Файл: Отчет о финансовых результатах, его целевая направленность в современной экономике.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. Экономическое содержание понятий финансовый результат и отчет о финансовых результатах
1.2. Принципы формирования показателей отчета о финансовых результатах экономических субъектов
Глава 2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ
2.1. Бухгалтерский учет формирования финансового результата
2.2. Содержание показателей отчета о финансовых результатах
2.3. Взаимосвязь с налоговыми расчетами
Глава 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДОБРОЕ ДЕЛО»
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
3.2. Анализ результатов деятельности ООО «Доброе дело»
Финансовый результат – это прирост (уменьшение) собственного капитала организации за отчетный период в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Он базируется на доходах и расходах экономического агента. Результирующий показатель этого параметра показывает рентабельность работы организации в общем ее смысле, то есть показывает, является ли деятельность экономического агента прибыльной.
Основной проблемой при анализе отчетов является сложность установления причинно-следственных связей при расчетах показателей. Несмотря на жесткие нормы заполняемых отчетов, существует размытость при отнесении некоторых показателей на разные строки отчета о финансовых результатах. Например, кто-то выносит для наглядности управленческие расходы, кто-то включает их в себестоимость.
На основании теоретических данных, полученных из разных источников [9-17], было выявлено, что отчет о финансовых результатах, служит для упрощения анализа положения компании вкладчиками, инвесторами, а также руководителями компании. Кроме того, был приведен подробный анализ различий между основными формами отчетности МФСО и РСБУ и выявлено, что отчет по МФСО более гибким. Он дает возможность предпринимателям распределять свои средства с некоторой степенью свободы, а инвесторам нагляднее определить возможности компании. Кроме того, в данной главе было приведено определение понятия финансовый результат, которое будет часто использоваться в работе.
1.2. Принципы формирования показателей отчета о финансовых результатах экономических субъектов
Отчет о финансовых результатах обобщает информацию о доходах и расходах организации за отчетный период и аналогичные периоды предыдущих лет, раскрывает структуру финансового результата и факторы, повлиявшие на эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Принципы формирования показателей отчета о финансовых результатах представлены в таблице 2.
Особенностью российского отчета о финансовых результатах является безальтернативный характер в классификации расходов, представлении формы и содержания, правил его составления, что во многом объясняется неразвитостью рыночных механизмов и систем оценки выполнения экономическим субъектом налоговых обязательств.
Принципы формирования показателей отчета о финансовых результатах экономических субъектов
Наименование принципа |
Содержание принципа |
Цель |
---|---|---|
1. Понятность |
Наглядность и последовательность расположения показателей. Однозначное содержание промежуточных итогов при расчете финансового результата деятельности. Ясность алгоритмов расчета отчетных показателей (использование общеизвестной терминологии, наличие исчерпывающих пояснений, последовательность применения методик расчета показателей) |
Однозначное понимание всеми пользователями |
2. Полнота и достоверность |
Отражение правдивой информации обо всех доходах и расходах с учетом требования полноты и обоснованности отражения фактов хозяйственной жизни |
Обеспечение возможности проверки отчетных данных по данным учета |
3. Существенность |
Обособленное раскрытие существенных статей доходов по каждому их виду и соответствующих им расходов |
Отражение в отчете полезной информации, способной повлиять на экономические решения пользователей |
4. Детализация и расчет финансового результата методом брутто |
