Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «СПСР-Экспресс»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и сущность руководства
1.2 Руководство - разновидность хозяйственного управления
2.1 Краткая характеристика организации ООО «СПСР-Экспресс»
2.2 Структура социально-психологического климата
2.3 Стиль руководства в отделе продаж компании ООО «СПСР-Экспресс»
2.4 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства ООО «СПСР-Экспресс»
Сравнение стилей управления представлено на рисунке 7.
Рисунок 7 – Сравнение стилей руководства
И третий подход – ситуационный. Ситуационный подход определяет эффективность лидерства, исходя из ситуации. Ситуационные факторы включают личные качества и потребности подчиненных, характеристику окружающей среды, существующий объем информации и так далее.[6]
ВЫВОД: Стили управления традиционно сводятся к трем видам: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки и применяется в зависимости от сферы деятельности предприятия и особенностей задач, стоящих перед коллективом.
Тем не менее руководитель должен обладать рядом положительных управленческих качеств, для того, чтобы сделать работу коллектива максимально слаженной и эффективной. Такими, например, как : креативность, инициативность, умение слушать подчиненных, уважительность и др.
2 Социально-психологический климат коллектива как показатель развития организации ООО «СПСР-Экспресс»
2.1 Краткая характеристика организации ООО «СПСР-Экспресс»
Компания ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» одна из ведущих компаний российского рынка по предоставлению услуг экспресс-доставки, складского хранения грузов, доставки заказов сегмента B2B, доставки банковских карт на дом.
Торговая марка «СПСР» была зарегистрирована в феврале 2001 года. Одновременно в Москве открылся головной офис компании, а в Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде первые филиалы.
2001 год становится для компании годом определения стратегии развития: СПСР-ЭКСПРЕСС стремится занять лидирующие позиции на новом для России рынке логистики в сегменте экспресс-доставки.
Основными принципами работы с клиентами (миссия организации) являются: Скорость, Персональный подход, Сохранность, Рациональные решения.
Компания осуществляет свою деятельность в 85 регионах России, а также осуществляет услуги экспорта в 45 странах мира.
Служба экспресс-доставки SPSR Express предлагает клиентам комплексные логистические услуги по доставке посылок на всей территории России. В структуру компании входят 200 офисов и представительств в городах РФ. Компания обслуживает более 6000 населенных пунктов. Собственная филиальная сеть и сеть магистральных маршрутов позволяют компании обеспечивать соответствие единому высокому стандарту качества обслуживания на всей территории присутствия. Головной офис находится в городе Москва по адресу: Москва, Волгоградский проспект д. 42/23. [13]
Управленческий состав состоит из нескольких департаментов: финансовый, департамент продаж и сервиса, департамент IT, департамент маркетинга, департамент логистики и департамент складской обработки грузов. Каждый департамент включает в себя соответствующие отделы (рисунок 8).
Рисунок 8 – Организационная структура ООО «СПСР-Экспресс»
Компания реализует метод управления по целям. Долгосрочная цель компании определена как выход на международный уровень. Среднесрочными целями компании является достижение преимущества в конкурентной борьбе на территории Российской Федерации. В частности, расширение рынка услуг, увеличение объема грузоперевозок, занятие лидирующей позиции в сфере транспортной логистики на территории России. [13]
Краткосрочными целями являются разработка новых услуг, востребованных на рынке, ребрендинг экспресс-тарифов, достижение определенных финансовых результатов.
Стратегические цели в компании разрабатываются советом директоров, исходя из которых, определяются производственные стратегии, ставятся цели и задачи руководителям отделов и ведущим специалистам.
По отношению к своим конкурентам ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» обладает следующими преимуществами:
- востребованные тарифы экспресс-доставки;
- наличие собственного современного автомобильного парка;
- наличие собственных складов;
- разработанные схемы маршрутов;
- фирменная технология обработки и доставки грузов;
- гибкая система оплаты;
- гибкая система скидок;
- опыт работы на рынке, выполнение работ и оказание услуг на самом высоком уровне обеспечили компании репутацию надёжного партнёра.
Эти преимущества позволяют предприятию занимать лидирующие позиции на рынке оказания услуг по экспресс-доставке на территории Российской Федерации.
Чрезвычайных угроз от поставщиков продукции для предприятия нет. Имея ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» в качестве своего официального дилера, предприятия-поставщики заинтересованы в обоюдовыгодном сотрудничестве: темпы реализации услуг компанией ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» неуклонно растут и в большинстве случаев определяют и темпы реализации своей продукции компаниями-поставщиками. [13]
Так как поставщиков у компании имеется большое количество, то между ними существует конкуренция, поэтому угрозы с их стороны не ожидается, наоборот, у предприятия есть возможности получать качественную продукцию, отвечающую требованиям заказчиков. С другой стороны, опасение может вызвать то, что поставки продукции не всегда стабильны, то же касается и цен поставщиков.
