Файл: Взаимосвязь темперамента и социометрического статуса школьника подросткового возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 2313

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По 17% - это меланхолики и флегматики. Меланхоличные подростки характеризуются как обидчивые, чувствительные, малоактивные. Разговаривают тихо, неуверенно. Он робкие, застенчивые, при любых сложностях «опускают руки». Быстро устают, отвлекаются. Часто уходят в себя.

Флегматики обладают такими качествами как рассудительность, уравновешенность, медлительность. Эмоции проявляют сдержанно. Мимика и жесты достаточно спокойны, умеренны. Речь плавная, немногословная. Обычно их тяжело вывести из равновесия: рассмешить, разгневать, расстроить.

Таблица 3

Сводная таблица полученных данных по двум методикам:

Балл

Статус

Общительность

Эм.устойчивость-эм.неустойчивость

Темперамент

1

-0,03

Пренебрегаемый

6 (амбиверт)

10 (эмоциональная стабильность)

Флегматический

2

0,10

Звезда

13(экстраверт)

16 (сильная эмоциональность)

Холерический

3

0,00

Принимаемый

4 (интроверт)

16 (сильная эмоциональность)

Сангвинический

4

-0,03

Пренебрегаемый

7(амбиверт)

9(эмоциональная стабильность)

Меланхолический

5

0,03

Принимаемый

17(экстраверт)

10(эмоциональная стабильность)

Сангвинический

6

-0,03

Пренебрегаемый

9(амбиверт)

7(эмоциональная стабильность)

Флегматический

7

-0,03

Пренебрегаемый

6(амбиверт)

6(эмоциональная стабильность)

Флегматический

8

0,07

Принимаемый

17(экстраверт)

6(эмоциональная стабильность)

Сангвинический

Продолжение таблицы 3

9

-0,03

Пренебрегаемый

10 (амбиверт)

15 (сильная эмоциональность)

Меланхолический

10

0,03

Принимаемый

17(экстраверт)

8(эмоциональная стабильность)

Сангвинический

11

0,03

Принимаемый

16(экстраверт)

8(эмоциональная стабильность)

Холерический

12

0,03

Принимаемый

16(экстраверт)

6(эмоциональная стабильность)

Сангвинический

13

0,41

Лидер

17(экстраверт)

17 (сильная эмоциональность)

Холерический

14

0,07

Принимаемый

14(экстраверт)

9(эмоциональная стабильность)

сангвинический

15

0,55

Лидер

15(экстраверт)

17(сильная эмоциональность)

Холерический

16

0,03

Принимаемый

14(экстраверт)

9(эмоциональная стабильность)

Сангвинический

17

0,07

Принимаемый

17(экстраверт)

15(сильная эмоциональность)

Холерический

18

0,10

Принимаемый

17(экстраверт)

8 (эмоциональная стабильность)

Сангвинический

19

0,45

Звезда

13(экстраверт)

16(сильная эмоциональность)

Холерический

20

0,41

Звезда

16(экстраверт)

14(сильная эмоциональность)

Холерический

21

0,03

Принимаемый

4(интроверт)

6(эмоциональная стабильность)

Флегматический

22

0,14

Принимаемый

16(экстраверт)

11(эмоциональная стабильность)

Сангвинический

23

-0,10

Принимаемый

7(амбиверт)

9(эмоциональная стабильность)

Сангвинический

24

-0,28

Принимаемый

14(экстраверт)

4 (хладнокровие, полная невозмутимость)

Сангвинический

25

0,07

Принимаемый

17(экстраверт)

9(эмоциональная стабильность)

сангвинический

26

-0,07

Пренебрегаемый

8(амбиверт)

6 (эмоциональная стабильность)

Флегматический

27

-0,59

Отвергаемый

3(интроверт)

16(сильная эмоциональность)

Меланхолический

28

0,41

Звезда

13(экстраверт)

17(сильная эмоциональность)

Холерический

29

-0,21

Пренебрегаемый

10 (амбиверт)

17(сильная эмоциональность)

Меланхолический

30

-0,03

Пренебрегаемый

7 (амбиверт)

9 (эмоциональная стабильность)

Флегматический


Чтобы доказать гипотезу, мы проверили насколько социальный статус коррелирует с такими компоненты темперамента как: общительность, эмоциональная устойчивость.

Для проверки мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Для выявления корреляции были выполнены следующие шаги:

  1. Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
  2. Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
  3. Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
  4. Подсчитана сумма квадратов;
  5. Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
  6. Определены критические значения.

При расчетах мы использовали коэффициент социального статуса и шкалу экстраверт/интроверт. Количественные показатели представлены в приложении 3 (См. приложение 3).

