Файл: Взаимосвязь темперамента и социометрического статуса школьника подросткового возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 2261

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Человеку свойственно желание знать самого себя и знать других. Каждый человек обладает определенными особенностями: темперамент, модальность, уровень эмпатии и другие, неразрывно связанные между собой и составляющие «картину» личности человека.

Темперамент в переводе с латинского означает «смесь, соразмерность», это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Известный психолог В.С. Мерлин писал: «Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно и наблюдать в поведении людей» [17].

Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению. Так как темперамент влияет на все фрагменты жизни человека, то мы предполагаем, что он влияет и на социометрический статус человека.

Социометрический статус человека – это термин, который в обиход ввел Я. Морено [18], он обозначает положение человека в социальной группе. Т.е. социальный статус определяет положение человека в системе внутренних отношений, определяет степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Взяв во внимание выше написанное была сформулирована следующая цель для данной работы.

Цель исследования – выявление взаимосвязи между типом темперамента и социометрического статуса подростка.

Объект исследования – темперамент и социометрический статус подростков.

Предмет исследования - особенности структуры темперамента и социометрического статуса подростков.

Гипотезы исследования состоит в предположении, что существует связь между типом темперамента подростка и особенностями его социометрического статуса. Наиболее эмоционально привлекательные личности, т.е. «звезды», обладают холерическим типом темперамента. Личности, которые не имеют положительного статуса в группе обладают меланхолическим типом личности.

Для достижения поставленных целей и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:


  1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Провести эмпирическое исследование особенностей темперамента в подростковом возрасте.
  3. Провести эмпирическое исследование особенностей социометрического статуса в подростковом возрасте.
  4. Выявить взаимосвязь между типом темперамента и социометрического статуса подростка.

Методологическая база исследования:

Теории, раскрывающие психологические особенности подросткового возраста (И.С, Кон, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, Л.Ф. Обухова и др.);

Теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию феномена темперамента ( А. Басс, Р. Пломин, У. Шелдон, И.П. Павлов, П.В. Симонова, В.С. Мерлин и т.д.);

Теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию феномена социометрического статуса (В. Н. Мясищев, В. М. Бехтерев, Н. И. Обозов, Б. Г. Ананьев, Дж. Морено, У. Самнер и т. д.)

Методы исследования:

  • Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение информации.
  • Эмпирические: психодиагностические методы.
  • Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
  • Методы математико-статистического анализа: метод ранговой корреляции Спирмена.

Методики:

  • «Темперамент» личностный опросник Ганса Айзенка (EPI).
  • «Социометрия» Дж.Морено.

Теоретическая значимость исследования: в данной работе обобщены научные идеи зарубежных и отечественных авторов, которые раскрывают природу темперамента и социометрического статуса подростков.

Практическая значимость исследования: состоит в возможности использовать материалы исследования при подготовке профессиональных специалистов в области психологии и педагогики.

База исследования: МБОУ СОШ №18, Мурманская область, г. Мурманск.

Испытуемые: данное исследование проводилось с учениками – 7-го класса в количестве 28 учеников, возраст испытуемых - от 13 до 14 лет.

Время проведения исследования: сентябрь 2018 года.

Структура работы включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы в количестве 28 источников, приложения в количестве 4 штук.


ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Содержательная характеристика темперамента может быть дана через его свойства. К свойствам темперамента, по мнению В.С. Мерлина, можно отнести «индивидуальные особенности, которые:

- регулируют динамику психической деятельности в целом;

- характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

- имеют устойчивый и постоянный характер, сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

- находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

- однозначно обусловлены общим типом нервной системы» [18, с. 143].

Б. М. Теплов [27] к числу наиболее значимых свойств темперамента относит:

Эмоциональная возбудимость – способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

Возбудимость внимания – свойство темперамента, которое обуславливает приспособительные функции психики индивида – способность замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

Сила эмоций – «энергинезация деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

Тревожность – эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации. Причем Теплов, разделяя тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях, т.к. эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность находится с ней в прямой зависимости.

Реактивность непроизвольных движений – увеличение интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

Активность волевой целенаправленной деятельности – повышение активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

Пластичность – ригидность – приспособление к изменяющимся требованиям деятельности.


Резистентность – способность оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим негативную деятельность.

Е.И. Рогов выделяет следующие свойства темперамента.

Сензитивность - определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон и т.д.);

Активность - свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания);

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений;

Пластичность и ригидность - они свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение;

Темп реакций - характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума;

Экстраверсия, интроверсия - определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает [22, с. 117].

Интерес исследователей к проблеме темперамента, его физиологической основы способствовал развитию различных теоретических концепций.

Первые концепции темперамента были гуморальными. Они связывали темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме - кровью, желчью, черной желчью и слизью (флегмой, лимфой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально-своеобразное у каждого человека, обозначалось по-гречески как «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «темперамент». На основе теории Гиппократа постепенно сформировывалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому, холерическому, меланхолическому и флегматическому.


В рамках конституционального направления признавалось существование определенных физических признаков темперамента. В связи с этим, Э. Кречмер, анализируя совокупности морфологических признаков, в качестве основного критерия для определения типа темперамента указал тип телосложения и осуществил попытку определить темперамент через типы морфологических конституций.

По свидетельству Э. Кречмера, «астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует шизоидный темперамент, которому свойственны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль «психэстетической» шкалы, - от чрезвычайной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Для шизоидов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий» [17, с. 94].

Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Э. Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент. Ему свойственны прежде всего индивидуальные особенности, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т.е. «от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов». Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений [17, с. 114].

Морфологические признаки отображены также в концепции У. Шелдона. В данной теории выделяются три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по мнению У. Шелдона, характерны «мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями». Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. У. Шелдон, так же, как и Э. Кречмер, разделял идею о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой [17, с. 126].