Файл: Организационные структуры (Характеристика формирования организационной структуры управления предприятием: сущность, значение, виды и основы проектирования).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность формирования организационной структуры управления предприятием
1.2 Основные виды организационных структур управления предприятием
1.3 Основы проектирования организационных структур управления предприятием
2.1 Ключевые показатели оценки функционирующих структур управления предприятием
2.2 Механизм проектирования структуры управления
2.3 Недостатки и основные направления улучшения организационной структуры управления предприятием
Введение
Организация создает собственный облик, в основании которого находится характерное качество производимой продукции, а также оказываемых услуг, правила как поведения, так и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Данная система общепринятых в организации, как представлений, так и подходов к постановке дела, к формам отношений, а также к достижению результатов деятельности, которые отличают данное предприятие от всех иных предприятий.
Организационная структура управления представляет одно из основных понятий менеджмента, главным образом связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров, а также распределением между ними полномочий.
В области данной структуры протекает целостный управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, а также категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сопоставить с каркасом здания управленческой системы, который построен с целью, чтобы все проходящие в ней процессы реализовывались как своевременно, так и качественно.
Так, под организационной структурой управления нужно разуметь совокупность управленческих звеньев, которые расположены в строгой как соподчиненности, так и предоставляющих взаимосвязь между управляющей, а также управляемой системами. Надобность изменения организационной структуры большинства предприятий, оздоровления, а также развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров назначают значимость и актуальность для предприятий проблемы избрания организационной структуры управления предприятием, которая способствует более эффективному достижению намеченных целей.
Актуальность темы назначается надобностью исследования теоретических положений с целью разработки практических рекомендаций с целью реализации механизма формирования, а также развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, который обеспечивает увеличение эффективности функционирования всего предприятия в целом.
Степень разработанности темы подтверждается работами таких авторов как
В.Р. Веснин, И.Н. Герчикова, Е.Н. Кнышова, А.И. Орлов, А.К. Семенов, В.И. Набоков, Ф.П. Ходеев и др., которые раскрывают в своих работах сущность и характеристики формирования организационной структуры управления предприятием.
Целью курсовой работы выступает исследование организационной структуры управления предприятием.
Объектом курсовой работы предназначается организационная структура управлением предприятия, а предметом – ее формирование.
Для этого выполним такие задачи как:
- раскрыть сущность и значение формирования организационной структуры управления предприятием;
- рассмотреть основные виды организационных структур управления предприятием;
- изучить основы проектирования организационных структур управления предприятием;
- дать характеристику ключевым показателям оценки функционирующих структур управления предприятием;
- раскрыть механизм проектирования структуры управления;
- выявить недостатки и основные направления улучшения организационной структуры управления предприятием.
Методологической основой курсовой работы являются методы, примененные в работе, с целью раскрытия темы курсовой, а именно метод анализа и синтеза.
Практическая значимость работы заключается в возможности наиболее глубокого изучения темы, которая посвящена формированию организационной структуры управления предприятием.
Структура работы содержит в себе такие части как введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.
Глава 1 Характеристика формирования организационной структуры управления предприятием: сущность, значение, виды и основы проектирования
1.1 Сущность формирования организационной структуры управления предприятием
В настоящее время эффективная экономика — это, в первую очередь, эффективное управление. При этом исследование организаций как сообществ, обладающих единообразным осмыслением собственных целей, значимости и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной структуры управления предприятием. [1, С. 26]
Тем самым организация создает свой облик, в основании которого находится стратегия качества производимой продукции, а также оказываемых услуг, правила как поведения, так и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.п. данная система общепринятых в организации представлений, а также подходов к делу, формам отношений и достижению результатов деятельности, которые отличают эту организацию от других. Собственно организационная структура представляет один из основополагающих элементов управления конкретной организацией. При этом она характеризуется распределением, как целей, так и задач управления между подразделением, а также работниками организации.[3, С. 23]
Осмысление, как роли, так и значимости организационной структуры с целью успеха в реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических целей, а также умение «выстраивать», выращивать, создавать желательную организационную структуру выступает главнейшим условием успешных организационных изменений. Предприятия лишь тогда смогут действительно конкурировать с компаниями, когда смогут сопоставляться с ними не только согласно технической оснащенности, но и по искусству управления социальной структурой, которое составляет ядро предприятия.
