Файл: Организационные структуры (Характеристика формирования организационной структуры управления предприятием: сущность, значение, виды и основы проектирования).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность формирования организационной структуры управления предприятием
1.2 Основные виды организационных структур управления предприятием
1.3 Основы проектирования организационных структур управления предприятием
2.1 Ключевые показатели оценки функционирующих структур управления предприятием
2.2 Механизм проектирования структуры управления
2.3 Недостатки и основные направления улучшения организационной структуры управления предприятием
Тем самым эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-нибудь одним показателем. С одной стороны, здесь необходимо учитывать, насколько структура предоставляет достижения организацией результатов, которые соответствуют назначенным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько ее внутреннее построение, а также процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.
Тем не менее, признаками наилучшей структуры управления выступает: [3, С. 59]
а) небольшое число подразделений с высококвалифицированным персоналом;
б) небольшое число уровней управления;
в) наличие в структуре управления групп специалистов;
г) ориентация графика работ на потребителя;
д) быстрота реакции на изменения;
е) высокая производительность и низкие затраты.
Отметим, что конечным критерием эффективности в результате сопоставления разнообразных вариантов организационной структуры выступает как более полное, так и устойчивое достижение целей. Но довести данный критерий до практически применимых простых показателей, в основном, чрезвычайно трудно. Поэтому рационально применять набор нормативных характеристик аппарата управления, а именно: его производительность в результате переработки информации; оперативность принятия управленческих решений; надежность аппарата управления; адаптивность и гибкость. В результате появления проблем нужно выражать численность персонала как критерий экономической эффективности, согласно которому должна быть предоставлена максимизация результатов в отношении к затратам на управление. При этом численность аппарата управление, должна быть объективно обоснованной с целью, чтобы во всей полноте предоставить решение задач, которые вытекают из целей организационной системы.
Так, эффективная организационная структура предоставляет возможность как увязанного взаимодействия всех отделов, служб, а также должностных лиц в соответствии с принятыми планами, так и возможность самореализации всех работников, которые обеспечивают развитие, прогресс организации.
Однако в целом целесообразная организационная структура управления предприятием должна соответствовать таким основным требованиям как: [2, С. 36]
- располагать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и предоставлять управление на всех уровнях;
- иметь минимальное количество уровней управления и целесообразные связи между органами управления;
- быть экономичной, минимизировать затраты на исполнение управленческих функций.
Наряду с этим количественными критериями, которые характеризуют экономический эффект являются:
- трудовые показатели, а именно экономия живого труда в области управления — численность аппарата управления, трудозатраты на управление и др.;
- финансовые показатели деятельности системы управления, то есть сокращение расходов на управление и др.;
- показатели экономии времени путем внедрения прогрессивных управленческих технологий.
Тем самым качественными критериями, которые характеризуют социальную эффективность являются:
- уровень квалификации менеджмента;
- обоснованность принимаемых решений;
- организационная культура;
- управляемость организации;
- удовлетворенность трудом;
- морально-психологический климат;
- сплоченность трудового коллектива;
- авторитет менеджмента организации;
- другие.
2.2 Механизм проектирования структуры управления
Нужно широко применять как принципы, так и методы проектирования организации управления на основании системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено последующее улучшение управления и увеличение эффективности производства, потому как:
Во-первых; в новых условиях в целостном ряде случаев невозможно оперировать старыми организационными формами, не удовлетворяющие требованиям рыночных отношений, формируют опасность деформации самих задач управления.
Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к улучшению организационного механизма ранее во многом был подменен работой, как по внедрению, так и по применению автоматизированных систем управления.
В-третьих, образование структуры должно основываться не только на опыт, аналогию, привычные схемы, а также на интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвертых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, которые владеют методологией создания организационных систем. [4, С. 100]
В результате разработки, как принципов, так и методики проектирование структуры как застывшего набора органов, которые соответствуют любой специализированной функции управления. Оно, в первую очередь, содержит систему целей, а также их распределение между разнообразными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в назначенных связях, а также отношениях между собой; распределение ответственности. Значимыми элементами структуры управления выступают коммуникации, потоки информации, а также документооборот в организации. Организационная структура представляет поведенческую систему, это люди и их группы, которые постоянно вступают в разнообразные взаимоотношения с целью решения общих задач.
Данная многосторонность организационного механизма несовместима с применением каких-нибудь однозначных методов – или формальных, или неформальных. Таким образом, нужно сочетание научных как методов, так и принципов создания структур, а именно системного подхода с большой экспертно – аналитической деятельностью, исследованием как отечественного, так и зарубежного опыта. В основание всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения.
