Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Понятие стресса и стрессоустойчивости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вернемся к гендерным нормам «мужественности» и «женственности». Сама концепция «настоящего мужчины», считают психологи и социологи, нужна для того, чтобы подчеркнуть отличие мужчин от женщин. И таким образом поддержать неравенство полов, которое основано на доминировании всего «мужественного» — силы, власти и так далее.

При этом, отмечают психологи, та самая «мужественность» — это результат воспитания «настоящего мужчины», или мужской гендерной социализации. Человек мужского пола усваивает от семьи и общества определенные нормы: например, активность мальчиков поощряется, в то время как девочек учат быть тихими и скромными. В итоге взрослые мужчины более склонны проявлять власть и принимать решения, чаще становятся лидерами и занимают руководящие должности.

Для объяснения более низкой успешности женщин и гендерного неравенства нередко высказывается предположение о том, что женщины имеют меньшие способности и не обладают необходимыми для успеха личностными качествами. За это время накоплен обширный эмпирический материал. В исследованиях были выявлены гендерные различия в когнитивной сфере и в сфере социального поведения. В когнитивной сфере отмечены различия в вербальных, пространственных и математических способностях: у женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. Социальное поведение мужчины характеризуется более выраженным проявлением таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины чаще проявляют дружелюбность и контактность. Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в условиях авторитарного общества трансформируется в зависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей, и более склонны к доверительному общению. Мужское отношение к миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский тип отношения к окружающему миру отличается направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми. Для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные.

Однако встал вопрос о том, действительно ли отмеченные различия обусловлены полом, а не следствиями воспитания и образа жизни мужчин и женщин в обществе, где имеет место гендерное неравенство.

В конце ХХ века рядом ученых был осуществлен метаанализ накопленных данных. Метаанализ представляет собой исследовательскую технику, предполагающую комбинирование данных множества исследований (в том числе неопубликованных) по конкретному вопросу с целью более точной оценки различий между группами (в нашем случае – между мужчинами и женщинами). Обобщение данных метааналитических исследований было осуществлено Ш. Берн, которая пришла к следующим выводам:


- Математические способности:

Уже более 30 лет ведется изучение гендерных различий в математических способностях. Обследования детей возраста до окончания неполной средней школы либо не обнаружили различий между полами, либо свидетельствовали в пользу девочек. Изучение способностей учащихся старших классов тоже не позволили выявить существенных различий и дали противоречивые результаты. Только в исследовании студентов была отмечена большая успешность юношей по сравнению с девушками. Были выдвинуты две гипотезы внезапно появившегося в период полового созревания расхождения в математических способностях: «гормональная» и социальная. Первая гипотеза утверждает, что на рассматриваемые навыки влияет гормональный фон, а вторая предполагает, что различия в успешности являются следствием социальных различий между юношами и девушками.

Ш. Берн считает наиболее убедительной социальную гипотезу - более низкая успешность женщин объясняется следующими причинами:

1) женщинам не хватает уверенности в своих математических способностях, и они не рассчитывают на успех в этой области;

2) женщины считают математические достижения неподходящими для своей гендерной роли;

3) родители и учителя редко поощряют изучение девочками математики;

4) жизнь девушек за пределами учебы менее богата опытом в математической области, чем у мальчиков.

Также следует иметь в виду, что отмеченные различия в математических способностях невелики и обнаруживают тенденцию к сокращению.

- Эмпатия и экспрессивность:

Мнение о том, что существуют большие различия между мужчинами и женщинами эмоциональности и эмпатии широко распространено, но результаты научных исследований не подтвердили эту точку зрения.

Интересно, что данные, полученные путем самооценки (испытуемые сами описывали и оценивали свои эмоции), говорят о более значимых различиях, чем замеры физиологических показателей. Это объясняется тем, что мужчины не хотят, чтобы их видели эмпатичными, т. к. это качество не соответствует мужской гендерной роли.

Мужчин с детства учат подавлять, скрывать эмоции, а женщин – проявлять их. Игры и игрушки девочек способствуют развитию эмоциональности и эмпатии. Мужчины с детства оказываются в ситуациях, требующих проявления силы, властности, стремления к соревнованию, т. е. качеств, плохо сочетающихся с эмпатийной отзывчивостью. В тех случаях, когда мужчины вынуждены заниматься «женскими занятиями», например, самостоятельно воспитывать детей, они обнаруживают типично женские черты: заботливость, способность к сочувствию и т. п.


Таким образом, исследования показали, что мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности, что объясняется различиями социальных норм, касающихся эмоциональной экспрессии.

- Агрессия:

Это единственный вид социального поведения, для которого существуют доказательства, говорящие о совершенно явных гендерных различиях. Три метаанализа, проведенные в 80-х годах ХХ века, содержали выводы о существовании таких различий. Однако было отмечено, что для взрослых эти различия весьма невелики.

Мужчины и женщины склонны проявлять разные виды агрессии - женщины чаще, чем мужчины, проявляют вербальную и косвенную агрессию. Мужчины чаще, чем женщины – физическую, открытую агрессию.

- Конформность и подверженность влиянию:

Научные исследования не подтвердили распространенную точку зрения, что женщины по природе более конформны и уступчивы, чем мужчины.

Однако женщины и в обществе, и в семье занимают более низкий статус, а лица, обладающие меньшей властью, вынуждены во многом уступать тем, кто выше их по статусу.

- Альтруизм:

Метаанализ показал, что между мужчинами и женщинами нет различий в готовности оказывать помощь, однако существуют различия в типах оказании помощи. Мужчины более склонны к «героическим» и «кавалерским» видам помощи, а женщины - к «заботливой помощи».

Ш. Берн, в результате проведенного анализа пришла к заключению, что гендерные различия не так велики, как нам внушают распространенные стереотипы. Поведение у мужчин и женщин различается не вследствие различия в способностях, а по причине дифференцированного воспитания и действия социальных норм. Не различия между мужчинами и женщинами заставляют их выполнять разные роли, а различия гендерных ролей приводят к тому, что женщины и мужчины отличаются друг от друга.

Отечественные и зарубежные исследователи (Ш. Берн, И. С. Клецина, М. Палуди) отмечают, что психологических различий между представителями двух полов не так уж много. Выявленные отличия не являются кардинальными. В отношении большинства рассмотренных параметров индивидуальные различия внутри групп женщин и мужчин оказываются более значительными, чем между женщинами и мужчинами. Кроме того, выявленные различия отнюдь не свидетельствуют о более низких способностях какого-то одного пола, но демонстрируют взаимодополнительность полов.

Таким образом, данные о гендерных различиях способностей эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Установлено, что у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер.