Файл: Взаимосвязь темперамента и социометрического статуса школьника подросткового возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 2305

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, социометрия является одним из наиболее эффективных способов исследования эмоциональных отношений внутри малой группы. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе, выявление «слабых», униженных и отвергнутых личностей и дальнейшая их психологическая коррекция с целью повысить самооценку ребенка для достижения достойной позиции в обществе.

Социометрический статус школьника является одним из важнейших механизмов развития личности. В младшем подростковом возрасте социометрический статус зависит в большей степени от академической успеваемости, т.е., чем лучше учится подросток, тем лучше к нему относятся. В старшем подростковом возрасте ситуация обычно меняется, важна не успеваемость, а другие личностные качества и достижения.

Выводы по первой главе

В первой главе были разобраны теоретические составляющие темперамента и социометрического статуса.

Темперамент - это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Для объяснения сути темперамента применяются гуморальные, морфологические концепции, теория высшей нервной деятельности, факторные теории.

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Данным феноменом занимались и отечественные зарубежные ученые ( А. Басс, Р. Пломин, У. Шелдон, И.П. Павлов, П.В. Симонова, В.С. Мерлин и т.д.).

Социометрический статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений в данной малой группе. Социометрический статус выражает степень привлекательности его личности для других членов группы. По результатам социометрического исследования, о котором речь пойдет ниже, принято выделять следующие категории статусов.

Социометрия является одним из наиболее эффективных способов исследования эмоциональных отношений внутри малой группы. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе, выявление «слабых», униженных и отвергнутых личностей и дальнейшая их психологическая коррекция с целью повысить самооценку ребенка для достижения достойной позиции в обществе.

Социометрический статус школьника является одним из важнейших механизмов развития личности. В младшем подростковом возрасте социометрический статус зависит в большей степени от академической успеваемости, т.е., чем лучше учится подросток, тем лучше к нему относятся. В старшем подростковом возрасте ситуация обычно меняется, важна не успеваемость, а другие личностные качества и достижения.


Данной темой занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (В. Н. Мясищев, В. М. Бехтерев, Н. И. Обозов, Б. Г. Ананьев, Дж. Морено, У. Самнер и т. д.).

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СОЦОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1. Цель и задачи исследования

Цель исследования – выявление взаимосвязи между типом темперамента и социометрического статуса подростка.

Объект исследования – темперамент и социометрический статус подростков.

Предмет исследования - особенности структуры темперамента и социометрического статуса подростков.

Гипотезы исследования состоит в предположении, что существует связь между типом темперамента подростка и особенностями его социометрического статуса. Наиболее эмоционально привлекательные личности, т.е. «звезды», обладают холерическим типом темперамента. Личности, которые не имеют положительного статуса в группе обладают меланхолическим типом личности.

Для достижения поставленных целей и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. Провести эмпирическое исследование особенностей темперамента в подростковом возрасте.
  2. Провести эмпирическое исследование особенностей социометрического статуса в подростковом возрасте.
  3. Выявить взаимосвязь между типом темперамента и социометрического статуса подростка.

Методологическая база исследования:

Теории, раскрывающие психологические особенности подросткового возраста (И.С, Кон, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, Л.Ф. Обухова и др.);

Теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию феномена темперамента ( А. Басс, Р. Пломин, У. Шелдон, И.П. Павлов, П.В. Симонова, В.С. Мерлин и т.д.);

Теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию феномена социометрического статуса (В. Н. Мясищев, В. М. Бехтерев, Н. И. Обозов, Б. Г. Ананьев, Дж. Морено, У. Самнер и т. д.)


Методы исследования:

  • Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение информации.
  • Эмпирические: психодиагностические методы.
  • Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
  • Методы математико-статистического анализа: метод ранговой корреляции Спирмена.

База исследования: МБОУ СОШ №18, Мурманская область, г. Мурманск.

Испытуемые: данное исследование проводилось с учениками – 7-го класса в количестве 28 учеников, возраст испытуемых - от 13 до 14 лет.

В исследовании использовалось две методики:

  • «Темперамент» личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) (См. приложение 1). Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) помогает определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является классикой среди методик. Методика состоит из 57 вопросов, которые направлены на выявление вашего обычного способа поведения.
  • «Социометрия» Дж.Морено (См. приложение 2). Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для изучения социально- психологического климата в трудовых и учебных коллективах.

Проведение социометрического исследования включает в себя несколько этапов.

1 этап. Определение целей исследования. Социометрия широко применяется для изучения: проблем лидерства и авторитета; социально – психологической совместимости; микрогрупп, в том числе и динамики их развития; определение положения объекта в системе взаимоотношений (статус).

2 этап. Определение вопросов.

Вопросы определяются социометрическими критериями. Вопросы дают возможность обнаружить симпатии и антипатии между учащимися.

