Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель(Теоретические основы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях современной экономики появляются новые, более высокие, требования к руководству организацией и непосредственно управлению компанией. Многое зависит от того, насколько умело менеджер пользуется управленческими функциями в процессе руководства[1].

Далеко не каждый руководитель способен успешно выполнять функции управления коллективом. Поэтому актуальность данной работы заключается в том, что полноценный анализ управления и его своевременная корректировка необходимы в условиях современного состояния рынка для эффективности управления организацией.

Целью данной работы является исследование понятия менеджмента, эффективности деятельности менеджеров и предпринимателей.

Задачами данной работы являются:

  • изучение теоретических основ менеджмента;
  • анализ эффективности управления в кафе «Де Касс».

Объектом исследования является кафе «Де Касс», предметом исследования - эффективность управления в кафе «Де Касс».

Теоретические основы исследования составляют работы таких авторов, как И.Н. Герчикова, И.А. Рачковская, Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева, Ж.Н. Зарубина, З.П. Румянцева, Н.А. Соломатин, Р.З. Акбердин и др. Также при написании работы была использована учебная литература периодические издания и некоторые электронные ресурсы. При проведении исследования использовались отчетные материалы кафе «Де Касс».

Практическая значимость работы заключается в разработке мероприятий по повышению эффективности управления в кафе «Де Касс».

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1 Теоретические основы менеджмента

1.1 Понятие и сущность менеджмента

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования одновременно с термином «управление» стал применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления компанией.

О.С. Виханский, и А.И. Наумов определяют управление как «функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных)»[2]. Менеджмент отождествляется с людьми и является составляющей исключительно социальных систем и их социально-экономических и социально-технических разновидностей.


И.В. Балдин и Г.Е. Ясников трактуют «менеджмент» следующим образом: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности»[3]. Соответственно, управление социально-экономическими системами получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой»[4]).

По мнению ряда ученых, искусством менеджмента является эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа компании, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и прочих параметров. Особенно значимо искусство менеджмента в тех случаях, когда основные проблемы компании связаны с поведением и взаимоотношениями работников - самыми сложными проблемами организационной жизни. Интуиция, такт, воля, лидерство - в этих и подобных понятиях проявляется эффективный менеджмент по отношению к сотрудникам и их группам как внутри предприятия, так и вне его[5].

Таким образом, менеджмент и управление в современной научной литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

Менеджмент как управление в условиях рынка, рыночной экономики означает[6]:

  • ориентацию компании на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
  • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Для менеджмента, представляемого как особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, характерны[7]:


  • рыночные механизмы развития экономики, предполагающие конкуренцию, свободу предпринимательства и принятие хозяйственных решений;
  • миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без ориентации на человеческий фактор.

В современном менеджменте можно выделить направления, представленные в таблице 1[8][9][10].

Таблица 1 - Направления современного менеджмента

Направление

менеджмента

Задачи направления

административный менеджмент

формирование структуры и системы управления организации, механизма реализации управленческих функций, выработка регламентов

стратегический менеджмент

постановка долгосрочных целей организации, определение основных путей их достижения, обеспечение ее жизнеспособности

производственный менеджмент

определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановки людей; устранения сбоев и неполадок; контроль

снабженческо-сбытовой менеджмент

организация заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, хранение и отправка готовой продукции покупателям

инновационный менеджмент

осуществление, координация и контроль научных исследований, создание опытных образцов товаров, внедрение их в производство; формирование и оценка планов и программ инновационной деятельности, организация их ресурсного обеспечения

менеджмент персонала

подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации работников; выбор методов их вознаграждения и стимулирования; создание благоприятного морально-психологического климата и помощь в разрешении трудовых споров и конфликтов; улучшение условий труда и быта работников

финансовый менеджмент

составление бюджета организации, формирование и распределение ее денежных ресурсов, оценка текущего и перспективного финансового состояния, принятие необходимых мер по их укреплению

эккаунтинг-менеджмент

сбор, обработка и анализ данных о работе организации, их сравнение с исходными и плановыми показателями с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов использования потенциала

маркетинг-менеджмент

изучение рынков, сложившейся и перспективной конъюнктуры, создание каналов сбыта, формирование ценовой политики, рекламная деятельность


Продолжение таблицы 1

Направление

менеджмента

Задачи направления

управление рисками

определение, анализ, оценка, предупреждение возникновения, принятие мер по снижению степени риска на протяжении жизненного цикла проекта и распределение возможного ущерба от риска

управление качеством

изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции; разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства; сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции

управление знаниями

создание, сохранность, распределение и применение основных элементов интеллектуального капитала, необходимых для успеха организации; трансформация всех видов интеллектуальных активов в производительность, эффективность и новую стоимость

Основными функциями управления в менеджменте являются[11][12][13]:

  • организация - рациональное сочетание методов и звеньев системы управления и ее взаимосвязь с управлением объектами и другими управляющими системами во времени и в пространстве;
  • нормирование - процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления;
  • планирование - призвано регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним задач. Предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ;
  • координация - реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб;
  • мотивация - оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер;
  • контроль - проявляется в форме воздействия на коллектив посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений;
  • регулирование - в результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что, в конечном счете, требует регулирования процесса производства.

Итак, менеджментом называют самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента[14].

1.2 Понятие и сущность предпринимательства

В наше время предпринимательство рассматривается как особый стиль хозяйствования, процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие различных субъектов рынка и т.д.[15] В таблице 2 представлены некоторые определения предпринимательства.

Таблица 2 - Определения понятия «предпринимательство»

Автор

Наименование

Гражданский кодекс РФ

(ст. 2)[16]

Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке

И.К. Шевченко[17]

Под предпринимательством понимается производственно-хозяйственная деятельность, включающая элементы риска

Продолжение таблицы 2

Автор

Наименование

Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева, Ж.Н. Зарубина [18]

Предпринимательство в рыночной экономике является самоинициирующейся и саморегулирующейся деятельностью, возникающей при наличии основных факторов производства

В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар[19]

Предпринимательство связано с личной свободой индивидуума, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами. Сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых возможностей

В.Ю. Буров [20]

Предпринимательство - это форма деловой активности, основанная на риске и инновационном подходе к системе существующих экономических связей, при которой производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринимательского дохода