Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения. Аналитические аспекты коммерческих рисков на примере ООО «Паола».pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
Эксперты приводят интуитивно-логический анализ исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов или явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Получаемое в результате обобщенное мнение принимается как проблемы.
Экспертные можно разделить индивидуальные и коллективные.
К относятся, например, «интервью», аналитические записки, написание . Разновидностью экспертного является метод .[21]
Представленные концепции риска имеют определенную практическую и значимость. Возможности рассмотренных подходов оценки рисков предприятия зависят соответствия методики воздействия риска условиям, свойствам среды, наличия данных, уровня , сложности развития риска.[22]
Результаты , аналитической, экспертной риска являются для принятия по управлению .
В процессе вывода продукции на существует множество моментов и независимых воли руководителей факторов, которые учитывать. К таким факторам относятся риск, стратегии уменьшения которого разрабатываются одновременно.[23]
Задача состоит в том, чтобы выбрать из множества всевозможных вариантов вариант управленческого решения с минимальным риском.
Для этого создается таблица вероятностей рыночных состояний и полезности, в которой по каждому выбираемому варианту указываются вероятность и полезность при том или ином рыночном состоянии.
Рисунок 1.1. Схема зон риска
Построение кривой вероятностей призвано быть исходной стадией оценки риска. Но применительно к предпринимательству это чаще всего чрезвычайно сложная задача. Поэтому практически приходится ограничиваться упрощенными подходами, оценивая риск по одному или нескольким, показателям, представляющим обобщенные характеристики, наиболее важные для суждения о приемлемости риска.[24]
Рассмотрим некоторые из главных показателей риска. С этой целью сначала выделим определенные области или зоны риска в зависимости от величины потерь (рис. 1.1).
Область, в которой потери не ожидаются, назовем безрисковой зоной, ей соответствуют нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли).
Под зоной допустимого риска будем понимать область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т. е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли.[25]
Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.
Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. В последнем случае предприниматель не только не получает от сделки никакого дохода, но несет убытки в сумме всех бесплодных затрат.[26]
Кроме критического, целесообразно рассмотреть еще более устрашающий катастрофический риск.
Зона катастрофического риска представляет область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества.[27]
К категории катастрофического следует относить вне зависимости от имущественного или денежного ущерба риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.
Наиболее полное представление о риске дает так называемая кривая распределения вероятностей потери или графическое изображение зависимости вероятности потерь от их уровня, показывающее, насколько вероятно возникновение тех или иных потерь.[28]
Посторенние кривой риска является исходной точкой и в оценке риска на предприятии.
Рис. 1.2. Кривая риска
Существуют следующие способы построения кривой.
Статистический способ заключается в том, что изучается статистика потерь в аналогичных видах деятельности и устанавливается частота появления определенных уровней потерь. [29]
Определяя частоту возникновения потерь путем деления числа соответствующих случаев на их общее число, следует включать в общее число и те сделки, в которых не было потерь.
Экспертный способ или метод экспертных оценок, имя проводится обработка мнений опытных экспертов, предпринимателей или специалистов, на основе которых находится среднее значение и строится кривая распределения вероятности потерь.[30]
Расчетно-аналитический способ базируется на теоретических представлениях прикладной теории рисков. Это более применимо к страховому и игровому риску.[31]
2. Аналитические аспекты коммерческих рисков на примере ООО «Паола»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Паола»
Клиника ООО «Паола» открылась в 2002 году. Существует в виде общества с ограниченной ответственностью, имеет Устав, лицензию на медицинскую деятельность.
Предоставляемые услуги оказываются на платной основе населению.
Виды предоставляемых услуг:
- Стоматология: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология и т.д.;
- Косметология: уход за лицом, уход за телом, аппаратная стоматология, инъекционная стоматология, неврология и т.д.
Организационную структуру медицинского центра можно представить в виде данной таблицы.
Далее мы рассмотрим каждую категорию подробнее.
Рис. 2.1. Организационная характеристика ООО «Паола»
Директор:
Несет ответственность за бесперебойную работу центра. В том числе ответственность за риски, связанные с работой центра в целом и врачей в частности.
Заместитель директора по финансам (главный бухгалтер):
Контролирует работу бухгалтерию, проводит инвентаризации, осуществляет финансовую аналитику деятельности предприятия.
