Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Понятие стресса и стрессоустойчивости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В ХХ столетии проблема стресса остро заявила о себе. Актуальность темы объясняется тем, что в современном обществе имеется тенденция усиленно накапливать психологическое напряжение и неумением избавляется от него, а способность преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического и физического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности.

Каждый человек обладает своим набором различных психологических черт характера. Одни черты являются "бесполыми", одинаково проявляющимися как у мужчин, так и у женщин, а другие черты присущи типично мужской или типично женской психологии. Например, уровень агрессии и доминирования рассматриваются, как типично мужские черты. Определенные черты формируются в процессе воспитания, развития личности и социализации. Условия возрастания количества и силы стрессовых факторов, которые имеют как социальный, так и природный характер, отражаются на личном состоянии человека, на работоспособности и эффективности его деятельности. В результате этого человеку приходиться задействовать большее количество внутренних ресурсов при одновременном повышении требований к его стрессоустойчивости и умению адаптироваться. При попадании в одинаковую ситуация люди могут люди могут реагировать совершенно по-разному и придавать ситуации совершенно разное значение.

Особенное место в изучении поведения в стрессовых ситуациях отведено половым особенностям. Существует мнение, что различие восприятий, реализации, адаптации женщины и мужчины к стрессу – это различия на генетическом уровне ХХ и ХУ хромосом. На сроке в 6-7 недель внутриутробного развития У хромосома уже начинает вырабатывать тестостерон, гормон, являющийся показателем агрессивности и борьбы у мужчин. Девочки, в свою очередь, легче переносят стресс с рождения.

Множество исследований посвящено изучению индивидуальных и психологических особенностей мужчин и женщин и их различиям, были проанализированы особенности социальных ролей, специфика поведений в различных ситуациях, профессиональные предпочтения, но до сих пор остается открытым вопрос поведения полов при возникновении профессионального стресса.

1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА И СТРОССОУСТОЙЧИВОСТИ

Стресс – один из наиболее распространённых в наше время вид аффекта. Это состояние сильного длительного психологического напряжения, которое возникает у людей, когда их нервная система страдает от эмоциональных перегрузок. Стресс сегодня можно отнести к одной из базовых научных категорий, который изучают целый комплекс дисциплин: медицина, биология, психология, демография, юриспруденция и даже политология. На сегодняшний день доказано, что само состояние стресса – не болезнь. Без стресса жизнь была бы в абсолютном равновесии и замерла бы. Без малого уровня стресса невозможна никакая активная деятельность, а полная свобода от стресса, по утверждению Ганса Селье, равнозначна смерти.


В психологии, медицине, физиологии выделяю две формы стресса: положительная форма эустресс и отрицательная форма дистресс. Понятие эустресс имеет два значения - несильный стресс, мобилизующий организм и стресс, вызванный положительными эмоциями. Эустресс также называют реакцией пробуждения, основой движущей силой человека к позитивным действиям. Человек получает порцию адреналина за счет радости и позитивной взволнованности и такой стресс не является опасной формой и обладает положительными свойствами. Дистресс (в переводе с английского «страдание») – негативный тип стресса, организм не в силах с ним справится, что приводит к разрушению морального здоровья человека и тяжелым последствиям. Дистресс, в свою очередь, подразделяется на следующие подвиды: физиологический, психологический и эмоциональный, хронический, кратковременный, нервный. Все эти виды стресса оказывают негативное влияние на человека и вызывают различные расстройства и заболевания.

Существует множество определений понятия стресс, но все они берут начало от классического определения Ганса Селье: «Стресс – это неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование». По мнению Ю.Г.Чиркова стресс – это угроза, беда, напасть. В.В. Суворова определяет стресс как чрезвычайное состояние, которое нужно преодолеть и из которого нужно выйти. В «Словаре физиологических терминов» дается такое определение: «Стресс (англ. stress напряжение, давление) – неспецифическая защита, состояние напряжения реактивности организма при действии чрезвычайных раздражителей; выделяют стадии: тревоги, резистентности, истощения; общий адаптационный синдром».

Стресс – это общий термин всех испытываемых человеком форм давления. Несмотря на большое количество существующих определений термина «стресс», можно считать, что это ответ на любое воздействие, событие, ситуацию, которые имеют повышенные требования психологического или/и физического характера. Состояние стресса можно определить, как необходимость разрешить ситуацию и адаптироваться к условиям. Селье назвал данное явление «адаптационным синдромом» и выделил три стадии его протекания:

Стадия тревоги.

Реакция на выделившиеся гормоны стресса, которые подготавливают человека к защите или бегству. Главные участники формирования гормоны надпочечников адреналин и норадреналин, пищеварительная и иммунная системы. На этом этапе сопротивляемость организма к болезням резко снижается. У человека нарушается аппетит, усвоение и выведение пищи. Эти изменения проходят бесследно в случае быстрого разрешения ситуации или естественной реакции на стресс (бегство, драка или другая физическая разрядка). Если стрессовая ситуация продолжительная по времени или очень сильная и нет возможности адекватной реакции – наступает истощение резервов организма.


Стадия сопротивления.

Если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессом – тогда происходит переход в стадию резистентности (сопротивления). Функционирование организма практически не отличается от нормального. Все системы организма мобилизуются, физиологические и психологические процессы переходят на более высокий уровень. Проявления стресса (возбудимость, тревога, агрессия) уменьшаются или исчезают. Но возможности организма не безграничны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

Стадия истощения.

Характеризуется нарушением функционирования организма, снижением резистентности и приспособляемости. Основными симптомами являются: апатия, плохое настроение, нарушение сна, психологические расстройства, депрессия, нервный срыв. Выйти из данной стадии возможно только с посторонней помощью.

