Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «СКАНАВТО»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия
1.1. Содержание конкурентных отношений на рынке автотранспортных услуг
1.2. Критерии качества автотранспортных услуг
1.3. Оценка и механизм управления конкурентоспособностью автотранспортных услуг
Глава 2 Общая характеристика и анализ конкурентоспособности услуг автотранспортного предприятия
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности услуг ООО «СКАНАВТО»
3.1. Рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности транспортно-экспедиционных услуг
3.2. Расчет экономического эффекта от внедрения в эксплуатацию нового подвижного состава
3.3. Расчет экономического эффекта от внедрения логистической программы АвтоТрекер
Анализ деятельности автотранспортных организаций показывает, что под влиянием развития рынка автотранспортных услуг изменяется значимость мероприятий по повышению конкурентоспособности услуг.
Если ранее значимость характеристик услуг определялась прибылью, ценой, объемом реализации, качеством услуг, выполнением договоров на перевозки, диверсификацией услуг, то в настоящее время на первое место выходят качество услуг, диверсификация услуг, цена и прибыль, сроки и обязательства по доставке груза, учет запросов потребителей, увеличение видов и объемов логистического обслуживания.
Управление конкурентоспособностью транспортных услуг – это сознательное комплексное воздействие на факторы конкурентоспособности транспортных услуг для достижения определенных целей и задач при обеспечении оптимального сочетания цены и качества.
Составляющими процесса управления конкурентоспособностью данных услуг выступают следующие элементы: формирование услуги, разработка и внедрение услуги, развитие конкурентных преимуществ услуги. 24,с.136
Наиболее распространены следующие методологические подходы к управлению конкурентоспособностью автотранспортных услуг: системный подход; комплексный подход; инновационный подход; интеграционный подход.
Системный подход заключается в комплексном исследовании объектов как систем.
Комплексный подход. При использовании комплексного подхода необходимо учитывать экономические, технологические, технические, организационные, экологические, социальные, психологические, политические, демографические и другие аспекты управления и их взаимосвязи.
Инновационный подход. Сущность подхода к управлению заключается в ориентации развития отрасли транспорта на активизацию инновационной деятельности.
Интеграционный подход. Интеграционный подход к управлению нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:
- между отдельными подсистемами и компонентами системы обеспечения конкурентоспособности;
- между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, научно-исследовательская деятельность, организационно-технологическая подготовка производства продукции);
- между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, организация);
- между субъектами управления по горизонтали.
Каждый из вышеприведенных методологических подходов основан на следующих принципах.
Маркетинговый принцип предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии транспортной организации должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном сегменте транспортного рынка, анализа конкурентоспособности видов перевозок и технологий (своих и конкурентов), прогнозирования конкурентных преимуществ и механизма действия закона конкуренции.
Нормативный принцип заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы обеспечения конкурентоспособности. Нормативы должны отвечать требованиям комплексности.
Принцип эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени проявляется в необходимости разработки нормативов показателей качества транспортного обслуживания грузовладельцев, что позволяет осуществлять мониторинг системы обеспечения конкурентоспособности перевозок и своевременно реагировать на изменения ситуации.
Оптимизационный принцип состоит в переходе от качественных оценок к количественным при помощи применения методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др.
Оптимизационный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона взаимосвязей затрат в сферах производства и потребления и др. 22, с.18
Механизм управления конкурентоспособностью в сегментах транспортного рынка включает в себя несколько процессов и соответствующих им технологий.
Информационный мониторинг функционирования всех конкурирующих субъектов в сегменте.
Планирование, выделение целей и приоритетов развития субъекта в данном сегменте, направленные на повышение эффективности транспортного производства.
Оценка существующего уровня конкурентоспособности в данном сегменте: собственного и конкурентов. Производится оценка уровня совокупных затрат транспортной организации или грузовладельца (пассажира) в зависимости от поставленных целей, оценка качества транспортного обслуживания, эксплуатационной работы, экономико-технологического потенциала, в том числе уровень пропускной и провозной способности. Также важно оценить степень финансовой устойчивости транспортной организации, осуществляющей свою деятельность в сегменте, что является одним из главных критериев определения конкурентоспособности субъекта.
Выделение конкурентных преимуществ. В сегменте транспортного рынка в первую очередь необходимо оценить степень конкуренции для определения методов ведения конкурентной борьбы, а также выделить качественные характеристики (например, сохранность, сроки доставки), варьирование которыми позволит повысить конкурентоспособность.
Выявление ценовых преимуществ связано со снижением тарифов и себестоимости перевозки, в том числе стоимости дополнительных услуг.
Применение инструментов управления конкурентоспособностью (тарифной и инновационной политики, методов изменения интегрального качества, оптимизации финансово-экономического механизма).
Учет, контроль и последующее регулирование (координация, синхронизация) транспортной деятельности в сегменте. Неудовлетворительный результат возвращает процесс управления к четвертому этапу. Положительный результат заканчивает цикл вышеуказанных действий. 24,с.118
Таким образом, управление формированием конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта основано на анализе качества и эффективности оказываемых услуг и предполагает управление качеством, управление ценообразованием, организация логистического обслуживания и другими, связанными с особенностями организации перевозок продукции отдельных отраслей.
