Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики..pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
При этом необходимо отметить, что в области страхования активное участие принимает и иностранный капитал, что, безусловно, повышает конкуренцию на страховом рынке.
Рассматривая финансы страхования как звено финансовой системы, необходимо четко иметь в виду, что страхование как вид человеческой деятельности подразделяется на два различных типа.
Первый тип - это социальное страхование, результат длительной борьбы наемных рабочих за свои социальные права.
Второй тип - классическое (традиционное) страхование, которое возникло значительно раньше первого типа и которое было обусловлено разделением труда, развитием мореплавания и торговых отношений между различными странами и народами, необходимостью материально (финансово) обеспечить продолжение своего дела и собственную жизнь и здоровье от возможности наступления отрицательных последствий непредвиденных, случайных обстоятельств.
Эти два типа страхования, хотя и имеют общие юридические черты, но по своей сущности значительно отличаются друг от друга. Указанное различие закреплено в Конституции РФ и других нормативных правовых актах, регулирующих страховые отношения.
Указанный тип страхования регулируется специальными нормативными правовыми актами, управляют средствами данного типа страхования специально созданные государственные организации - фонды (орган управления): Федеральный Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Денежные средства (ресурсы), в результате проведения страховых и иных связанных с ними операций поступающие страховым компаниям и этим субъектам, обеспечивающим проведение страховых операций, в целом образуют звено финансовой системы, так или иначе находятся во взаимосвязи с другими звеньями финансовой системы, в частности с бюджетной системой. "Классическое" страхование осуществляется в различных видах и подразделяется по разным основаниям на: имущественное и личное, обязательное и добровольное и т.д.
Для науки финансового права особый интерес представляет обязательное государственное страхование, поскольку оно осуществляется за счет средств государственного бюджета или средств государственных внебюджетных фондов, когда речь идет о социальном страховании.
Поэтому в федеральном бюджете должны предусматриваться соответствующие финансовые ресурсы, предназначенные для выплаты страховых возмещений при наступлении соответствующего страхового случая.
Но поскольку, как отмечалось ранее, организация и осуществление страхового дела в России при переходе ее к рыночным условиям стали находиться в руках субъектов, функционирующих, как правило, на праве частной собственности, остается открытым вопрос о целесообразности и эффективности оставления в их компетенции проведения государственного обязательного страхования.
Представляется, уже наступило время для создания федерального казенного учреждения с наделением его полномочиями по проведению такого вида страхования, в котором все необходимые условия предусмотрены законом, и проявлять особую изобретательность и предприимчивость, что необходимо в условиях рынка, не требуется.
В свою очередь такое мероприятие, бесспорно, принесет не только экономию в расходовании бюджетных средств, но и соответствующий доход в федеральный бюджет.
Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства и муниципальных образований, как правило, осуществляется в правовой форме.
Правовое регулирование, по мнению ученых, это нормативно-организационное воздействие комплекса правовых средств на общественные отношения с целью их упорядочения, развития и охраны в соответствии с потребностями общества.
Важнейшей составляющей правового регулирования общественных отношений является норма права, правило поведения, установленное или санкционированное государством и муниципальными образованиями, которое представляет собой образец для поведения участников соответствующего правоотношения.
В теории государства и права отмечается также, что правоотношение входит в понятие правового регулирования, как и норма права, но в отличие от абстрактной (идеальной) нормы права носит конкретный характер, участники которого реализуют свои субъективные права и исполняют обязанности, предусмотренные соответствующей нормой права. Существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений оказывают органы государства и муниципальные органы в процессе применения норм права.
Правовое регулирование отношений в сфере финансов и финансовой деятельности государства и муниципальных образований осуществляется с помощью общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых государством, закрепленных в официальных правовых актах, выражающих обобщенную волю общества (интересы политических сил, стоящих у власти, социальных групп, различных слоев населения).
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ КАК МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Развитие финансовой системы как фактор обеспечения экономической безопасности РФ
Финансовый сектор российской экономики за последние четыре года претерпел существенные потрясения, связанные с введением антироссийских санкций, которые коснулись указанного сегмента самым непосредственным образом.
Сильнейшая привязка к доллару и торговле углеродным топливом на фоне ограничения и частичного вывода иностранных инвестиций, отказа в реструктуризации внешнего долга и кредитовании в иностранных банках, а также частичной заморозки активов крупнейших российских компаний в иностранных банках хотя и не сломила, но серьезно пошатнула финансовую систему страны.
В связи с чем курс на устойчивое развитие национальной финансовой системы, проложенный Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года[13], представляется еще более актуальным. Установив указанное направление государственной политики, Стратегия в п. 19 раскрывает его сущность посредством довольно обширного ряда задач, среди которых на первое место поставлено снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках.
Указанная зависимость расценена как критическая, что, естественно, недопустимо для любого независимого государства, если оно планирует таковым и оставаться.