С помощью данного коэффициента мы получили rs = 0.607, это доказывает, что существует корреляция между социальным статусом и компонентом темперамента (экстраверт, интроверт). В таблице показаны процентные соотношения коррелируемых значений.

Таблица 4

процентные соотношения коррелируемых значений.

Интроверт

Амбиверт

Экстраверт

Звезда

100%

Лидер

100%

Принимаемый

14%

6%

80%

Отвергаемый

100%

Пренебрегаемый

100%

Далее, была произведена проверка корреляции между коэффициентом социального статуса и шкалой эмоциональной устойчивости. Количественные показатели представлены в таблице 5 и приложении 4 (См. приложение 3). В результате было получено следующее значение: rs = 0.372, это говорит о том, что корреляция между двумя проверяемыми статистически значима.

В данной группе существует связь между социальным статусом и эмоциональной устойчивостью. В таблице можно посмотреть процентное распределение эмоциональной устойчивости в зависимости от социального статуса.

Таблица 5

Хладнокровие

Эмоциональная стабильность

Сильная

эмоциональность

Звезда

100%

Лидер

100%

Принимаемый

6%

80%

14%

Отвергаемый

100%

Пренебрегаемый

75%

25%


Таким образом, с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы выяснили, что между следующими компонентами темперамента: общительность, эмоциональная стабильность и социометрическим статусом существует взаимосвязь. Это подтверждает гипотезу, которая была поставлена в начале исследования.

Выводы по второй главе

Для исследования были выбраны 2 методики:

«Темперамент» личностный опросник Ганса Айзенка (EPI). С помощью этой методики было выявлено, что в данной исследуемой группе холериков 26%, сангвиников 40%, меланхоликов 17%, флегматиков 17%.

  • «Социометрия» Дж. Морено. Социометрия показала, что в данной группе 3% относятся к отверженным, 7%-лидер, 13% - звезды, 30%- пренебрегаемые, 47% - принимаемые.

В дальнейшем с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы выяснили, что между следующими компонентами темперамента: общительность, эмоциональная стабильность и социометрическим статусом существует взаимосвязь.

Таким образом, заявленная гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи, которые мы ставили в исследовании, были реализованы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе были разобраны теоретические составляющие темперамента и социометрического статуса.

Темперамент - это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Для объяснения сути темперамента применяются гуморальные, морфологические концепции, теория высшей нервной деятельности, факторные теории.

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Данным феноменом занимались и отечественные зарубежные ученые ( А. Басс, Р. Пломин, У. Шелдон, И.П. Павлов, П.В. Симонова, В.С. Мерлин и т.д.).

Социометрический статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений в данной малой группе. Социометрический статус выражает степень привлекательности его личности для других членов группы. По результатам социометрического исследования, о котором речь пойдет ниже, принято выделять следующие категории статусов.

Социометрия является одним из наиболее эффективных способов исследования эмоциональных отношений внутри малой группы. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе, выявление «слабых», униженных и отвергнутых личностей и дальнейшая их психологическая коррекция с целью повысить самооценку ребенка для достижения достойной позиции в обществе [А.В. Петровский].


Социометрический статус школьника является одним из важнейших механизмов развития личности. В младшем подростковом возрасте социометрический статус зависит в большей степени от академической успеваемости, т.е., чем лучше учится подросток, тем лучше к нему относятся. В старшем подростковом возрасте ситуация обычно меняется, важна не успеваемость, а другие личностные качества и достижения.

Данной темой занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (В. Н. Мясищев, В. М. Бехтерев, Н. И. Обозов, Б. Г. Ананьев, Дж. Морено, У. Самнер и т. д.).

С помощью методики «Темперамент» личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) было выявлено, что в классе, где проводилось исследование холериков 26%, сангвиников 40%, меланхоликов 17%, флегматиков 17%.

«Социометрия» Дж.Морено показала, что в классе 3% относятся к отверженным, 7%-лидер, 13% - звезды, 30%- пренебрегаемые, 47% - принимаемые.

В дальнейшем с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы выяснили, что между следующими компонентами темперамента: общительность, эмоциональная стабильность и социометрическим статусом существует взаимосвязь. Можно считать, что темперамент влияет на социометрический статус. Например, если подросток обладает холерическим темпераментом, то выше шанс, что его социометрический статус будет относится к лидерам или звездам.

