Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения о форме государственного устройства
1.1. Государство как целостное правовое явление
1.2. Содержание термина «форма государственного устройства»
1.3. Виды форм государственного устройства
Глава 2. Россия как уникальное федеративное государство
2.1. Формирование и развитие федерализма в России
2.2. Принципы федеративного устройства в Российском государстве
Введение
Территориальная организация государственной власти является одной из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлению регионов к большей самостоятельности.
Всякие перекосы в сфере государственного устройства достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность действий центра по отношению к регионам — путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.
Вопрос государственного устройства — это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна. Есть стабильные государства — с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, «искусственно» созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям.
Для России форма государственного устройства особенно актуальна в силу исторических и национальных причин. Она прошла эволюцию своего становления от объединения единоплеменных территорий, добровольного или насильственного присоединения народов до образования Российской империи, Советского Союза и их распада. Федерация в России — это исторический результат поиска путей оптимального государственного устройства.
Современные преобразования в России объективно предполагают разработку научно обоснованной национальной политики, изучение процессов трансформации складывающегося государственного устройства. Становление нового российского федерализма характеризуется сложностью, внутренней противоречивостью и динамизмом. Наряду с позитивными тенденциями к закреплению самостоятельности составных частей Российской Федерации и децентрализацией в разных пределах функций государственной власти на огромной территории России в процессе национального возрождения обнаружились и негативные явления. Это выражается в стремлении к политико-экономическому обособлению отдельных республик и регионов, а кое-где и откровенному сепаратизму, угрожающему целостности России. Поэтому поиск путей совершенствования федеративного устройства России является сегодня одной из самых важных задач.
Все это обосновывает важность и актуальность темы исследования.
Цель исследования заключается в выявлении исторических и теоретических особенностей государственного устройства различных государств, а также направлений и перспектив дальнейшего развития российского федерализма.
Чтобы достичь поставленной цели, мы наметили решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические положения о форме государственного устройства.
2. Проанализировать Россию как уникальное федеративное государство и раскрыть ее особенности.
Объектом исследования выступает форма государственного устройства как социальное, общеправовое явление.
Предмет исследования составляют различные модели формы государственного устройства.
Теоретической базой исследования являются научные статьи таких авторов, как: Верба Д.В., Кочетков В.В., Куканов А.З., Кетова Е.В. и др.
Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей в себя 2 главы, делящиеся на 6 параграфов, заключения и библиографии.
Глава 1. Теоретические положения о форме государственного устройства
1.1. Государство как целостное правовое явление
На сегодняшний день государство является естественным социальным образованием для общества, без которого немыслима его жизнедеятельность. В общих чертах государство можно определить как совокупность людей, соединившихся в одно целое под защитой ими же установленного общего для всех закона и создавших судебную систему, которая вправе улаживать конфликты между ними, регулировать общественные отношения и приговаривать нарушителей закона к определенной ответственности.
Термины «государство» и «страна» на первый взгляд весьма схожи и не имеют различий, но между ними всё же есть некоторая разница: термин «государство» представляет собой политическую систему власти, юрисдикция которой действует на определенной территории, а термин «страна» все же имеет культурный общегеографический характер.
Государство — это определенная организация общества, которая ограничена территорией проживания этого общества по определенным законам. Государство имеет конкретные установленные методы воздействия на общество, проживающее на его территории путем применения власти. Оно устанавливает конкретные правила поведения правоотношений внутри самого общества, а также между его гражданами, а также обладает силой своего воздействия на волю своих граждан на всей территории данного государства[1].
Каждой конкретной форме государственного образования отвечают конкретные правила образования и принципы осуществления государственной деятельности и административного деления, методы воздействия на граждан для эффективной реализации государственной политики и способ образования и формирования органов государственной власти, а также характер их взаимоотношений между собой. Таким образом, имеем, что форма государства — это не просто набор признаков, характеризующих государственный уклад политической жизни общества, а конкретная схема образования и действия государственной власти в конкретном обществе.
Все государства на протяжении всего исторического периода развития общества во всем мире обладали рядом характерных устойчивых связей с осуществлением и реализаций определённых функций, к которым, прежде всего, относятся обязательно публичная власть, правящие силы, различные политические организации и политическая система с взаимосвязанными субъектами[2]. Кроме того, помимо определенных прав над своими гражданами, государство само имеет конкретные обязанности перед своим подчиненным народом. К ним относится обеспечение своих граждан безопасностью и стабильностью в государстве, защита и обеспечение целостности границ государства, осуществление и содействие развитию благополучия населению и содействие общему благу в обществе. В руках государства также сконцентрировано единственное законное монопольное право на применение насилия в сторону общества, монопольное владение всем денежным резервом страны и правом единолично печатать денежные купюры и осуществлять с граждан сбор налогов и пошлин.
Все указанные характеристики государства именуются его признаками. Кроме общеобязательных признаков государства могут еще само выражаться в своей уникальной государственной символике, флаге и гимне, своих национальных праздниках и культурных традициях. Эти признаки носят названия дополнительных признаков, или факультативных.