Раскрытие доходов и расходов по видам в полном объеме, не допуская взаимозачета статей доходов и расходов, прибылей и убытков, за исключением случаев, предусмотренных стандартами по бухгалтерскому учету. В МСФО (IAS) 1 и ПБУ 4/99 определен обязательный минимум раздельно раскрываемой информации в структуре отчета. Согласно Положениям по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99 все доходы и расходы отчетного периода в отчете структурированы с подразделением на обычные и прочие |
Представление полной информации о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности. Обеспечение аналитических возможностей отчета |
5. Построение отчета на основе анализа расходов |
Согласно МСФО (IAS) 1 анализ расходов может быть представлен либо по характеру, либо по функциям расходов. Согласно ПБУ 4/99 отчет построен на основе классификации расходов по функциям |
Предоставление надежной и уместной информации для пользователей |
6. Периодизация |
Отражение в отчете только доходов и расходов, относящихся к отчетному периоду, в котором согласно принципу начисления (допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности) они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с такими фактами хозяйственной жизни |
Сопоставление расходов и доходов, относящихся к одному отчетному периоду для более точного исчисления результатов операций |
7. Сопоставимость |
Данные за отчетные периоды, отраженные в отчете, должны быть сопоставимы. По всем суммам, отраженным в отчете, раскрывается сравнительная информация за предыдущий период |
Обеспечение возможности сравнения и анализа показателей в динамике |
Обобщая американский опыт составления финансовой отчетности для внешних пользователей, О.В. Соловьева, М.Е. Грачева, А.В. Баранов, А.Е. Жминько и другие авторы отмечают, что наряду с полной может формироваться и краткая финансовая отчетность (condensed financial statement), так как пользователи не всегда нуждаются в представлении развернутой информации. Отчет о финансовых результатах может представляться в двух форматах: «одношаговом» (single-step format), отличающемся простотой, и «многошаговом» (multiple-step format), представляющем собой последовательный расчет чистой прибыли при увязке соответствующих доходов и расходов.
В Великобритании Закон о компаниях (Company Act 1985) разрешает четыре формата представления данных в отчете о финансовых результатах (Profit and loss account), но на практике используются в основном два: в первом - представляют объем продаж за вычетом расходов, учитываемых по функциональному признаку, раскрывают валовую прибыль; во втором - представляют расходы по их типу, валовая прибыль отдельно не показывается. Стандарты США (US GAAP) и Великобритании (UK GAAP) в сравнении с МСФО (IAS) выдвигают более четкие правила представления отчетной информации. В отчете о доходах (Income statement), составленном в соответствии с US GAAP, Комиссия по ценным бумагам и биржам устанавливает дополнительное требование в представлении сравнительных данных за 3 периода.
Международными стандартами финансовой отчетности не предъявляются жесткие требования к форме отчета о финансовых результатах, отсутствует исчерпывающий перечень статей отчета, не регламентированы порядок расположения и названия статей. В то же время определен перечень линейных статей, которые должны раскрываться в отчете как минимум: выручка; затраты по финансированию; доля предприятия в прибыли и убытке ассоциированных предприятий и совместной деятельности, учитываемых по методу долевого участия; расходы по налогам; прибыль или убыток и др. Конкретная форма отчета разрабатывается экономическим субъектом самостоятельно на основе минимально определенных требований к содержанию раскрываемой информации и представленных рекомендаций по его структуре.
1.3. Методические подходы к построению форм и содержанию
отчета о финансовых результатах
В мировой учетной практике неукоснительное соблюдение принципов формирования показателей финансовой отчетности при построении форм отчета о финансовых результатах экономического субъекта и представлении отчетных показателей в нем проявляется в использовании разных методических подходов, различающихся по содержанию, структуре и расположению, способам группировки отчетной информации (таблица 3).