Отметим, что организационная структура играет довольно значимую роль в жизнедеятельности любого предприятия. Таким образом, она обязана выступать предметом самого пристального внимания со стороны руководства. Всякий уважающий себя руководитель множество раз кроил, а также перекраивал структуру собственного предприятия, при этом решая дилеммы, а именно: кого из двух назначить, как назвать «вот эту вот» должность, какие функции передать в отдел маркетинга, какие задачи будет исполнять служба контроллинга, организовывать либо нет Совет Директоров, необходима ли специально служба логистики. [7, С. 14]
В данном многократном повторении любой руководитель, положа руку на сердце, мог бы признаться: идеально функционирующей структуры не получалось никогда! Потому как всегда оставались структурные конфликты между руководителями одного уровня, всегда как снежный ком накапливались претензии друг к другу по взаимодействию структурных подразделений, которые участвуют в одном бизнес-процессе, всегда был разрыв между как должностью, так и действительным ее выполнением. [8, С. 15]
Так, организационная структура управления должна непременно располагать как устойчивостью во времени, так и способностью к самообновлению для того, чтобы организация была способна сама вырабатывать лидеров завтрашнего дня.
Тем самым обязательное условие для этого — это минимум уровней управления. При этом способный человек, попадая на низовую управленческую работу, не должен тратить собственную жизнь, поднимаясь со ступеньки на ступеньку. По-другому, когда он окажется на верху лестницы, у него уже не останется сил. Еще значимее опыт, который можно приобрести в организации. Стоит сказать, что структура должна помогать, любому сотруднику как учиться, так и развиваться на всяком занимаемом посту.[4, С. 93]
Так, процесс формирования организационной структуры содержит в себе формулировку, как целей, так и задач, назначение как состава, так и места подразделений, их ресурсное обеспечение, при этом включая численность работающих, разработку регламентирующих процедур, документов, положений, как закрепляющих, так и регулирующих формы, методы, процессы, которые реализовываются в организационной системе управления.
Целостный процесс можно сформировать согласно трем крупным стадиям, а именно таким как: [5, С. 51]
— создание общей структурной схемы во всех случаях обладает принципиальной значимостью, потому как тем самым назначаются основные характеристики организации, а также ориентированности, согласно которым должно быть реализовано наиболее углубленное проектирование, как организационной структуры, так и иных главнейших аспектов системы;
— разработка состава главных подразделений и связей между ними — состоит в том, что предусматривается осуществление организационных решений не только в целом согласно крупным линейно-функциональным, а также программно — целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения определенных задач между ними, а также построения внутриорганизационных связей. Под основными подразделениями осмысливаются самостоятельные структурные единицы, на которые организационно подразделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Основные подразделения могут располагать собственной внутренней структурой. [3, С. 23]
— Регламентация организационной структуры — предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления, а также процедур управленческой деятельности, которая содержит в себе: установление проектной численности подразделений; распределение как задач, так и работ между определенными исполнителями; определение ответственности за их исполнение; разработку процедур исполнения управленческих работ в подразделениях; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.
Так, на заре нынешнего предпринимательства огромное число неудач в управлении производством разъясняется несовершенством организационной структуры управления, однако данный вопрос мало кого интересовал, потому, как формируемые новые фирмы были, в основном, с небольшим количеством сотрудников, а также весьма просты в управлении.[6, С. 82]
В настоящее время проблема избрания типа организационной культуры управления предприятием выступает довольно актуальной, что главным образом зависит от целого ряда немаловажных факторов. Более важными выступают такие факторы как:
— размер и степень разнообразности деятельности организации;
— географическое размещение организации;
— технология;
— отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации;
— динамизм внешней среды;
— стратегия, реализуемая организацией. [9, С. 11]
Стоит сказать, что организационная структура должна соответствовать размеру организации, а также не быть более сложной, чем это нужно. Зачастую воздействие размера организации на ее организационную структуру выражается в виде повышения количества уровней иерархии управления организацией.
Так, географическое размещение предприятия в случае, если регионы довольно изолированы, ведет к делегированию региональным подразделениям определенных прав в принятии решений и, соответствующе, к возникновению в организационной структуре региональных подразделений. Если права не очень большие, тогда увеличивается количество ячеек в функциональной структуре.
Воздействие технологии на организационную структуру выражается в следующем. Во-первых, организационная структура привязана к той технологии, которая применяется в организации. Количество структурных единиц, а также их взаимное расположение во многом зависят от того, какая технология применяется в организации. Во-вторых, организационная структура должна быть создана так, чтобы она давала возможность осуществлять технологическое обновление.
Также организационная структура в существенной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они избирают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организации. Зачастую менеджеры склонны к избранию традиционной, функциональной формы организационной структуры, потому как она им наиболее ясна, а также привычна. Также на то, какая организационная структура создается в организации, оказывают воздействие, как расположение, так и отношение к работе, которые свойственны для работников организации. [1, С. 60]