Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель(Теоретические основы менеджмента).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы менеджмента
1.1 Понятие и сущность менеджмента
1.2 Понятие и сущность предпринимательства
1.3 Сходство и различие понятий «менеджер» и «предприниматель»
2 Анализ эффективности управления в кафе «Де Касс»
2.1 Общая характеристика деятельности кафе «Де Касс»
2.2 Исследование управления менеджеров в кафе «Де Касс»
2.3 Мероприятия по повышению эффективности управления в кафе «Де Касс»
Введение
В условиях современной экономики появляются новые, более высокие, требования к руководству организацией и непосредственно управлению компанией. Многое зависит от того, насколько умело менеджер пользуется управленческими функциями в процессе руководства[1].
Далеко не каждый руководитель способен успешно выполнять функции управления коллективом. Поэтому актуальность данной работы заключается в том, что полноценный анализ управления и его своевременная корректировка необходимы в условиях современного состояния рынка для эффективности управления организацией.
Целью данной работы является исследование понятия менеджмента, эффективности деятельности менеджеров и предпринимателей.
Задачами данной работы являются:
- изучение теоретических основ менеджмента;
- анализ эффективности управления в кафе «Де Касс».
Объектом исследования является кафе «Де Касс», предметом исследования - эффективность управления в кафе «Де Касс».
Теоретические основы исследования составляют работы таких авторов, как И.Н. Герчикова, И.А. Рачковская, Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева, Ж.Н. Зарубина, З.П. Румянцева, Н.А. Соломатин, Р.З. Акбердин и др. Также при написании работы была использована учебная литература периодические издания и некоторые электронные ресурсы. При проведении исследования использовались отчетные материалы кафе «Де Касс».
Практическая значимость работы заключается в разработке мероприятий по повышению эффективности управления в кафе «Де Касс».
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 Теоретические основы менеджмента
1.1 Понятие и сущность менеджмента
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования одновременно с термином «управление» стал применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления компанией.
О.С. Виханский, и А.И. Наумов определяют управление как «функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных)»[2]. Менеджмент отождествляется с людьми и является составляющей исключительно социальных систем и их социально-экономических и социально-технических разновидностей.
И.В. Балдин и Г.Е. Ясников трактуют «менеджмент» следующим образом: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности»[3]. Соответственно, управление социально-экономическими системами получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой»[4]).
По мнению ряда ученых, искусством менеджмента является эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа компании, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и прочих параметров. Особенно значимо искусство менеджмента в тех случаях, когда основные проблемы компании связаны с поведением и взаимоотношениями работников - самыми сложными проблемами организационной жизни. Интуиция, такт, воля, лидерство - в этих и подобных понятиях проявляется эффективный менеджмент по отношению к сотрудникам и их группам как внутри предприятия, так и вне его[5].
Таким образом, менеджмент и управление в современной научной литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.
Менеджмент как управление в условиях рынка, рыночной экономики означает[6]:
- ориентацию компании на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
- постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
- выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Для менеджмента, представляемого как особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, характерны[7]:
- рыночные механизмы развития экономики, предполагающие конкуренцию, свободу предпринимательства и принятие хозяйственных решений;
- миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без ориентации на человеческий фактор.
В современном менеджменте можно выделить направления, представленные в таблице 1[8][9][10].
Таблица 1 - Направления современного менеджмента
Направление менеджмента |
Задачи направления |
---|---|
административный менеджмент |
формирование структуры и системы управления организации, механизма реализации управленческих функций, выработка регламентов |
стратегический менеджмент |
постановка долгосрочных целей организации, определение основных путей их достижения, обеспечение ее жизнеспособности |
производственный менеджмент |
определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановки людей; устранения сбоев и неполадок; контроль |
снабженческо-сбытовой менеджмент |
организация заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, хранение и отправка готовой продукции покупателям |
инновационный менеджмент |
осуществление, координация и контроль научных исследований, создание опытных образцов товаров, внедрение их в производство; формирование и оценка планов и программ инновационной деятельности, организация их ресурсного обеспечения |
менеджмент персонала |
подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации работников; выбор методов их вознаграждения и стимулирования; создание благоприятного морально-психологического климата и помощь в разрешении трудовых споров и конфликтов; улучшение условий труда и быта работников |
финансовый менеджмент |
составление бюджета организации, формирование и распределение ее денежных ресурсов, оценка текущего и перспективного финансового состояния, принятие необходимых мер по их укреплению |
эккаунтинг-менеджмент |
сбор, обработка и анализ данных о работе организации, их сравнение с исходными и плановыми показателями с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов использования потенциала |
маркетинг-менеджмент |
изучение рынков, сложившейся и перспективной конъюнктуры, создание каналов сбыта, формирование ценовой политики, рекламная деятельность |
Продолжение таблицы 1
Направление менеджмента |
Задачи направления |
---|---|
управление рисками |
определение, анализ, оценка, предупреждение возникновения, принятие мер по снижению степени риска на протяжении жизненного цикла проекта и распределение возможного ущерба от риска |
управление качеством |
изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции; разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства; сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции |
управление знаниями |
создание, сохранность, распределение и применение основных элементов интеллектуального капитала, необходимых для успеха организации; трансформация всех видов интеллектуальных активов в производительность, эффективность и новую стоимость |
Основными функциями управления в менеджменте являются[11][12][13]:
- организация - рациональное сочетание методов и звеньев системы управления и ее взаимосвязь с управлением объектами и другими управляющими системами во времени и в пространстве;
- нормирование - процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления;
- планирование - призвано регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним задач. Предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ;
- координация - реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб;
- мотивация - оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер;
- контроль - проявляется в форме воздействия на коллектив посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений;
- регулирование - в результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что, в конечном счете, требует регулирования процесса производства.
Итак, менеджментом называют самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента[14].
1.2 Понятие и сущность предпринимательства
В наше время предпринимательство рассматривается как особый стиль хозяйствования, процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие различных субъектов рынка и т.д.[15] В таблице 2 представлены некоторые определения предпринимательства.
Таблица 2 - Определения понятия «предпринимательство»
Автор |
Наименование |
Гражданский кодекс РФ (ст. 2)[16] |
Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке |
И.К. Шевченко[17] |
Под предпринимательством понимается производственно-хозяйственная деятельность, включающая элементы риска |
Продолжение таблицы 2
Автор |
Наименование |
Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева, Ж.Н. Зарубина [18] |
Предпринимательство в рыночной экономике является самоинициирующейся и саморегулирующейся деятельностью, возникающей при наличии основных факторов производства |
В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар[19] |
Предпринимательство связано с личной свободой индивидуума, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами. Сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых возможностей |
В.Ю. Буров [20] |
Предпринимательство - это форма деловой активности, основанная на риске и инновационном подходе к системе существующих экономических связей, при которой производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринимательского дохода |