Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента как организационно-целевого управления
Глава 2. Анализ менеджмента на предприятии ОАО «Айвенго»
Оценка экономических возможностей ОАО «Айвенго» для реализации целевого менеджмента
Управление расширением деятельности предприятия ОАО Айвенго
2.3 Совершенствование целевого менеджмента на предприятии ОАО Айвенго
Введение
Управленческая деятельность или менеджмент начинает осмысливаться руководителями предприятий только на современном этапе. Ранее управление осуществлялось как-то стихийно. Перед предприятием становятся все новые уникальные стратегические и тактические задачи, которые должны решаться самым различным способом. В связи с этим роль менеджмента в современных предприятиях все больше возрастает.
Целевое управление, которое внедряется на современных предприятиях, - это достаточно долгий и сложный процесс. Как и любая инновация, целевое управление встречает на своем пути сопротивление большинства персонала, которое привыкло работать по старинке.
Подобную проблему невозможно решить без определенного лидера, который должен сплотить коллектив и вести к единой цели. В данном случае лидером может выступить директор предприятия, либо его заместитель, либо коммерческий директор.
Необходимо заинтересовать персонал, для того, чтобы создать команду. Тогда процесс внедрения инновации будет осуществлен значительно легче.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Менеджмент как организационно - целевое управление».
Объектом курсового исследования является менеджмент, как система управления.
Предметом курсового исследования это непосредственно система управления предприятием и организацией.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны целевого управления, который представляет собой менеджмент предприятия или организации.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе планируется рассмотреть теоретическое аспекты менеджмента как организационно - целевого управления. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть понятие целевого управления в менеджменте;
- рассмотреть основные виды менеджмента;
- рассмотреть уровни менеджмента.
Во второй главе планируется дать анализ менеджменту на предприятии ОАО «Айвенго». Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- проанализировать и оценить экономические возможности ОАО «Айвенго» для реализации целевого менеджмента;
- дать анализ управлению расширением деятельности ОАО «Айвенго»;
- проанализировать совершенствование целевого менеджмента на предприятии ОАО «Айвенго».
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.
Проблеме конфликтов на предприятии посвящено множество работ. Это работы Синяевой, Андреева, Красовского, Блэйк.
Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретические аспекты менеджмента как организационно – целевого управления», «Анализ менеджмента на предприятии ОАО «Айвенго»), заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента как организационно-целевого управления
Понятие целевого управления
Целевое управление – это миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия[1].
Цель управления - это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления - организации. Вообще цель - мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель - это идеальное описание результата деятельности[2].
Деятельность - процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий[3].
Средства достижения - это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации - ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.
Организующая роль - организация и направление средств достижения целей на результат.
Мотивирующая роль - мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели. Но сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее значение.
Контролирующая роль - сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.
Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и так далее до главной цели[4].
Требования к целям:
-согласование и совместимость целей;
-реалистичность (достижимость);
-понятность для исполнителя;
-гибкость (обратная связь) [5].
Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия - это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности[6].
Стратегическое управление использует различные средства Достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др.
Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач.
Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей[7].
Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели[8].
Недостаток дерева целей - статичность иерархии целей, хотя на достаточно большом отрезке времени состав целей, их иерархия и характеристики меняются. Практически это решается учетом динамики процессов, применением ЭВМ и др.
Для целей и задач определяются сроки выполнения, ресурсы, прежде всего капитальные вложения, и др. Формируются специальный орган, его структура, механизм и технология программно-целевого управления.
Задачи управления, сформулированные в результате структуризации целей управления, подразделяются на три типа: работа с людьми, с предметами и информацией. Цели организации связаны практически со всеми категориями управления[9].
Каждая организация фиксирует свое состояние в будущем в виде долгосрочных и краткосрочных целей, которые служат исходной точкой планирования. Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение. Краткосрочные цели более конкретны и определяются долгосрочными целями. Процесс управления организацией по целям или, как принято говорить, целевое управление осуществляется в несколько этапов.
I. Разработка долгосрочных целей фирмы (стратегическое планирование). В основе разработки долгосрочных целей лежит планирование. Это, прежде всего, разработка обоснованных планов для представления их совету директоров, а также высшему руководителю[10].
Требуется немало усилий от руководителей организаций по выработке реальных и обоснованных целей. В условиях постоянно меняющейся внешней среды это нелегко[11].
Перспективное планирование - крайне важный этап успешной работы фирмы в первую очередь потому, что оно осуществляется в условиях недостаточной информации. Именно поэтому большое значение приобретает мнение совета директоров, профессионалов высшего звена управления. Для определения долгосрочных целей необходимы знание ситуаций и мнение компетентных людей относительно этих ситуаций. Именно на этом этапе необходимо развернутое совещание по проблемам долгосрочного планирования, на котором должна быть выработана стратегия фирмы по всем ее направлениям. Практика показывает, что стратегия фирмы не вырабатывается в один день, руководство решает эти проблемы поэтапно.
Желательно проводить разработку долгосрочных целей снизу вверх.
Алгоритм может быть следующим[12]:
1) подробное обсуждение руководством фирмы стратегических планов фирмы с управляющими подразделениями;
2) рассмотрение всех замечаний и предложений;
3) использование их для дополнения и расширения первоначальных планов.
Опыт ряда компаний показывает, что данный подход к разработке стратегических планов является более разумным и позволяет усовершенствовать перечень целей, стоящих перед каждым подразделением.
II. Оценка действующей организационной структуры управления. Разработать организационную структуру управления, составить положение о подразделениях и расписать их функции - не такая уж сложная задача.
Сложно ответить на следующие вопросы:
Правильно ли распределены функциональные обязанности? Насколько хорошо их выполняют сотрудники[13]?
Соответствует ли организационная структура требованиям окружающей среды? Если нет, то как наиболее быстро и с минимальными затратами провести ее реорганизацию?
Привлекает ли управляющий высшего звена к разработке целей своих подчиненных или он делает это единолично? Другими словами, насколько хорошо налажены двусторонние связи в данной структуре управления[14]?
Следует помнить, что любая организация не будет работать эффективно, если в ней нет четкого распределения обязанностей и персональной ответственности.
III. Разработка целей структурных подразделений. От правильности этих целей зависит успех выполнения всего долгосрочного плана фирмы. Осуществление этих целей ориентировано скорее на развитие, чем на достижение результатов.
Сущность выполнения данного этапа заключается в том, что цели должны быть сформулированы на каждом уровне управления, прежде всего по горизонтали. Исходя из того, что все реальные организации многоцелевые, на данном этапе на каждом уровне управления должны быть сформулированы все цели выбранной стратегии. С другой стороны, должны быть выбраны главные цели, под которые и предстоит проектировать организацию.
Для координации выбранных целей необходима их оценка и по вертикали (как исходный материал построения дерева целей) [15].
IV. Доведение выбранных целей до подразделений - обоснование построения дерева целей. Сущность данного этапа заключается в выявлении взаимозависимых целей, реализуемых на каждом уровне управления. В результате такой работы оказывается возможным построение дерева целей. Выполнить такую работу можно только с помощью экспертов. Подробно это изложено ниже.
V. Доведение целей до каждого конкретного исполнителя[16]. На этом этапе прежде всего выясняется возможность реализации сформулированной ранее цели конкретным исполнителем. В ряде случаев для понимания необходимой деятельности потребуется выбранные цели детализировать. Только после установления согласованности системы целей и конкретной деятельности можно утверждать, что выбранные цели доведены до каждого конкретного исполнителя.