Ключевыми факторами успеха в логистической отрасли являются: скорость доставки и география обслуживания. Именно на эти факторы компания ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» в начале своего образования сделала ставку и за более чем 15 лет существования существенно расширила свою деятельность. В данный момент ключевыми факторами успеха логистических компаний является работа на рынке b2с – доставка товаров клиентам интернет-магазинов, так как объемы продаж интернет-магазинов постоянно растут из-за повсеместного внедрения цифровых технологий. На развитие данного направления руководство компании обращает особое внимание
Анализ контрагентов компании говорит о следующем. ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» имеет широкую сеть поставщиков, сотрудничает с многими маленькими фирмами по оказанию транспортных услуг. Эти контрагенты довольно давно фигурируют в отрасли и успели себя зарекомендовать как надёжные партнёры. Кроме того, если вдруг возникнут какие-либо проблемы с одни из них, предприятия легко сможет это компенсировать за счёт сотрудничества с другими. [13]
Основными потребителями услуг компании являются:
- банки;
-интернет-магазины;
- косметические фирмы;
- частные лица.
2.2 Структура социально-психологического климата
Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.
Схематично такая структура выглядит следующим образом (рисунок 9).
Рисунок 9 – Структура социально-психологического климата коллектива
В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами. [8]
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.
Так, на примере отдела продаж компании ООО «СПСР-Экспресс» был проведен анализ сплоченности коллектива.
«Перед вами список группы в алфавитном порядке. Слева от каждой фамилии стоит номер, который является шифром соответствующего сотрудника. Выберите из списка трех человек (или меньше) в порядке предпочтения и укажите их шифры в прямоугольниках, расположенных ниже вопроса:
С кем из ваших коллег вы бы предпочли участвовать в совместной работе?
Просим пронумеровать опросный лист вашим шифром.
Неразглашение ответов гарантируется».
Сотруднику, шифр которого стоит в первом прямоугольнике, присваивается 2 балла, во втором - 1, в третьем - 0,5 балла.
По данным опросных листков составляется социометрическая матрица, которая несет информацию о выборе каждого сотрудника. (таблица 1) [9]
Таблица 1 – Социометрическая матрица коллектива отдела продаж ООО «СПСР-Экспресс»
Выбор участников |
|||||||
Участники опроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Респондент 1 |
2 |
1 |
|||||
Респондент 2 |
1 |
0,5 |
2 |
||||
Респондент 3 |
2 |
1 |
|||||
Респондент 4 |
1 |
2 |
0,5 |
||||
Респондент 5 |
2 |
0,5 |
1 |
||||
Респондент 6 |
2 |
1 |
0,5 |
||||
Респондент 7 |
0,5 |
2 |
Из числа положительных выборов всех респондентов выделим количество взаимных выборов. Это дает возможность определить значение показателя эмоциональной сплоченности группы с помощью формулы:
, (1)
С - показатель эмоциональной сплоченности коллектива;
N - количество сотрудников;
N(N-1) - максимально возможное число взаимных выборов.
Nv - количество взаимных выборов.
Величина С принимает максимальное значение, равное 1, если все выборы респондентов являются взаимными. Минимальное значение (С=0) величина С принимает в случае, когда среди всех выборов респондентов не оказывается ни одного взаимного.
Пользуясь данными социоматрицы, вычислим значение показателя эмоциональной сплоченности. Из всех положительных выборов в группе двенадцать оказались взаимными. Таким образом, подставляя значения в формулу, получаем:
Данный коэффициент позволяет оценить сплоченность коллектива как удовлетворительную. Это означает, что при принятии решения в компании победит мнение уважаемого большинства. [9]
Также социально-психологический климат проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, и индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. (таблица 2) [10]
Таблица 2 - Показатели психологической атмосферы в коллективе (по методике А.Ф.Фидпера, в баллах)
Показатель |
Коллектив ООО "СПСР-Экспресс" |
Норматив |
Дружелюбие |
4,1 |
4,2 |
Согласие |
4,4 |
4,9 |
Удовлетворенность |
3,6 |
3,8 |
Продуктивность |
3,1 |
3,3 |
Теплота |
4,7 |
4,6 |
Сотрудничество |
5,8 |
5,9 |
Взаимоподдержка |
4,1 |
3,6 |
Увлеченность |
3,8 |
4,1 |
Занимательность |
4,3 |
4,5 |
Успешность |
3,9 |
4,3 |
Обобщение и анализ оценок субъективной удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе, с одной стороны, и трудовой деятельностью с другой, позволяет выделить тип социально-психологический климат – «ориентированный на взаимоотношения»: складывается в ситуации, когда у значительной части коллектива преобладает неудовлетворенность работой, однако члены коллектива удовлетворены состоянием межличностных взаимоотношений. Это объясняется тем, что большая доля сотрудников отдела продаж – молодые люди в возрасте до 26 лет, для которых в первую очередь в работе важен благоприятный эмоциональный климат в работе и только во-вторую очередь – производительность, карьерный рост, эффективность и другие факторы, повышающие результативность труда. [11]