Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «СКАНАВТО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия

1.1. Содержание конкурентных отношений на рынке автотранспортных услуг

1.2. Критерии качества автотранспортных услуг

1.3. Оценка и механизм управления конкурентоспособностью автотранспортных услуг

Глава 2 Общая характеристика и анализ конкурентоспособности услуг автотранспортного предприятия

2.1. Общая характеристика деятельности предприятия

2.2. Анализ конкурентов, качества и конкурентоспособности транспортно-экспедиционных услуг предприятия

Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности услуг ООО «СКАНАВТО»

3.1. Рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности транспортно-экспедиционных услуг

3.2. Расчет экономического эффекта от внедрения в эксплуатацию нового подвижного состава

3.3. Расчет экономического эффекта от внедрения логистической программы АвтоТрекер

Заключение

Список использованных источников

В рыночных условиях детальное знание потребностей клиентуры автотранспортного предприятия является важным, но недостаточным условием для достижения успеха в деятельности, потому что на рынке есть конкуренты, которые за счет своих конкурентных преимуществ могут существенно ухудшать конечные показатели работы автотранспортного предприятия. Рынок без конкуренции не реален, поэтому серьезное внимание при изучении рынка транспортно-экспедиционных услуг уделяется анализу деятельности конкурентов. Транспортная составляющая маркетинговой стратегии в системе «спрос - предложение» предполагает использование разнообразных форм и методов конкуренции различных видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей в транспортных услугах. Конкурентная борьба обостряется не только между различными видами транспорта, но и между транспортными предприятиями разной или одной и той же отраслевой ориентации.

На рынке перевозок черной металлургии также происходит конкурентная борьба между транспортными предприятиями, находящимися в подчинении компаний – продавцов черной металлургии. В данном случае от конкурентоспособности автотранспортного предприятия напрямую зависит конкурентоспособность продавца черной металлургии, объемы его продаж.

При организации перевозок грузов большинство предприятий черной металлургии используют собственные транспортные компании: ЗАО «Северстальгрупп» создало группу компаний «Северстальтранс»; ОАО «ММК» перевозит грузы через компанию ООО «ММК – Транс»; ООО «Евразхолдинг» и ОАО «Мечел» учредили для этих целей ЗАО «Евразтранс» и ООО «Мечел – Транс» соответственно. Данные компании, по сути, являются кэптинговыми компаниями металлургического предприятия и ориентированы на полное покрытие его потребности в организации перевозок.

Автотранспортное предприятие ООО «СКАНАВТО» является транспортной компанией крупного металлоторговца ЗАО «Компании Тройка Сталь» и полностью покрывает потребность в перевозке металлопроката по требованию заказчика ЗАО «Компании Тройка Сталь».

Основными конкурентами ООО «СКАНАВТО» являются: ООО «Брок-Авто» и ООО «Металл-Сервис».

Каждое из этих предприятий занимается перевозкой черного металлопроката по территории г. Москва и Московской области. Перевозка черной металлургии имеет свои особенности. Рассмотрим основные особенности перевозок по территории г. Москва и территории Московской области, которые влияют на деятельность исследуемой организации и его конкурентов.


Перевозки по г. Москва:

- в связи с ограничением движения в центре г. Москвы в пределах третьего транспортного кольца для осуществления доставок в этот район необходим специальный пропуск, дающий право на въезд за пределы третьего транспортного кольца в период с 7.00 до 22.00;

- для осуществления перевозок по центру г. Москвы необходимо учитывать габариты автотранспортного средства.

Перевозки по территории Московской области:

- в связи с ограничением по весу, действующим на дорогах Московской области, общий вес двухосного транспортного средства с грузом не должен превышать 38 т;

- наличие или отсутствие по пути следования паромов, зимников, ледовых переправ, грунтовых дорог и т.д.

Помимо общих особенностей существуют также особенности, диктуемые клиентом. К таким особенностям относятся: подъездные пути к месту разгрузки, возможность проезда по территории объекта, наличие техники для выгрузки доставленного груза, «окно доставки» и т.д.

