа в практических целях для повышения результативности производственной деятельности. |
Экономичность |
Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть меньше того экономического эффекта , который будет получен в результате его проведения |
Сопоставимость |
Данные результата анализа должны быть легко сопоставимы сдруг другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов. |
Научность |
При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами. |
Таким образом, можно выделить следующее основное определение, анализа рыночной привлекательности для усиления конкурентоспособности – это комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования[4].
Основным показателем экономической силы предприятия является рыночная доля. Однако в практике нет четко определенного ориентира или порогового значения, при превышении которого фирма мота бы считаться доминирующей. При измерении власти на рынке используются три различных критерия: [5]
эффективность деятельности (основан на подсчете прибыли и разницы между себестоимостью и продажной ценой),
соперничество (зависимость продаж фирмы от объема выпускаемой ею продукции в уровне продаж ее соперников, а также изменений в поведении покупателей)