Файл: Недостатки (ошибки) современной семьи в воспитании детей.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования основных ошибок воспитания детей в современной семье
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
1.2 Проблемы современной семьи в воспитании детей
Глава 2. Эмпирическое исследование ошибок воспитания детей в современной семье
2.1 База, этапы и методики исследования
2.2 Анализ результатов (констатирующий этап)
2.3 Рекомендации для родителей по коррекции стиля воспитания (формирующий этап)
Введение
В настоящее время семья рассматривается как малая группа, обладающая уникальными свойствами и системой значимых отношений, как ячейка общества и институт первичной социализации личности. Семейные функции семьи, связанные с функционированием родительства (материнства и отцовства), например, продолжение человеческого рода, рождение и воспитание будущего поколения, выступают первоочередными, референтными в деле строительства государства. Родительство (материнство, отцовство), являясь тонкой, специфической сферой жизнедеятельности человека, выступает одним из главных факторов, оказывающих огромное влияние на ребенка: жизненное самоопределение, образ мысли, физическое, психическое и социальное развитие и т.д. Семейное воспитание не всегда представляет собой совершенную систему, так как имеет свои сбои, промахи и ошибки. Даже в благополучной, крепкой семье, где родители образованы, интеллигентны и умны, совершаются различные ошибки в воспитании детей. Успешная «работа над ошибками» родителей во многом зависит от теоретической разработанности и осмысления проблемы, выбора методологических оснований исследования.
Проблема исследования ошибок современной семьи в воспитании детей была рассмотрена как отечественными, так и зарубежными авторами, среди которых можно отметить З.В. Баерюнас, О.С. Батурина, А.Я. Варга, А.Н. Елизаров, Э.Т. Сафиева, Ф.А. Селиванов, Е.Г. Силяева. В.М. Целуйко и др.
Объект исследования – процесс воспитания детей.
Предмет исследования – ошибки современной семьи в воспитании детей.
Целью исследования стало определение сущности ошибок воспитания детей в современной семье.
Задачи исследования:
- определить понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогической литературе;
- теоретически обосновать основные ошибки современной семьи в воспитании детей;
- исследовать особенности воспитания детей в 10 семьях;
- составить рекомендации для родителей с целью уменьшения ошибок и недостатков воспитания детей.
Методы исследования: теоретические, включающие поиск, анализ, классификацию и систематизацию психолого-педагогической литературы, а так же практические, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: исследование проводилось среди 10 дошкольников ДОУ «Солнышко» г. Москва и их родителей в количестве 10 человек.
Методики исследования:
1. Методика «Типовое состояние семьи» Р. В. Овчаровой.
2. Методика «Стили и методы воспитания ребенка в семье» Л.П. Жолобова.
3. Анкетирование родителей «Семейное воспитание» (автор Хоменко И.А. - модификация Ворониной О.И.).
4. Методика «Паровозик» Велиевой С.В.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении понятия и целей семейного воспитания, а так же анализе основных проблем, возникающих в современной семье в процессе воспитания детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в результате исследования данные могут быть использованы в процессе работы психолога с современными семьями, а составленные рекомендации для родителей помогут им не совершать ошибки в процессе воспитания детей.
Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования основных ошибок воспитания детей в современной семье
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Не зависимо от подхода к определению понятия семья, важность ее влияния на формирования личности ребенка не вызывает сомнений. Семья — это первый институт социализации с которым сталкивается человек. Более того воздействие семьи на становление маленького человека наиболее длительно, нежели влияние других социальных институтов (школы, института, трудового коллектива и т. д.)[4].
Вопрос семейного воспитания в настоящее время является одним из наиболее распространенных объектов исследований, прежде всего это связано с изменением роли семьи в современном обществе.
Под семейным воспитанием в педагогической литературе понимают процесс педагогического взаимодействия всех членов семьи с детьми для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности[14].
Действительно, самым главным институтом социализации является семья. Всё то, что ребенок в свои детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как основного института социализации обусловлена именно тем, что ребенок в ней находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность совершенно ни один из институтов воспитания ни как не может сравниться с семьёй. Именно в ней закладываются основы личности ребенка, и уже к поступлению в школу он в значительной степени сформировался как личность[10].
Семейное воспитание - это более или менее осознанные усилия по формированию личности и развитию психики ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены данной семьи соответствовали имеющимся у старших представлением о том, каким должен быть и стать их ребенок.
Характер, содержание и результаты семейного воспитания зависят от целого ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые имеются в ней. С одной стороны, личностные ресурсы определяются составом семьи, а с другой стороны такими характеристиками старших членов семьи, как характер, состояние здоровья, вид и уровень образования, ценностные ориентации, индивидуальные увлечения, вкусы, уровень притязаний, социальные установки и т.д[5].
Всё что касается сферы родственных отношений и интимно-эмоциональной сферы, она в полной мере формируется в нормальной – дружеской и теплой семье. Именно здесь «у очага» человеку открывается впервые, что такое забота о близких. Здесь он узнаёт цену бескорыстию и доброте. Здесь учится сопереживать и любить, осваивает систему доверительных, личностных отношений, кооперации и сотрудничества, взаимной поддержки.