На момент создания транспортных предприятий в составе металлоторговых холдингов, к ним предъявлялись требования исключительно по осуществлению перевозки груза. Возможность оказания дополнительных услуг не рассматривалась серьезно. Со временем требования к перевозкам со стороны покупателя и государства заставили транспортные компании задуматься о качестве своих услуг, расширении спектра оказываемых услуг, а также повышении их конкурентоспособности. В условиях спада спроса на автотранспортные услуги или его вялотекущего подъема, когда немалая часть исправного подвижного состава остается невостребованной клиентами, конкурентная борьба за расположение клиентуры усиливается.

Понятие конкурентоспособности услуги тесно связано с понятием качества. При этом параметры качества в значительной степени определяются, исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности – прежде всего из интересов потребителя.

Для управления конкурентоспособностью продукции транспортного предприятия необходимо определить структуру системы оценочных показателей транспортного обслуживания.

Проведем анализ конкурентоспособности услуг автотранспортного предприятия ООО «СКАНАВТО» за период с 2014 г. по 2016 г. В качестве метода оценки конкурентоспособности транспортной компании используем расчетный метод, основные элементы которого включают:

- определение ключевых факторов конкурентоспособности;

- выделение показателей оценки каждого фактора;


- экспертная оценка значимости каждого фактора и показателя;

- расчет показателя конкурентоспособности транспортной компании на рынке перевозок грузов 5, с. 96.

Структуру системы оценочных показателей предлагается рассматривать по следующим направлениям:

- номенклатура;

- количество;

- сохранность;

- сроки доставки;

- цена;

Представим сравнительный анализ ООО «СКАНАВТО» и его конкурентов по данным критериям в таблице 2 по 4-х балльной шкале. По данным таблицы мы видим, что оценочные показатели близки, вместе с тем по отдельным критериям исследуемое предприятие имеет некоторые преимущества, по другим- отстает.

Таблица 2

Анализ конкурентов ООО «СКАНАВТО»

Наименование предприятия

Номенклатура

Количество

Сохранность

Сроки доставки

Цена

Общая оценка

СКАНАВТО

3

2

3

2

4

14

Брок-Авто

3

2

3

3

3

14

Металл-Сервис

4

3

3

2

3

15

Рассмотрим каждый показатель по отдельности и рассчитаем коэффициенты конкурентоспособности по каждому из них.

Номенклатура. В настоящее время на рынке перевозок черной металлургии определен круг услуг, необходимых потребителю именно в этой отрасли. На этом рынке оказываются следующие услуги:

- перевозка грузов;

- экспедирование;

- доставка с автоматической разгрузкой (услуги автомашин - манипуляторов);

- круглосуточная доставка;

- перевозка крупнотоннажных грузов (свыше 20 т);

- предоставление транспорта в аренду.

За период с 2014 г. по 2016 г. ООО «СКАНАВТО» расширяло спектр оказываемых услуг. Виды услуг, оказываемых предприятием, указаны в таблице 3.

Таблица 3

Виды услуг, оказываемые предприятием ООО «СКАНАВТО» за период с 2014 по 2016 гг.

Вид услуг

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Перевозка грузов

+

+

+

Экспедирование

+

+

+

Доставка с автоматической разгрузкой

-

-

-

Круглосуточная доставка

-

+

+

Перевозка крупнотоннажных грузов (свыше 20 т)

-

+

+

Предоставление транспорта в аренду

-

-

-


Как видно из данных таблицы 2 в 2014 году автотранспортное предприятие оказывало только 2 вида услуг, в 2015 – 2016г.г. – 4 вида услуг.

Рассмотрим направление «номенклатура». Данный показатель рассматривает отношение количества услуг, оказываемых данным автотранспортным предприятием к количеству услуг, существующих на рынке (по профилю предприятия) и рассчитывается по формуле:

, (4)

где N – количество услуг, оказываемых данным автотранспортным предприятием;

- количество услуг, существующих на рынке (по профилю предприятия).