Однако Банк России, к чьему функционалу собственно и относится выработка и осуществление кредитно-денежной политики от лица государства, в 2017 г. был настроен более оптимистично, открывая вводную часть "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов" утверждением: "Последовательная и согласованная стабилизационная политика последних лет позволила преодолеть острую фазу кризиса, предотвратить угрозу для финансовой стабильности, а также создать условия для более раннего, чем прогнозировалось, возобновления экономического роста и снижения инфляции до уровней, близких к 4%".
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов, где ни о каких стадиях кризиса уже не говорится, напротив, речь идет о "ценовой стабильности" в российской экономике и "стабильно низкой инфляции".
И действительно, по данным Росстата, в 2018 г. инфляция составила 4,3%, что полностью соответствует цели, утвержденной мегарегулятором и обозначенной как "вблизи 4%". Кроме этого, Банк России в указанных Основных направлениях... прогнозирует два основных сценария среднесрочного варианта развития экономики: базовый и с неизменными ценами на нефть[14].
Дополнительно рассматривается рисковый сценарий.
Все три сценария различаются в первую очередь в части вариативности возможного изменения внешних условий для российской экономики, так как с ними на среднесрочном горизонте связана наиболее высокая неопределенность.
При этом к внешним факторам, способным оказать самое значительное влияние, отнесены: инфляционное давление в государствах - основных торговых партнерах, которое будет транслироваться в динамику внутренних цен через стоимость импорта (по прогнозам, данный показатель останется невысоким); темпы роста мировой экономики, определяющие скорость расширения национального экспорта (ЦБ РФ здесь указывает, что прогнозы роста указанных темпов в целом соответствуют прогнозам ключевых международных организаций.
Две задачи, закрепленные в подп. 3 и 4 п. 19 вышеупомянутой Стратегии, являются взаимосвязанными, поэтому могут быть рассмотрены совместно.
Это развитие внутренних источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики, и развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов.
С содержательной точки зрения норма накопления основного капитала (доля инвестиций в основной капитал в ВВП) - один из ключевых параметров, определяющих темпы экономического роста.
В макроэкономическом аспекте норма накопления выражает долю средств, выделяемых государством и обществом для достижения будущих целей, вкладываемых в инвестиции, в общем объеме ВВП страны.
С точки зрения статистики валовое накопление основного капитала (% от ВВП) (далее - ВНОК) в России в 2017 г. составило 21%, что на 0,332 п.п. больше, чем в 2016 г. За период с 2007 по 2017 г. ВНОК в России выросло на 0,698 п.п. При этом среднегодовое изменение его значения за этот период составило 0,058%. Максимальный рост ВНОК за период с 2007 по 2017 г. был зафиксирован в 2007 г.: 2,49 п.п., максимальное падение наблюдалось в 2015 г.: -0,93 п.п. Максимальное значение ВНОК было достигнуто в 2008 г.: 22%, минимальное наблюдалось в 2006 г.: 18,5%.
С позиции прогнозов: "В 2008 - 2020 годах среднегодовой прирост объемов инвестиций в основной капитал составит 11%.
В результате объем инвестиций в основной капитал возрастет к 2020 году в 4 раза по сравнению с уровнем 2007 года (при норме накопления основного капитала 32 - 35% валового внутреннего продукта)"[15].
Оценить, удастся ли увеличить норму накопления до искомой величины, можно будет соответственно в 2020 г.
Далее, касаемо развития инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы (далее - НПС), системы платежных карт и передачи финансовых сообщений - следующей задаче, поставленной Стратегией экономической безопасности в рамках достижения устойчивого развития национальной финансовой системы[16].
В мае 2017 г. В. Путин подписал Закон о поэтапном переводе бюджетных выплат на карты платежной системы "Мир", и с 1 июля 2017 г. первыми в обязательном порядке банковскую карту "Мир" получили вновь принятые сотрудники государственных структур и бюджетных учреждений, а также пенсионеры и студенты, которые впервые обратились за открытием банковского счета с использованием платежной карты.
Помимо них, к 1 июля 2018 г. обладателями карты "Мир" стали те, кто уже работал в бюджетных организациях, и студенты, получающие стипендии. Кроме того, по некоторым данным, Центральный банк вскоре планирует расширить список стран, которые принимают платежную карту "Мир"[17].
Помимо вышеперечисленных п. 19 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает к реализации еще ряд задач, которые мы не будем детально анализировать, а подводя итог, просто отметим, что финансовая система нашего государства, несмотря на все тяготы и санкционные проблемы последних лет, выглядит достаточно устойчивой и успешно развивающейся (в отличие, например, от реального сектора российской экономики, где успехи менее заметны), поэтому полагаем, что в данной сфере не стоит ожидать каких-то серьезных отставаний и отклонений от целей и задач, предусмотренных Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и остается только надеяться на то, что, заняв устойчивые позиции и закрепившись на них, финансовая сфера экономики самым благоприятным образом повлияет на иные, нефинансовые сегменты рынка.