Конечно же, и в яслях ребенок с радостью тянет ручки к воспитателю, и в детском саду липнет к няне и смотрит ей в рот, и в школе привязывается к педагогу. Но здесь всегда один только взрослый, который приходится на многих детей, и количество внимания, а также ласки, достающееся каждому, не так уж и велико. Кроме этого, абсолютно в любом образовательном учреждении дети общаются со взрослыми в педагогической сфере, ведь взрослые находятся там специально, чтобы воспитывать и обучать ребят[6].
В семье же малыш живет в обществе двух либо нескольких, любящих его близких людей, которые отдают ему очень много времени, тепла и любви и создает условия для формирования эмоциональной привязанности и способности строить близкие, личностные отношения[11]. Младенец ещё даже не научился ни ходить, ни говорить, а его уже побуждают испытывать разные чувства, развивают коммуникативную и эмоциональную сферы.
Отношение к отцу при этом, всегда несколько иное, чем к матери, привязанность к сестре или брату не та, что к бабушке. Ему совершенно небезразличны отношения между родителями. Как бы мал не был ребенок, а всё очень хорошо чувствует, чутко воспринимает их ссоры и лад. Любовь родителей друг к другу может стать отличным и главным воспитательным фактором, который воздействует на ребенка. А равнодушие старших членов семьи между собой и к ребенку очень часто порождает у малыша безотчетный страх, жестокость в будущем и настороженность[22].
Также важно и то, что окружающие люди не только лишь воспитывают его, - они живут рядом, на глазах у него, со своими печалями и радостями, и он слышит и видит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих огромнейшее воздействие на несформированную детскую психику. Где же ещё в столь понятной и яркой ему форме ребенок может наблюдать такие отношения как доверие, близость, сплочённость, любовь, готовность пожертвовать чем-то для другого. В семье он видит всё это, и соответственно здесь всему учится[9].
Разнообразие и многочисленность эмоциональных связей активно обогащают и развивают душу ещё маленького человечка, формируют такие свойства и качества личности, которые достойно могут преодолевать преграды и трудности, встречающиеся на своём жизненном пути.
В семье цели воспитания могут быть весьма различными по содержанию, характеру и спектру[11].
Спектр целей семейного воспитания в себя включает привитие младшим членам семьи: бытовых умений, гигиенических навыков, культуры общения, личностное, экспрессивное, интеллектуальное, физическое развитие; подготовку к определенной сфере деятельности или профессии; культивирование отдельных способностей.
Так, по содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение каких либо конкретных результатов, либо дополняться определенными духовно-ценными составляющими.
Не обязательно характер целей семейного воспитания соответствует общественно одобряемым установкам[8].
Развитие творческих способностей и интеллекта, первичного опыта трудовой деятельности и познавательных сил, эстетическое и нравственное формирование, физическое здоровье и эмоциональная культура детей – это всё зависит от родителей, семьи, и всё это и составляет основные задачи семейного воспитания.
Воспитание – это такой процесс взаимодействия детей и родителей, который должен непременно доставлять удовольствие как той, также и другой стороне[12].
Также очень важно воспитывать нравственные качества у детей.
Вопросы воспитания, самосовершенствования всегда и во все времена волновали общество. Особенно на сегодня, когда встретить можно все чаще насилие и жесткость, все более актуальной становится проблема воспитания. Кто, как не родители и воспитатели, которые имеют возможность сильного влияния на детское воспитание, могут данной проблеме уделять в собственной деятельности важнейшую роль[9].
Основанием воспитания, определяющим воспитание нравственности, является формирование отношения гуманности детей, вне зависимости от форм, методов, содержания воспитательной работы. В воспитании любых нравственных качеств применяются всевозможные воспитательные средства. Важное место в общей системе воспитания нравственности занимают группы средств, которые направлены на формирование нравственных понятий, оценок, суждений, на воспитание нравственных убеждений. Относятся к этой группе диспуты, лекции, этические беседы по этическим проблемам.
Знание норм морали является предпосылкой нравственному поведению, но не достаточно одних знаний, и именно в этом просматривается достаточно серьезная проблема. Ведь критериями нравственного воспитания быть могут только реальные действия младших школьников, побудительные их мотивы. Способность, готовность и желание соблюдать сознательно соблюдать моральные нормы воспитания могут быть только во время длительной практики самого ребенка, только в нравственных поступках упражняясь ежедневно[11].
Дошкольники и младшие школьники в семье получают первый нравственный опыт, учатся делать людям доброе, радостное, приятное, учатся уважать старших.
У ребенка нравственные начала формируются в связи и на основе интенсивного умственного развития ребенка, показателем которого являются его речь и действия. Поэтому очень важно обогащать словарь детей, с ними в разговоре подавать образец хорошего произношения звуков и конечно же в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить наблюдать явления природы, в них выделять различие и сходство, слушать рассказы и сказки и соответственно передавать их содержание, отвечать на вопросы, а также создавать свои. Развитие речи детей является основным показателем повышения общей культуры ребенка, условием его эстетического, нравственного и умственного развития[14].