Если ≥ 1, то предприятие охватывает все возможные виды услуг, т.е. в полной мере используется диверсификация в области транспортной продукции; если < 1, то предприятию необходимо расширять спектр оказываемой номенклатуры транспортных услуг.

Рассчитаем оценочный показатель «номенклатура» для ООО «СКАНАВТО» за период 2014 – 2016гг.

Как видно из расчетов, < 1. Это связано с тем, что в 2014 году ООО «СКАНАВТО» оказывало только 2 вида услуг: перевозку грузов и экспедирование.

В 2015 году ООО «СКАНАВТО» расширило спектр своих услуг и помимо перевозки и экспедирования грузов предоставляло клиентам такие дополнительные услуги как круглосуточная доставка и доставка крупнотоннажных грузов (свыше 20 т).

С увеличением количества услуг уровень оценочного показателя «номенклатура» возрос, но еще не достигает идеального варианта, когда = 1.

В 2016 году ситуация с количеством оказываемых услуг на предприятии не менялась, поэтому

.

Количество. Данное направление рассматривает показатель степени неудовлетворенности спроса грузовладельцев по объему перевозок и рассчитывается по формуле:

, (5)

где - фактический объем перевозок и - объем перевозок по количеству принятых заказов.

В таблице 4 представлены данные по изменению объема перевозок в 2014 – 2016 г.г.

Таблица 4

Изменение объема перевозок за период 2014 – 2016 г.г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

6480

3240

9072

5832

10692

6804

Рассчитаем оценочный показатель «количество» для ООО «СКАНАВТО» за период 2014 – 2016 г.г.

< 1

< 1

< 1

Как видно из расчетов, показатель «количество» в 2014 – 2016 г.г. ниже 1, то есть не отвечает требованиям конкурентоспособности.


При наличии неудовлетворенных заказов в связи с отсутствием необходимых производственных, финансовых, трудовых ресурсов или неэффективностью организации транспортного процесса в рассматриваемый период времени, предприятию необходимо усилить свой менеджмент.

Рассмотрим направление «сохранность». Данное направление рассматривает степень сохранности перевозимых грузов и рассчитывается по формуле:

, (6)

где - общий объем перевозимых грузов; потери продукции в пунктах погрузки, выгрузки и при транспортировке в соответствующем периоде.

Таблица 4

Показатели потерь груза при перевозке за период 2014 – 2016 г.г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

140334 т

16840 т

298544 т

23884 т

720483 т

45390 т

Рассчитаем данный показатель:

Как видно из расчетов показатели «сохранности» в 2014 – 2016 г.г. равны, причем величина этого показателя близка к 1.

Данный показатель оценки «сохранности» является относительным показателем, в который включаются только потери грузов сверх установленных норм естественной убыли, при этом соотношение = 1 является оптимальным для предприятия, поскольку полностью выдержаны требования по сохранности груза.

Если < 1, то предприятию следует улучшить этот параметр.

Причинами потерь грузов являются недостатки в подготовке груза и подвижного состава к перевозкам, нарушении технологии погрузочно-разгрузочных работ и перевозок грузов, низкий уровень специализации подвижного состава, хищения, аварии и т.д.

Направление «сроки доставки» рассматривает отклонения в сроках доставки грузов в рассматриваемый период времени. Уровень выполнения установленных сроков доставки грузов определяется по формуле:

, (7)

где ∑ - объем перевозок грузов, доставленный грузополучателям с соблюдением нормативных сроков доставки;

- общий объем перевозок анализируемых грузов.

Показатель отклонения по времени рассматривается с позиции логистико ориентированной организации взаимосвязи предприятие – потребитель, то есть величина в идеальном случае должна равняться единице: = 1.

Рассчитаем показатель отклонение по времени применительно к данному предприятию. Исходные данные представлены в таблице 6.