Файл: Отчет о финансовых результатах, его целевая направленность в современной экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбор метода группировки статей отчета о финансовых результатах зависит от исторических и отраслевых факторов, а также от характера деятельности экономического субъекта.

В отчете о финансовых результатах, основанном на методе «характера затрат», вначале раскрывают выручку от продажи продукции (товаров, работ, услуг), уменьшенную на суммы налогов, включаемых в цену товара. Далее отражают все затраты на производство в разрезе экономических элементов:

  • материальные затраты, отражающие стоимость израсходованных сырья, материалов, топлива, запасных частей, расходы на промышленные работы и услуги со стороны, на приобретение электрической, тепловой энергии и т.д.;

Метод «характера затрат»

Метод «себестоимости продаж»

Доход от продажи

Доход от продажи

Затраты на производства (расходы)

Изменения запасов
(НЗП, ГП)*

Прибыль

Себестоимость продаж

Прибыль

Формат отчета, основанный на ресурсной классификации расходов

Формат отчета, основанный на функциональной классификации расходов

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Выручка (+)

2520

Выручка (+)

2520

Затраты на производство:

материалы (-)

заработная плата (-)

750

900

Себестоимость проданной продукции (-)

1275

амортизация (-)

Прочие расходы (-)

150

180

Управленческие расходы (-)

410

Себестоимость запасов ГП и НЗП:

на начало года (-)

на конец года (+)

375

480

Коммерческие расходы (-)

190

Операционная прибыль

645

Операционная прибыль

645

Иные доходы и поступления (+)

225

Иные доходы и поступления (+)

225

Иные расходы и убытки (-)

420

Иные раасходы и убытки (-)

420

Прибыль до налогообложения

450

Прибыль до налогообложения

450

Налог на прибыль

100

Налог на прибыль

100

Чистая прибыль

350

Чистая прибыль

350

* - НЗП – незавершенное производство

ГП – готовая продукция


Рисунок 1. Варианты представления данных
в отчете о финансовых результатах

  • затраты на оплату труда, включающие все виды вознаграждений работникам и отчисления на социальное страхование и обеспечение, установленные законодательством;
  • амортизационные отчисления и другие суммы, списываемые в погашение стоимости долгосрочно эксплуатируемых активов;
  • прочие эксплуатационные затраты.

Финансовый результат от продаж выявляют путем вычитания из доходов суммы расходов за отчетный период, представленной в разрезе экономических элементов и скорректированной на изменение затрат, находящихся в запасах готовой продукции и незавершенного производства. Изменение затрат в запасах вычисляется в виде разницы в остатках запасов на начало и конец отчетного периода. Данный вариант используют в небольших организациях, где расходы не распределяют в соответствии с их функциональным назначением.

Формат отчета о финансовых результатах, основанный на методе «функций затрат», содержит информацию о выручке от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за минусом налогов, включаемых в цену товара, которая сопоставляется с признанными в отчетном периоде расходами, классифицированными в соответствии с их функциями на производственную себестоимость, коммерческие и управленческие расходы.

Экономическим субъектам, формирующим финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IAS), предоставлено право самостоятельно выбирать наиболее уместный и надежный способ представления аналитических данных в отчетности.

Российский формат отчета о финансовых результатах исходя из терминологии МСФО построен на основе функционального подхода к классификации расходов. Таким образом, все российские организации формируют свои отчеты независимо от особенностей ведения бизнеса, вида экономической деятельности и других факторов на основе единого подхода.

Современная форма отчета о финансовых результатах, применяемая отечественными предприятиями, имеет многоступенчатую структуру с последовательным расположением статей, которая обеспечивает расчет промежуточных показателей (валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения). Наличие промежуточных итогов позволяет расширить аналитические возможности информирования пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности оценочными показателями по видам деятельности. Все доходы и расходы отчетного периода, раскрываемые в отчете, сгруппированы в порядке, предусмотренном ПБУ 9/99 [4] и ПБУ 10/99 [5], на обычные, т.е. связанные с выполнением основной деятельности организации, и прочие. Такая группировка и последовательность отражения отчетных показателей позволяют придать однозначное содержание промежуточным итогам при расчете финансового результата отчетного периода и тем самым характеризуют его структуру.


Глава 2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ

2.1. Бухгалтерский учет формирования финансового результата

Одной из главных целей предпринимательской деятельности и задач деятельности Организации является получение прибыли. Учет финансовых результатов и использования прибыли позволяет организации контролировать текущую деятельность и планировать дальнейшую работу. Финансовый результат представляет собой прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.

Укрупненная схема бухгалтерского учета процесса формирования финансового результата организации отражена на рисунке 2.