Глава 2 Общая характеристика и анализ конкурентоспособности услуг автотранспортного предприятия
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
ООО «СКАНАВТО» было создано в 2002 году. Организация расположена в г. Электросталь Московской области, она оказывает транспортно-экспедиционные услуги по перевозке металлопроката по территории г. Москвы, Московской области и Российской Федерации.
Автопарк предприятия включает:
- автомашин марки МАЗ – 15 автопоездов;
- автомобиль марки ГАЗель – 2 единицы;
- автобус марки ПАЗ – 1 единица.
За годы своей работы (с 2002 г. по настоящее время) ООО «СКАНАВТО» значительно расширило географию грузоперевозок по Москве, Московской области и близлежащим областям, таким как Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области. Также ведется освоение грузоперевозок по территории Российской Федерации. На данный момент охвачены такие районы России, как Республика Мордовия, Республика Коми, Республика Татарстан, а также Ленинградская область, Тамбовская, Липецкая, Пензенская и другие области.
Численность работников ООО «СКАНАВТО» составляет 60 человек.
Организационная структура ООО «СКАНАВТО» представлена 6 отделами, которые обеспечивают функционирование и достижение намеченных целей предприятия. Как и в любом другом предприятии в ООО «СКАНАВТО» функционируют жизненно необходимые отделы, такие как бухгалтерия, отдел кадров, отдел по охране труда. Без работы этих отделов не может существовать ни одно предприятие. Как и любое другое автотранспортное предприятие, ООО «СКАНАВТО» имеет специальные отделы, которые необходимы для поддержания автомобильного парка в рабочем состоянии и минимизации расходов на транспортные услуги, это транспортный отдел, отдел технической эксплуатации автотранспорта, отдел логистики.
Проведем анализ основных экономических показателей деятельности предприятия на основании данных его бухгалтерской (финансовой) отчетности. Рассмотрим изменение выручки от реализации автотранспортных услуг. Как видно на рисунке 1, выручка за период с конца 2014 года по конец 2016 года постоянно росла. В 2015 году по сравнению с 2014 годом выручка выросла в 2,05 раза. В 2016 году по сравнению с 2015 годом выручка выросла в 1,33 раза. За рассмотренный период наблюдается тенденция к увеличению продаж, но темп роста выручки уменьшился в связи с тем, что увеличилось количество автотранспортных средств, используемых для получения прибыли, а цены на услуги остались на том же уровне. Увеличение количества автотранспортных средств также повлекло за собой рост амортизационных отчислений.
В 2014 году на балансе ООО «СКАНАВТО» числилось 10 автомашин марки МАЗ 543204-2120. В июне 2015 года была приобретена 1 автомашина марки МАЗ 64229, а в декабре того же года было приобретено еще 4 автомашины марки МАЗ 543205-2120. Все эти автотранспортные средства участвуют в процессе оказания автотранспортных услуг.
Рисунок 1. Изменение выручки от продажи услуг
Рассмотрим изменение себестоимости оказанных услуг за период с 2014 года по 2016 год. Как видно из рисунка 2 себестоимость оказанных услуг росла равномерно.
Рисунок 2. Изменение себестоимости оказанных услуг
Увеличение себестоимости произошло в основном за счет увеличения амортизации основных средств, количество которых выросло, а также из-за изменения цен на горюче-смазочные материалы.
Амортизация основных средств (рисунок 3) за анализируемый период возросла 4,5 раза.
Рисунок 3. Амортизация основных средств
В связи с увеличением числа транспортных средств увеличился штат предприятия, а именно увеличилось число обслуживающего персонала в ремонтном боксе (механики, автослесари и т.д.), а также число водителей-экспедиторов. С учетом этого произошло увеличение фонда оплаты труда на 60%, что также повлияло на увеличение себестоимости услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что увеличение себестоимости за период с 2014 года по 2016 год произошло из-за увеличения количества автотранспортных средств, что повлекло за собой увеличение фонда оплаты труда, увеличение расходов на дизельное топливо и увеличение налоговой базы.
На формирование прибыли также оказал влияние кредит, который был взят на приобретение автотранспортных средств. Уплата процентов оказала существенное влияние на формирование прибыли автотранспортного предприятия.
Рассмотрим физические показатели эксплуатации автотранспортных средств предприятия за 2015- 2016 годы.
Как видно из таблицы 1 в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, увеличились все технико-эксплуатационные показатели. Причем увеличение грузооборота свидетельствует о более эффективном использовании транспортной базы предприятия.
Эффект от лучшего использования основных фондов автотранспортного предприятия напрямую связан с ростом объема транспортной работы на единицу стоимости фондов.
Таблица 1
Таблица физических показателей эксплуатации автотранспортных средств
Физические показатели эксплуатации |
Годы |
|
2015 г |
2016 г |
|
Общий пробег (км) |
716523 |
967443 |
Пробег с грузом (км) |
387731 |
505737 |
Перевезенный тоннаж (т) |
97483,032 |
140334,675 |
Грузооборот (ткм) |
199487,134 |
952568,741 |