Таблица 3
Методические подходы к построению форм и содержанию
отчета о финансовых результатах
Наименование подхода к представлению информации в отчете |
Форма построения отчета |
Содержание показателей отчета |
Значение для пользователя при анализе и принятии решений |
---|---|---|---|
Расположение показателей (статей) отчета |
Параллельная (двусторонняя, горизонтальная) |
Статьи отчета расположены в виде двусторонней таблицы: в левой части - расходы, в правой - доходы, или наоборот. Конечный финансовый результат представляется в виде сальдо, балансирующего отчет |
Обеспечение наглядности при сопоставлении показателей отчета по доходам, расходам и финансовым результатам |
Последовательная (односторонняя, вертикальная) |
Последовательное расположение статей доходов, расходов и разницы между ними в виде конечного финансового результата |
Обеспечение структурного анализа показателей отчета |
|
Матричная |
Статьи расположены в виде матрицы показателей, скоординированных по каждому виду расходов с соответствующим видом доходов, и наоборот |
Обеспечение наглядности при соотнесении доходов и расходов и выявлении финансового результата |
|
Структура отчета (способ получения финансового результата) |
Одноступенчатая (простой, одношаговый способ) |
Все доходы по видам сгруппированы в одной части отчета, расходы - в другой. Чистая прибыль определяется как разница между общей суммой доходов и общей суммой расходов |
Оперативность определения итогового финансового результата. Недостаточная полнота и аналитичность показателей |
Многоступенчатая (поэтапный, многошаговый способ) |
Доходы и расходы сгруппированы обособленно по видам, а конечный финансовый результат определяется путем последовательных расчетов и выведения промежуточных итогов |
Аналитичность показателей. Обеспечение возможности проведения маржинального анализа |
|
Способ раскрытия разности между доходами и расходами |
Полная (развернутая) |
Раскрывается информация о величине доходов и соответствующих им расходов по статьям отчета |
Расширение аналитических возможностей отчета |
Сальдированный |
В отчете доходы и расходы не отражают по статьям, а показывают лишь разность между однородными группами доходов и расходов |
Снижение аналитических возможностей отчета |
|
Способ отражения информации |
По методу брутто |
В отчете показывают обороты результатных счетов |
Информативен, полнее раскрывает структуру доходов и расходов |
По методу нетто |
В отчете отражают сальдо результатных счетов |
Не информативен, но более нагляден |
|
Выбранный подход к аналитическому раскрытию в отчете информации о расходах |
Формат, основанный на ресурсной классификации расходов |
Раскрывают расходы по методу "характера расходов", т.е. по их экономическому содержанию (элементам затрат) в увязке с изменениями величины запасов |
Обеспечивается возможность анализа расходов в разрезе экономических элементов затрат |
Формат, основанный на функциональной (целевой) классификации расходов |
Расходы в отчете представлены по методу "себестоимости продаж", т.е. в разрезе функционального назначения |
Обеспечение возможности проведения маржинального анализа |
При использовании выделенных методических подходов приоритетным является следование установленным принципам, что обеспечивает формирование надежной информации об экономических событиях с активами и капиталом организации и в то же время уверенность пользователям в обоснованности принимаемых решений на основе отчетной информации, что для управления является решающим.
Форма и содержание отчета о финансовых результатах, правила его составления предопределяют состав анализируемых показателей при принятии экономических решений заинтересованными пользователями. Согласно МСФО (IAS), в котором представлены общие требования к составлению отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе), в нем необходимо давать аналитическую характеристику доходов и расходов. Стандарт рекомендует два подхода к группировке статей отчета на подклассы: ресурсный (метод «характера затрат») и функциональный (метод «функций затрат»).
Ресурсная классификация, или метод "характера затрат", предполагает, что расходы объединяются в соответствии с их экономическим содержанием (характером) и не перераспределяются в зависимости от их целевого назначения внутри организации. Такой подход основан на классификации расходов по экономическим элементам и позволяет раскрыть источники их формирования. Определение финансового результата от основной деятельности методом «характера затрат» предполагает сопоставление выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг) с общей суммой расходов отчетного периода, скорректированной на изменение остатков в запасах (незавершенного производства и готовой продукции).
Целевая классификация, или метод «функций затрат» (метод «себестоимости продаж»), предусматривает разбивку расходов по обычным видам деятельности на подклассы в соответствии с их назначением, как часть себестоимости продаж или административной деятельности. Расчет финансового результата методом «функций затрат» основан на сопоставлении выручки от продаж с себестоимостью проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Информация в отчете о финансовых результатах может быть представлена одним из двух способов, предполагающих разные форматы его построения (см. рисунок 1).
Оба формата отчета позволяют получить совершенно идентичный финансовый результат, но по-разному раскрывают данные о структуре его формирования. МСФО (IAS) требует выбирать такой метод классификации расходов, который наиболее точно представляет составляющие финансовых результатов организации и предоставляет надежную и более уместную информацию для заинтересованных пользователей.