Рисунок 2. Укрупненная схема бухгалтерского учета процесса формирования финансового результата организации

Счета бухгалтерского учета РСБУ утверждены Минфином РФ [3] и обязательны к применению всеми организациями в Российской Федерации, кроме кредитных и бюджетных учреждений. При этом утверждены как сам План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, так и Инструкция по его применению, которые содержат перечень самих бухгалтерских счетов, расшифровку к ним и список корреспондирующих счетов.

На основе утвержденного Минфином РФ [3] Плана счетов организация разрабатывает свой рабочий План счетов, являющийся частью Учетной политики организации в целях бухгалтерского учета. В рабочем Плане счетов организация может уточнять содержание приведенных в Приказе Минфина РФ субсчетов бухучета, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

ООО «Доброе дело» использует в целях ведения бухгалтерского учета рабочий План счетов, разработанный в соответствии с [3], который настроен в используемой учетной информационной системе (Приложение 2).

Для учета результатов деятельности организаций существует несколько счетов, и их применение зависит от того, от какой деятельности получены доходы и понесены расходы. Доходы и расходы разделяют на две группы: от основной деятельности и от прочей деятельности.


Деятельность, указанная в учредительных документах и характерная для организации, является основной.

Для учета финансовых результатов от основной деятельности применяются 90 счет и субсчета к нему. Основная деятельность Организации заключается в реализации покупателям товаров и услуг, закупаемых у поставщиков. На счете 90.01 отражается финансовый результат от реализации (продаж) товаров и услуг покупателям. На счете 90.02 отражаются расходы, связанные с продажей товаров и услуг покупателям, то есть учетная стоимость проданных товаров и услуг, себестоимость от продаж. На счете 90.08 отражаются управленческие расходы по основной деятельности. На счете 90.09 отражается расчетная прибыль/убыток по основной деятельности как разница между финансовым результатом от продаж (Кт 90.01) и расходами, связанными с продажей, и управленческими расходами (Дт 90.02 + 90.08).

Расчетная сумма финансового результата по основной деятельности предприятия в отчетном периоде – сальдо 90 счета переносится на 99 счет «Прибыли и убытки». Прибыль или убыток от основной деятельности отражаются следующими записями:

Содержание операции

Дт

Кт

Отражена прибыль организации

90.09

99

Прибыль/убыток от продаж

Прибыли и убытки

Организацией получен убыток

99

90.09

Прибыли и убытки

Прибыль/убыток от продаж

К прочим видам деятельности относятся те виды, которые не являются характерными в работе фирмы. Их можно назвать побочными доходами или расходами, поскольку организация изначально не планировала нести эти расходы или получать такие доходы.

К прочим доходам можно отнести:

− выгода от вложений в ценные бумаги;

− положительные разницы, возникающие при росте курса валюты;

− излишки, выявленные в ходе инвентаризации имущества;

− кредиторская задолженность, списанная в связи с истечением срока давности взыскания, и др.

Под прочими расходами понимают:

− штрафы, пени, неустойки, уплачиваемые контрагентам или в бюджет государства;

− оплата услуг банковских организаций;

− отрицательные разницы, появляющиеся в связи с падением курса валюты;

− дебиторская задолженность за истечением срока давности и др.


Для учета прочих доходов и расходов предусмотрены 91 счет и субсчета к нему. На счете 91.09 отражается сальдо по прочим доходам и расходам. Расчетная сумма финансового результата по прочей деятельности предприятия в отчетном периоде – сальдо 91 счета переносится на 99 счет «Прибыли и убытки».

Прибыль или убыток от прочей деятельности отражаются следующими записями:

Содержание операции

Дт

Кт

Отражена прибыль по прочей деятельности

91.09

99

Сальдо прочих доходов и расходов

Прибыли и убытки

Получен убыток по прочей деятельности

99

91.09

Прибыли и убытки

Сальдо прочих доходов и расходов

Итоговый финансовый результат определяется по окончании календарного года и отражается по счетам 99 и 84:

Содержание операции

Дт

Кт

Получена чистая прибыль

99

84

Прибыли и убытки

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Зафиксирован убыток по итогам года

84

99

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Прибыли и убытки

Прибыль является отличным результатом деятельности организации. Но ее получения недостаточно для дальнейшего развития. В связи с этим необходим учет рационального использования прибыли. Чистая прибыль отражается по 84 счету и возникает после уплаты налога на прибыль. В дальнейшем чистая прибыль распределяется и может быть направлена на погашение убытков, возникших в прошлые период, формирование резервного капитала, выплату дивидендов учредителям и акционерам.

Собственный капитал предприятия – это совокупность средств, принадлежащих владельцам предприятия на правах собственности, и приносящих прибыль в любой форме. Структура собственного капитала представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Структура собственного капитала предприятия

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества организации, гарантирующего интересы его кредиторов. Для учета уставного капитала используется синтетический счет 80 «Уставный капитал». Кредитовое сальдо на 80 счете соответствует размеру уставного капитала, зафиксированного учредительными документами.