Тем не менее, исследование воздействия внешней среды на проектирования организации включают следующие этапы: [8, С. 60]
I. Этап — раскрытие и описание элементов внешней среды (вход, выход, технологии, знания).
II. Этап - обнаружение главных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого влияния.
III. Этап - определение степени разнообразности элементов внешней среды (изменения, определенность, обратная связь).
IV. Этап - проектирование любого элемента организационной структуры с учетом внешней среды, в которой этот элемент будет действовать.
V. Этап - создание механизма управления с учетом особенности элементов организационной структуры и ее внешней среды.
В целостной системе должны исследоваться и разнообразные методы создания организационных структур управления. Данные методы обладают разнообразной природой, любой из них в отдельности не дает возможности решить все практически значимые проблемы и должен использоваться в органическом сочетании с иными.
Процесс создания организационной структуры содержит в себе формулировку целей и задач, установление состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение, разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые реализовываются в организационной системе управления.
Весь данный процесс можно организовать согласно трем крупным стадиям, а именно: [4, С. 105]
- создание общей структурной схемы во всех случаях обладает принципиальной значимостью, потому как тем самым назначаются ключевые характеристики организации, а также направленности, согласно которым должно быть реализовано наиболее углубленное проектирование, как организационной структуры, так и иных главнейших аспектов системы.
- Разработка состава главных подразделений и связей между ними – состоит в том, что предусматривается осуществление организационных решений не только в целом согласно крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения определенных задач между ними, а также построения внутриорганизационных связей. Под основными подразделениями постигаются самостоятельные структурные единицы, на которые организационно подразделяются линейно-функциональные и программно – целевые подсистемы. Основные подразделения могут располагать собственной внутренней структурой.
- Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления, а также процедур управленческой деятельности. Она содержит: установление состава внутренних элементов основных подразделений (бюро, групп и должностей); установление проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; утверждение ответственности за их исполнение; разработку процедур исполнения управленческих работ в подразделениях; расчеты затрат как на управление, так и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.
Когда требуется взаимодействие, как многих звеньев, так и уровней управления, разрабатываются характерные документы – органиграммы.
Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса исполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, которая описывает распределение организационных процедур разработки, а также принятия решения между подразделениями, как их внутренними структурными органами, так и отдельными работниками. Тем самым построение органиграммамы, дает возможность согласовать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, которые возникают в результате организации согласованного исполнения ее как задач, так и функций. Они регистрируют только организацию управленческого процесса в виде распределения, как полномочий, так и ответственности за обеспечение, разработку, а также принятие управленческих решений.
Особенность проблемы проектирования организационной структуры управления заключается в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального избрания оптимального варианта организационной структуры по отчетливо сформулированному, однозначному, математически проявленному критерию оптимальности. Это – количественно-качественная, многокритериальная проблема, которая решается на основании сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов, а также экспертов, как по выбору, так и по оценке оптимальных вариантов организационных решений.
Так, процесс организационного проектирования заключается в последовательности приближения к модели целесообразной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль в результате рассмотрения, оценки и принятия к практической реализации более результативных вариантов организационных решений.
Имеются такие взаимодополняющие методы как: [4, С. 73]
1) Метод аналогий заключается в использовании, как организационных форм, так и механизмов управления, в отношении к проектируемой организации. При этом к методу аналогий относится выработка типовых структур управления организаций и установление границ и условий их использования.
Применение метода аналогий создано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них состоит в раскрытии для любого типа и для разнообразных отраслей как значений, так и тенденций изменения ключевых организационных характеристик, а также соответствующих им организационных как форм, так и механизмов управления. Второй подход представляет стандартизацию более общих принципиальных решений как о характере, так и о взаимоотношений звеньев аппарата управления и некоторых должностей в отчетливо назначенных условиях деятельности организаций этого типа в определенных отраслях, а также разработку некоторых нормативных характеристик аппарата управления для данных организаций.
2) Экспертно-аналитический метод заключаются как в обследовании, так и в аналитическом исследовании организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и иных работников с целью, чтобы раскрыть характерные специфики, проблемы в работе аппарата управления, а также выработать целесообразные рекомендации по его созданию либо перестройке, исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, целесообразных принципов управления, заключений экспертов, а также как обобщения, так и анализа более передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и осуществление экспертных опросов, как руководителей, так и членов организации с целью раскрытия и анализа некоторых характеристик построения, а также функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.
К экспертным методам необходимо отнести также разработку и использование научных принципов создания организационных структур управления. Наряду с этим принципы создания организационных структур управления выступает конкретизацией наиболее общих принципов управления. Особенное место среди экспертных методов занимает разработка как графических, так и табличных описаний организационных структур, а также процессов управления, отображающих рекомендации по их оптимальной организации. Данному предшествует разработка вариантов организационных решений, которые ориентированы на устранение раскрытых организационных проблем, которые отвечают как научным принципам, так и передовому опыту организации управления, а также необходимого уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур.