Файл: Nastavleniye po svyazi MCHS Rossii 2012.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2019

Просмотров: 3729

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

26

МЧС  России  в  различных  режимах  функционирования  РСЧС.  Они  всегда 
должны  находиться  в  готовности  к  выполнению  задач  по  предназначению  в 
установленные сроки. 

55.  Подразделения  связи  выполняют  следующие  задачи:  эксплуатация 

действующих  систем  связи,  оповещения  и  автоматизации  управления; 
проведение  мероприятий  по  поддержанию  систем  связи,  оповещения  и 
автоматизации управления в готовности к применению по назначению; создание 
и развитие систем связи и автоматизации управления, обеспечение их надежной 
работы;  усиление  и  наращивание  систем  связи  при  переводе  системы  МЧС 
России 

в 

различные 

режимы 

функционирования 

РСЧС; 

оперативное 

развертывание мобильной компоненты системы связи. 

На  них  также  возлагаются  задачи  по  развертыванию  и  обеспечению 

технической  готовности  средств  управления,  автоматизации  и  ГИС  на  пунктах 
управления,  проведению  мероприятий  по  обеспечению  безопасности  связи  и 
информации.  В  авиационных  подразделениях  на  подразделения  связи,  кроме 
того, возлагаются задачи по радиотехническому обеспечению полетов. 

56.

 

Применение 

подразделений 

связи 

– 

их 

целенаправленное 

использование  для  развертывания  системы  связи  с  целью  обеспечения 
устойчивого,  непрерывного,  оперативного  и  скрытного  управления  органами 
управления и силами МЧС России. 

В  основу  применения  подразделений  связи  положены  принципы: 

сосредоточения основных усилий на решение задач по обеспечению управления 
силами;  разумного  сочетания  в  применении  средств  и  видов  связи,  а  также 
способов  организации  связи;  создания  и  своевременного  восполнения 
необходимого резерва сил и средств связи; всестороннего обеспечения действий 
подразделений связи; своевременного и надежного управления силами и связью. 

57.  Основным  подразделением  связи  в  МЧС  России  является  узел  связи 

(телекоммуникационный  центр),  который  представляет  собой  организационно-
техническое  объединение  сил  и  средств  связи  и  автоматизации  управления, 
развернутых для обеспечения обмена информацией в процессе управления. 

58. К подразделениям связи МЧС России относятся: 
узлы связи (ТКЦ) центрального подчинения МЧС России); 
узлы связи (ТКЦ) РЦ МЧС России; 
узлы связи (ТКЦ) ГУ МЧС России; 
узлы  связи  (стационарные  и  подвижные),  взвода  и  отделения  (отделы, 

группы)  связи  спасательных  воинских,  поисково-спасательных  и  аварийно-
спасательных  формирований,  ФПС,  ГИМС,  ВГСЧ,  и  других  организаций          
МЧС России. 

59.  Узлы  связи  (ТКЦ)  центрального  подчинения,  РЦ,  ГУ  МЧС  России 

предназначены  для  развертывания,  эксплуатационного  обслуживания  узлов 
связи  стационарных  и  мобильных  пунктов  управления,  организации  линий 
радио-,  радиорелейной,  спутниковой  связи  и  линий  привязки  узлов  связи 
пунктов  управления  МЧС  России  к  узлам  связи  ЕСЭ  РФ,  узлам  связи 


background image

 

27

взаимодействующих  министерств  и  ведомств,  в  т.ч  входящих  в  РСЧС,  с  целью 
обеспечения  управления  силами  (группировкой  сил)  МЧС  России  в  различных 
условиях оперативной обстановки. 

Подразделения 

организации 

снабжения, 

ремонта 

и 

технического 

обеспечения  осуществляют  снабжение  частей  и  подразделений  средствами 
связи, оповещения, автоматизации управления, техническим имуществом связи, 
а  также  восстановлением  (ремонтом)  и  возвращением  в  строй  элементов 
системы, средств связи, оповещения и автоматизации управления при выходе их 
из строя и повреждениях. 

Базы  и  склады  средств  связи  осуществляют  прием,  хранение  и 

поддержание  в  готовности  к  применению  техники  связи  и  автоматизации 
управления и отправку ее в подразделения связи. 

60.  По  условиям  размещения  и  оборудования  узлы  связи  могут  быть 

стационарными и подвижными. 

Стационарные узлы связи подразделяются: 
по  классу  пунктов  управления  –  на  узлы  связи  повседневного  пункта 

управления и запасного пункта управления; 

по классу защищенности – на защищенные и незащищенные; 
по месту размещения пунктов управления – на городские и загородные. 
Подвижные  узлы  связи  подразделяются  на  полевые,  железнодорожные  и 

воздушные. 

61.  Подчиненность  узлов  связи  (ТКЦ)  определяется  подчиненностью 

пунктов  управления,  в  состав  которых  они  входят  или  предназначением  в 
системе управления МЧС России. По подчиненности они могут быть старшими, 
подчиненными  и  взаимодействующими.  Подчиненность  узлов  связи  (ТКЦ) 
органов  (пунктов)  управления  определяется  уровнем  управления  органов  МЧС 
России, в состав которых они входят. 

При передаче управления на запасный (дублирующий)  пункт управления 

узел  связи  этого  пункта  управления  становится  старшим  для  всех  остальных 
узлов связи данного уровня управления. 

62. Старшими узлами связи (ТКЦ) являются: 
узлы  связи  (ТКЦ)  центрального  подчинения  -  для  всех  узлов  связи  (ТКЦ) 

МЧС России; 

узлы  связи  (ТКЦ)  регионального  центра  для  всех  узлов  связи  (ТКЦ)  ГУ 

МЧС  России,  узлов  связи,  спасательных  воинских,  аварийно-спасательных  и 
поисково-спасательных формирований МЧС России, подразделений связи ФПС, 
ГИМС, ВГСЧ, ремонтных подразделений, расположенных на территории РЦ; 

узлы связи (ТКЦ) ГУ МЧС России для всех узлов связи (ТКЦ) организаций 

и учреждений, подчиненных ГУ МЧС России. 

63. На старший узел связи (ТКЦ) возлагаются следующие задачи: 
руководство действиями подчиненных узлов связи (ТКЦ) по оперативному 

составлению  каналов,  своевременному  установлению  (восстановлению)  связей, 
обеспечению 

прохождения 

всех 

видов 

информации; 

руководство 


background image

 

28

взаимодействием  узлов  связи  (ТКЦ)  между  собой  и  с  узлами  связи  ЕСЭ  РФ  и 
других  министерств  и  ведомств,  входящих  в  состав  РСЧС;  контроль  за 
соблюдением  установленных  контрольных  сроков  прохождения  через  узлы 
связи  (ТКЦ)  сигналов,  команд,  приказов  и  распоряжений,  докладов  об  их 
исполнении; 

выявление 

и 

незамедлительное 

пресечение 

нарушений 

безопасности  связи,  информации,  а  также  несанкционированных  действий 
личного состава подчиненных узлов связи (ТКЦ). 

Требования  старшего  узла  связи  (ТКЦ)  по  выполнению  указанных  задач 

являются обязательными для всех подчиненных узлов связи (ТКЦ). 

64.  На  узлах  связи  (ТКЦ)  должны  строго  выполняться  условия 

электромагнитной совместимости всех радиоэлектронных средств, размещенных 
на пункте управления, и обеспечиваться удобства пользования связью. 

65.  Состав  и  оборудование  узлов  связи  (ТКЦ)  определяется  их 

предназначением,  количеством  и  типами  применяемых  средств  связи.  Средства 
связи,  входящие  в  состав  узла  связи,  объединяются  по  типам  и  назначению  и 
образуют элементы узла связи. 

66.  Успешное  выполнение  задач,  возлагаемых  на  узлы  связи  (ТКЦ), 

подразделения  (формирования)  связи,  достигается:  постоянной  готовностью, 
высокой 

общей 

и 

специальной 

подготовкой; 

высоким 

морально-

психологическим  состоянием  личного  состава  узлов,  подразделений  и 
формирований связи; укомплектованностью личным составом и техникой связи; 
своевременным  техническим,  материальным  и  медицинским  обеспечением; 
качественным планированием связи; четкой организацией дежурства на узлах и 
станциях  связи;  твердым  и  умелым  руководством  действиями  личного  состава 
узлов,  подразделений  и  формирований  связи;  постоянной  защитой  системы, 
узлов, подразделений и формирований связи. 

 

4. Автоматизированные системы централизованного оповещения 

 

67.  Своевременное  оповещение  и  информирование  органов  управления 

РСЧС и населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных 
ситуаций  входят  в  состав  основных  задач  единой  государственной  системы 
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  в  состав 
полномочий  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации 
и  органов  местного  самоуправления.  Для  решения  этих  задач  используются 
средства  массовой  информации,  в  том  числе  радио  и  телевидение,  а  также 
специально  создаваемые  системы  оповещения  и  информирования  населения,  в 
том числе в местах массового пребывания людей. 

68. 

Оповещение 

является 

одним 

из 

важнейших 

мероприятий, 

обеспечивающих  доведение  в  минимально  короткие  сроки  информации  об 
угрозе или возникновении ЧС до органов управления РСЧС и населения. 

69.  Система оповещения  представляет  собой  организационно-техническое 

объединение  сил,  средств  связи  и  оповещения,  сетей  вещания,  каналов  сети 


background image

 

29

связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов 
оповещения  до  органов  управления,  сил  единой  государственной  системы 
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения. 

70. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного 

доведения  информации  и  сигналов  оповещения  до  органов  управления,  сил 
гражданской  обороны,  РСЧС  и  населения  об  опасностях,  возникающих  при 
различных режимах функционирования РСЧС. 

71.  Основной  задачей  систем  оповещения  населения  является 

обеспечение  своевременного  доведения  до  органов  управления  и  сил  РСЧС  и 
населения  сигналов  и  информации  оповещения  о  всех  видах  опасности  при 
различных режимах функционирования РСЧС. 

72.  В  различных  режимах  функционирования  РСЧС  системы  оповещения 

населения  используются  в  целях  реализации  задач  защиты  населения  и 
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

73. Для решения задач оповещения используются неавтоматизированный и 

автоматизированный способы оповещения. 

При  неавтоматизированном  способе  оповещения  сигналы  и  информация 

передаются с использованием существующих каналов линий, сети связи общего 
пользования  и  ведомственных  сетей  связи,  а  также  сетей  вещания  без 
применения  специальной  аппаратуры  оповещения  путем  передачи  речевой 
информации, условных сигналов, сигналов управления и др. 

В  автоматизированном  режиме  передачи  сигналов  (распоряжений)  и 

информации  оповещение  осуществляется  с  использованием  специальных 
технических  средств  оповещения,  сопряженных  с  каналами  сети  связи  общего 
пользования, ведомственных сетей связи, а также сетей вещания. 

74.  Для  сокращения  сроков  прохождения  информации  в  системах 

оповещения на всех режимах функционирования РСЧС, обеспечения требуемых 
вероятностно-временных  и  надежностных  характеристик  доведения  сигналов 
оповещения,  а  также  полноты  охвата  населения  оповещением  создаются 
автоматизированные системы централизованного оповещения. 

75.  Системы  централизованного  оповещения  всех  уровней  должны 

обеспечивать  как  централизованное,  так  и  децентрализованное  доведение 
информации, а также возможность ретрансляции. 

76.  Системы  оповещения  всех  уровней  управления  должны  обеспечивать 

как  циркулярное,  так  и  выборочное  доведение  сигналов  и  информации 
оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения, а также возможность 
их  ретрансляции  при  комплексном  использовании  различных  каналов  связи  и 
аппаратуры автоматизированного оповещения. 

77.

 

Системы оповещения строятся по территориальному принципу: 

на федеральном уровне – федеральная система оповещения (на территории 

Российской Федерации); 

на  межрегиональном  уровне  –  межрегиональная  система  оповещения  (на 

территории федерального округа); 


background image

 

30

на  региональном  уровне  –  региональная  система  оповещения  (на 

территории субъекта Российской Федерации); 

на  муниципальном  уровне  –  местная  система  оповещения  (на  территории 

муниципального образования); 

на  объектовом  уровне  –  объектовые  и  локальные  системы  оповещения  (в 

районе размещения потенциально опасных объектов). 

78.  Руководители  федеральных  органов  исполнительной  власти  и 

организаций, главы органов исполнительной власти субъектов РФ, руководители 
органов  местного  самоуправления,  объектов  (организаций),  являющихся  по 
должности  руководителями  комиссий  по  чрезвычайным  ситуациям,  несут 
персональную 

ответственность 

за 

создание, 

совершенствование 

(реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к применению систем 
оповещения. 

79.  Информирование  и  оповещение  населения  организуется  по  пяти 

основным направлениям: 

федеральные, 

межрегиональные, 

региональные 

и 

местные 

автоматизированные  системы  централизованного  оповещения,  локальные 
системы оповещения в районах размещения   ПОО; 

терминальные  комплексы  информирования  и  оповещения  населения  в 

местах массового пребывания людей (ОКСИОН); 

информирование населения  путем  рассылки  коротких  SMS  сообщений  по 

сетям подвижной радиотелефонной связи общего пользования; 

применение  громкоговорящих  систем,  установленных  на  автомобилях 

оперативных служб в районах, где отсутствует вышеперечисленные системы. 

80.  Работа  по  информированию  и  оповещению  населения  осуществляется 

оперативной  дежурной  сменой  НЦУКС  (ЦУКС)  с  использованием  данных 
паспорта территории (раздел оповещения и информирования населения). 

81. 

Федеральная 

автоматизированная 

система 

централизованного 

оповещения  обеспечивает  доведение  в  автоматизированном  режиме  сигналов  и 
информации  оповещения  от  пунктов  управления  МЧС  России  до  федеральных 
органов 

исполнительной 

власти, 

региональных 

центров, 

органов 

исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  территориальных 
органов  МЧС  России,  спасательных  воинских,  аварийно-спасательных  и 
поисково-спасательных  формирований  МЧС  России  центрального  подчинения, 
подразделений ФПС, ГИМС, ВГСЧ, организаций МЧС России. 

82.  Межрегиональные  автоматизированные  системы  централизованного 

оповещения  обеспечивают  доведение  сигналов  (распоряжений)  и  информации 
оповещения  от  пунктов  управления  региональных  центров  МЧС  России  до 
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  главных 
управлений  МЧС  России  по  субъектам  Российской  Федерации,  спасательных 
воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС 
России,  подразделений  ФПС,  ГИМС,  ВГСЧ  и  организаций  МЧС  России,