Многообразие определений термина «форма государства» обусловлено, скорее, индивидуальным выражением каждого из правоведов, чем кардинальными различиями в самом терминологическом содержании2, поэтому можно сформировать единое определение государства следующим образом. «Государство — это единоначальная организация общества на определённой территории, обладающая монополией на применение властных и принудительных властных отношений с обществом. Государство разрабатывает законы и подзаконные акты, которые наделены юридической силой, содержащей нормы права и обязательны к исполнению на территории всего государства. Если бы государство не диктовало право, то оно не смогло бы грамотно организовать и распространять свой контроль над обществом».
Сам термин «государство» можно воспринимать в двух значениях — широком и узком. Соответственно, в широком значении смысла этого термина государство есть совокупность людей, объединенных на территории и имеющие органы власти, которые диктуют им правила жизни. В узком же смысле государство есть общественное объединение людей, которое образует собой одно из структурных элементов гражданского общества[3]. Одновременно стоить отметить, что нельзя отождествлять государство с народом. Народ, конечно же, является неотъемлемой частью государства, но все же это взаимодополняющие понятия, чем синонимы. Уже древности ученые и правоведы-философы занимались изучение и анализами процессов образования функционирования государств. Теории государства разрабатывали известные философы, например, Т. Гоббс. Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо. В результате была сформирована теория естественного происхождения государства, согласно которой люди в процессе осуществления своего хозяйственного и социального взаимодействия своим сотрудничеством образуют вначале общество, а потом в нем выделяется харизматичная популярная верхушка знати, которая начинает реализовывать свою волю через меры воздействия на сознание остального общества, не забывая при этом защищать людей от неблагоприятных воздействий со стороны внутреннего и внешнего воздействия неблагоприятного характера.
Далее, потому как государство представляет собой особый механизм осуществления политической власти в обеспечении жизнедеятельности общества, оно должно обладать специальными уполномоченными на то органами, которые образуют собой государственный аппарат. Если исходить из конституционного подхода к определению содержания понятия государства, то можно определить его как совокупность властных органов, воля которых распространяет своей воздействие по всей территории государства или субъекта государства.
Одной из самых важных характеристик государства является его суверенитет. Это независимость от других государств и наличие собственных границ. Суверенитет очень важен для международных отношений и также характеризует содержание политической власти и способ организации населения.
Если говорить о следующей характеристике государства — форме правления государства, то они подразделяются на монархическую и республиканскую. Если анализировать государство с точки зрения политического уклада общества — режима, то можно выделить государства с демократической и антидемократической формами правления[4].
Можно еще охарактеризовать государство как основополагающий властный институт организации политической жизни общества, который распространяет свою власть по всей территории государства и на все его население посредством воздействия на него специальным аппаратом управления, который издает специальные акты — законы, исполнение которых является принудительным и обязательным для всего народа. При этом суверенитет государства означает главенство государственной власти на всей его территории и независимость в принятии решений на внешней политической арене мирового пространства. При этом государство отменяет и запрещает к исполнению все иные правовые акты, которые будут противоречить актам этого государства.
Издавна ученые философы и правоведы пришли к выводу о том, что самым удачным для осуществления государственной власти будет ее деление на три независимых ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому сущность государства также раскрывается через его содержание и функционирование, то есть фактическую реализацию того, каким образом обеспечивается подчинение государственной власти[5].
Для того, чтобы быть авторитетной и уважаемой для общества, власть должна обладать политической стабильностью и силой, для того, чтобы обеспечивать и реализовывать свое социальное принуждение и влияние на экономическую, политическую и социальную составляющие жизни общества, а также содействовать реализации правопорядка и безопасности самой страны и в стране. Государство вправе придумывать свои индивидуальные средства отличия — символику. Ею могут быть герб, гимн, флаг и национальные праздники, и традиции.
1.2. Содержание термина «форма государственного устройства»
Сегодня каждое государство имеет свой верховный правовой акт — Конституцию, где декларируется его содержание и форма осуществления политики устройства его системы функционирования.
Форма государства — это формула осуществления функционирования государства, которая содержит три элемента — форму правления, государственное устройство и политический строй.
Таким образом мы имеем конструкцию, согласно которой государство — это конфигурация определенных элементов, которые влияют на конечное устройство государства. В зависимости от того, каким образом и кем осуществляется власть в государстве о нем можно судить с точки зрения формы осуществления управления в нем. В свою очередь форма правления в государстве включает в себя путь формирования центрального аппарата государственной власти и определяет систему и структуру его органов. От того, каким образом и в соответствии с какими принципами осуществляется формирование государственного аппарата зависит степень участия граждан в осуществлении политической власти в государстве. Как следствие, для каждой конфигурации государственных элементов существует свой набор принципов, по которым осуществляется формирование и осуществление порядка организации системы органов центральной и местной власти во всем государстве, определяются законы, по которым взаимодействуют между собой население и государственная власть. В результате мы получаем совокупность элементов государственного механизма обеспечения целостной работы всей системы государственного механизма по определенному набору функциональных систем организации и реализации власти в каждом конкретном государстве с учетом его национальной и культурной специфик[6].