Список использованной литературы

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов [Текст]/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2003. -704с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 363 с.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-2 изд., доп. – М.: «Академия», 2003. – 264 с.
  4. Бадараев, Д. Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе [Текст]/ Д.Д. Бадараев// Вестник Бурятского государ-ственного университета. - 2009. - № 5. - С. 224-228
  5. Вернгер, Л.А. Психология [Текст]/ Л.А. Вернгер, В.С. Мухина.-М.:-2012.-378с.
  6. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]/Б.С. Волков .-М.:-2002.-266с.
  7. Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности [Текст]/ Б.А. Вяткин.-М.:-2012.-320с.
  8. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей[Текст]/ В.Н. Дружинин.- М.: Наука, 1994.
  9. Золотовицкий, Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения// Личность. Культура. Общество [Текст]/ Р.А. Золотовицкий.-М.: Т.4. Вып. 1-2., 2002.
  10. Козьяков, Р.В. Социальная психология: учебник [Текст]/ Р.В. Козьяков.-Директ-Медия-2013.-376с.
  11. Козырев, П.П. Зарождение и становление межличностных отношений и их влияния на социальный статус [Текст]/ П.П. Козырев.- Лаборатория книги.- 2010.- 82с.
  12. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/ В.А. Крутецкий.-Москва «Просвещение», 2012.-608с.
  13. Кречмер, Э. Строение тела и характер [Текст]/ Э. Кречмер.-2016.-212с.
  14. Кузьмина, Е.С. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий[Текст]/ Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова.-М.-141с.
  15. Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя [Текст]/ В.Н. Куницына.-Л,2002.-238с.
  16. Макеев, Л.Ю. Социальная психология в образовании [Текст]/ Л.Ю. Макеев.-2011.-92с.
  17. Маклаков, А.Г. Учебник нового века. Общая психология. Учебник для вухов.-СПБ.: Питер, 2013.-452с.
  18. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента [Текст]/ В.С. Мерлин.-Пермь, 2013.-296с.
  19. Морено, Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе[Текст]/ Я.Л. Морено; Пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический Проект, 2001. - 384 с.
  20. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педаго-гическое общество России, 2004. - 442 с.
  21. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]/ К.К. Платонов- М. Высшая школа, 2014. - 289 с.
  22. Райгородский, Д. Психология и психоанализ характера [Текст]/Д. Райгородский.-45с.
  23. Рогов, Е.И. Общая психология [Текст]/Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 2014. - 452 с.
  24. Сайкин, Е. А. Социальные роли и многомерность личности [Текст]/ Е.А. Сайкин// Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 316. - N 6 : Экономика. Философия, социология и культуролог. - С. 200-203.
  25. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учеб.[Текст]/ А.Л. Свенцицкий. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 336 с.
  26. Сергеева, З.Х. Социальная стратификация: учебное пособие [Текст]/ З.Х. Сергеева.- 2011.-458с.
  27. Стреляу Я.Р. Роль темперамента в психическом развитии[Текст]/ Я.Р. Стреляу- М., 2012. - 207 с.
  28. Теплов, Б.М. Психология-учебник для средней школы [Текст]/Б.М. Теплов.-
  29. Хлыбова, Е.В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков [Текст]/ Е.В. Хлыбова// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова- 2009-Т.15-С. 166-168

Приложение 1

«Темперамент» личностный опросник Ганса Айзенка (EPI).

Ответьте «да» или «нет» на вопросы, касающиеся ваших чувств и реакций в различных ситуациях, поставив в бланке рядом с номером вопроса «+» или « –».

1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.

2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов.

3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.

4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.

5. На спор я могу совершить необычный поступок.

6. Иногда я нарушаю свои обещания.

7. У меня часто меняется настроение.

8. Мне нравятся азартные игры.

9. У меня бывает учащенное сердцебиение.

10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.

11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.

12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.

13. Меня легко обидеть.

14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.

15. Временами меня переполняет энергии, а иногда все валится из рук.

16. Мне приятнее находится в компании, чем быть одному.

17. Я долго переживаю неудачу.

18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.

19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.

20. Мои нервы часто натянуты до предела.

21. Думаю, что меня считают веселым человеком.

22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.

23. На грубость я отвечаю грубостью.

24. Я могу опоздать.

25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании.

26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли.

27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.

28. Я часто испытываю чувство вины.

29. Мне нравится быть в центре внимания.

30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

31. Мне часто снятся кошмары.

32. Мне легко общаться с незнакомым человеком.

33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.

34. Думаю, что я – уверенный в себе человек.

35. Меня задевает критика.

36. У меня есть кое-какие вредные привычки.

37. Я могу внести оживление в скучную компанию.

38. Я беспокоюсь о своем здоровье.

39. Я люблю подшучивать над другими.

40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.

Каждый отрицательный ответ на вопросы № 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл. Чем меньше баллов, тем выше достоверность результатов теста. Если вы набрали больше трех баллов, возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие», «правильные» ответы.