Формальные (направлены на изучение взаимоотношений учащихся в ведущем виде деятельности). В нашем случае: « С кем бы ты совместно хотел выполнять лабораторную работу?»

Неформальные (направлены на изучение взаимоотношений в сфере, не связанной с учебой). « Кого из класса ты бы пригласил/а на день рождения?». Вопросы в нашем исследовании подобраны так, чтобы выявить стремление объекта к общению с товарищами в различных видах деятельности: труде, учении, досуге и т.д.

3 этап. Определение величины ограничения возможных выборов.

В данном исследовании использовали параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов. Во- первых, он является более надежным, так как выше осмысленность выбора. Во- вторых результаты параметрического метода значительно легче подвергнуть математической обработке. Мы решили ограничиться тремя выборами (тремя фамилиями одноклассников).


В группе сверстников подростки имеют различный социометрический статус. Есть подростки, занимающие лидирующее положение, так называемые «звезды», с которыми хотят общаться почти все одноклассники. Также в каждом классе есть достаточно большая группа подростков, имеющая хорошие отношения с большинством одноклассников, так называемые «предпочитаемые». Существует и такая группа школьников, как «принятые», они достаточно открыты для общения, дружелюбны и имеют 2-3 друзей в классе. однако есть и «изолированные» подростки, которые практически выключены из неформальной жизни классного коллектива. Последние демонстрируют наиболее низкий социометрический статус в группе.

Высокое статусное положение старшеклассника в классе во многом обусловлено тем стилем взаимоотношений, который свойственен ему среди одноклассников.

Подростки – лидеры (звезды) стремятся к лидерству, стремятся удержать свой статус среди одноклассников, поэтому в их отношениях преобладает авторитарный стиль, они несколько эгоистичны, так как привыкли к вниманию сверстников, их агрессивность проявляется в инициативе, стремлении командовать, быть первым и т.д. Однако вместе с тем, подростки – звезды дружелюбны, если ситуация не противоречит их интересам и позиции.

Подростки, имеющие статус предпочитаемых, также стремятся к лидерству, однако их лидирующее положение принимается только их ближайшим окружением, а не всем классом. Эти подростки также проявляют некоторую долю агрессивности в общении с лидерами, так как стремятся занять их позицию. Предпочитаемые подростки более дружелюбны, менее агрессивны и подозрительны, более альтруистичны.

Принятые подростки демонстрируют склонность к доминированию, но оно сочетается с выраженным дружелюбием. Эти подростки в общении проявляют дружелюбие, внимание, альтруизм, они менее эгоистичны и агрессивны.

Изолированные подростки демонстрируют агрессивность, они подозрительны, зависимы, недружелюбны. Их агрессия носит оборонительный характер.

2.2 Результаты, полученные в ходе исследования, анализ, краткие выводы

С результатами, которые были получены в ходе проведения методики «Социометрия» можно ознакомиться в таблице 1,3.

Таблица 1.

Социометрический статус подростков (по методике «Социометрия» Дж.Морено)


№п/п

Социометрический статус

Кол-во

%

1

Лидер

2

7%

2

Звёзды

4

13%

3

Принимаемые

14

47%

4

Пренебрегаемые

9

30%

5

Отверженные

1

3%

Есть исследования, которые показывают, что с возрастом становится меньше «отверженных», ближе к старшему подростковому возрасту происходит увеличение «предпочитаемых». Это связано с увеличением сплоченности отдельных подгрупп, разнообразия связей, а так же толерантности в старшем подростковом возрасте [29]. В таблице видно, что в классе всего 1(3%) отверженный и 9 пренебрегаемых (30%).

Наибольшее количество подростков относятся к группе принимаемых (47%).

Далее, была проведена методика на выявление типа темперамента. С результатами можно ознакомиться в таблице 2.

Таблица 2

«Темперамент» личностный опросник Ганса Айзенка (EPI)

№п/п

Тип темперамента

Кол-во

%

1

Холерик

8

26%

2

Сангвиник

12

40%

3

Меланхолик

5

17%

4

Флегматик

5

17%

В таблице видно, что в классе преобладают сангвиники, обычно подростки с таким типом темперамента характеризуются как личности жизнерадостные, беззаботные, ярко замаскированные массовики – затейники. Имеют особые приметы: сильные, уравновешенные, энергичные все время находятся в центре событий. У них нет сложностей с коммуникацией. Они всегда любят познавать новое. У них яркая, насыщенная мимика и жесты. У таких подростков вечная жажда новых впечатлений.

26% в классе – это холерики. Подростки-холерики это чаще всего неуравновешенные, раздражительные. Им сложно сдерживать свои эмоции. Часто меняют свои хобби, увлечения. Мимика и жесты не просто насыщенные, они очень активные. Подростки – холерики не умеют распределять свои силы рационально и работают до изнеможения. Лидеры и звезды в этом классе обладают именно холерическим темпераментом, что видно в таблице 3. Также они обладают сильной эмоциональностью.