Проиллюстрировать данную закономерность можно примером А.А.Кучера солдат Великой Отечественной войны – они болели редко, были мобилизованы внутренне, но после войны заболевания так и посыпались на них. А.А.Кучер обращает внимание на то, что в период стресса из-за быстрых социальных, политических и экономических перемен 1992-93 гг. больницы опустели, но в 1994-95 гг. уже были переполнены.

Л.А.Китаев-Смык указывает на выделение четырех субсиндромов стресса. Они, следуя один за другим в определенном порядке, становятся фазами развития стресса. Первым в предельно переносимых экстремальных условиях проявляется эмоционально-поведенческий субсиндром, затем следует вегетативный. После них преимущественно выраженными становятся когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе) и социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе). Первые два этапа адаптационной активизации являются более общими по сравнению с двумя последними, обусловленными индивидуально личностными особенностями людей, проявляющимися в экстремальных ситуациях.

Человек не может управлять стрессом, но важно, как можно раньше увидеть сигналы грозящей опасности и выйти из этого состояния без тяжелых последствий. Организм, уставший от перенапряжения подает сигналы, которые могут говорить о наличии внутренней проблемы:

- Головная боль

- Боли в позвоночнике

- Изжога и тошнота

- Затрудненное дыхание

- Головокружение

- Высокое артериальное давление

- Мышечные спазмы

- Аллергические реакции

- Потеря аппетита или ощущение недоедания


- Чувство усталости

- Невозможность сосредоточиться

- Частые ошибки в работе

- Потеря радости

- Ухудшение памяти

- Пристрастие к алкоголю

- Повышенная возбудимость

- Увеличение тревожности, нервозности, вспыльчивости

- Ощущение неудовлетворенности и обиды

- Чувство подавленности и угнетенности

- Капризность

- Бессонница

- Нервные тики

Все эти симптомы являются главными признаками наличия психологических расстройств. Психоэмоциональные стрессы могут приводить к развитию психосоматических болезней, таких как артериальная гипертензия, язвенная болезнь, сахарный диабет, тиреотоксикоз, неврозы. Но самые частые стрессы – повседневные стрессы, которые хоть и сопровождаются реакциями организма, являются для человека полезными. Такие стрессы тренируют психические процессы и поддерживают тонус, как физические нагрузки укрепляют мышечную систему.

Организм имеет огромный набор различных защитных механизмов, поэтому один и тот же стрессовый раздражитель зависимо от индивидуальных особенностей человека вызывает различные реакции, например, чувство страха и тревоги или гневное раздражение. В первом случае в кровь попадает гормон трусливого кролика – адреналин, во втором гормон льва – норадреналин. «Древним людям стресс известен не был. Ведь когда они сталкивались с опасностью, то начинали драться с врагом, или пускались в бегство. Мы, люди современные, живем в иных условиях, соответственно, физическими действиями избавиться от адреналиновой бури, поднимающейся в организме, не можем. Но избыток адреналина должен быть куда-то направлен! В противном случае он начнет разрушать организм! В этом, пожалуй, и заключается проблема стресса» - Ганс Селье (книга Ганса Селье «Стресс без дистресса»)

А.В. Либин ввёл термин эмоциональная компетентность, который бозначает способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением и основана на интегральной оценке человеком своего взаимодействия со средой. То есть, человек адекватно оценивает, как внешние стимулы (обстановку, среду), так и внутреннее (состояние организма, прошлый опыт). Эмоциональная компетентность развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов, когда человек изменяет негативные эмоциональные реакции (застенчивость, депрессивность, агрессию) на позитивные, адаптивные. При этом саморегуляция личности осуществляется не за счёт подавления негативных эмоций, а за счёт использования их энергии для организации целенаправленного поведения.


Способность выдерживать стрессовые нагрузки без последствий для здоровья и психики называется стрессоустойчивостью. Следует сказать, что это не умение не реагировать на стресс, а именно способность выдерживать нагрузки без негативных последствий. Искусственное сдерживание эмоций не имеет ничего общего со стрессоустойчивостью. Такое «псевдо нереагирование» обусловлено первым делом культурными ограничениями, ведь отсутствие внешних проявлений эмоция считается признаком культурного человека. В итоге стресс человека, подавляющего в себе чувства, перерастает в хронический. На уровень сопротивления стрессам влияют особенности личности, характер, нервная система, наследственные особенности, включая даже насколько трудным или счастливым было детство и/или отрочество.

Б. Х. Варданян определил стрессоустойчивость, как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он написал, что стрессоустойчивость можно более конкретно определить, как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности.

По мнению В. А. Бодрова стрессоустойчивость – это интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида и проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности.

По классификации стрессоустойчивость разделяют на 4 типа:

Стрессоустойчивый – способные без напряжения и болезней переносить серьезные психические нагрузки, быстро адаптироваться к кардинальным переменам и переносить условия мелких изменений. Умеют эффективно действовать в нестабильных и кризисных ситуациях.

Стрессотренируемые – они готовы к переменам, но не к мгновенным и не глобальным. Постепенно, безболезненно и непринужденно трансформируют свою жизнь, а когда по каким-то объективным причинам это невозможно – становятся раздражительными или впадают в депрессию. При повторении примерно схожих стрессовых ситуаций привыкают и начинают реагировать более спокойно.

Стрессотормозные – достаточно спокойные к внешним переменам, с преобладанием высокой стойкости жизненных позиций. Их особенность в готовности к серьезным переменам и непереносимости мелких и регулярных изменений. Такой тип любит стабильность и готов к действиям для получения утраченного постоянства. Но если стрессы имеют постоянный вялотекущий характер, они могут потерять контроль над своими эмоциями.