Заместитель директора по техническим вопросам (главный врач):
Желательно, чтобы эту должность занимал самый квалифицированный специалист вашей клиники.
Своей безупречной репутацией он будет создавать статус вашего медицинского центра. Именно поэтому постоянное повышение квалификации, ученая степень, а также организаторские способности главного врача — это ваши конкурентные преимущества.
Данный специалист также должен иметь определенный иммунитет при общении с фармакологическими компаниями, уметь лоббировать интересы пациентов.
Благодаря коммуникационным способностям главного врача у вашего медицинского центра могут быть максимальные скидки на новейшие препараты.
Медицинский персонал (врачи):
Все специалисты вашего центра должны иметь диплом о медицинском образовании, стаж работы не менее 3 лет, отличные отзывы от клиентов.
Для эффективной работы врачам вашего центра нужно постоянно повышать свою квалификацию, а вы в этом вопросе должны им предоставлять все необходимые условия: материальное поощрение, специализированную литературу.[32]
Средний медицинский персонал (медсестры):
Поскольку именно медсестра больше всего взаимодействует с клиентом, она должна быть компетентна, вежлива и терпима по отношению к каждому пациенту.
Опыт работы и положительные рекомендации с предыдущего места работы — обязательные условия перед заключением трудового договора.
Численность среднего медицинского персонала определяется из расчета 1:2, где первая цифра — это число врачей в центре.
Младший медицинский персонал (санитарка):
Обеспечивает чистоту и порядок во всех помещениях центра.
Заместитель директора по техническим вопросам (главный инженер):
Оборудование, освещение и другие вопросы технического характера должны быть в юрисдикции одного человека. Разумеется, обслуживание специфического медицинского оборудования должны осуществлять наемные специалисты. [33]
Однако контроль за исправностью оборудования, поиск рабочих и руководство процессом устранения неполадок должен осуществлять главный инженер.
Кроме того, мелкие неисправности, не требующие вмешательства специалистов, решаются данным сотрудником самостоятельно.
Регистратура (администраторы):
На первоначальной стадии открытия центра у данных сотрудников множество обязанностей: прием звонков, запись пациентов, информирование врачей о записи на прием, встреча пациентов.
Поэтому необходимо внимательно следить за их нагрузкой: если на первоначальном этапе работы администраторы могут даже заменить кассира, то при выходе на полную загрузку мощностей центра, все эти обязанности должны между собой делить уже три сотрудника: администратор, кассир, работник регистратуры.
Касса (кассир):
Прием денежных средств у пациентов на основании документов, учет средств и инкассация.[34]
Учитывайте, что абсолютно все сотрудники медицинского центра должны иметь личные медицинские книжки. Это условие является обязательным при получении заключения СЭС (санитарно-эпидемиологической станции).
Далее в таблице 2.1. приведено штатное расписание медицинского центра.
Таблица 2.1.
Штатное расписание ООО «Паола»
Постоянные расходы |
Оклад |
Количество сотрудников |
Сумма |
Директор |
50 000 |
1 |
50 000 |
Главврач |
40 000 |
1 |
40 000 |
Главбух |
30 000 |
1 |
30 000 |
Замдиректора по техн. вопросам |
25 000 |
1 |
25 000 |
Врач |
40 000 |
2 |
80 000 |
Медсестра |
25 000 |
2 |
50 000 |
Санитарка |
18 000 |
2 |
36 000 |
Администратор |
18 000 |
2 |
36 000 |
Кассир |
20 000 |
1 |
20 000 |
Итого ФОТ |
367 000 |
2.2 Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «Паола»
Как уже было отмечено выше, коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Оценка коммерческих рисков будет проводиться экспертным путем.
Экспертные оценки будут включать балльную оценку вероятности наступления рискового события (от 0 до 5, где 0 - невероятное событие; 5 - реальное событие), а также балльную оценку величины возможного ущерба (от 0 до 5, где 0 - отсутствие ущерба; 5 - ущерб, равный величине активов предприятия).
Для начала рассмотрим коммерческие риски, связанные с воздействием так называемых форс-мажорных обстоятельств.
В частности, они включают:
- военные действия;
- мятеж;
- гражданские беспорядки;
- восстания;
- несчастный случай;
- пожар;
- взрыв;
- землетрясение;
- наводнение;
- стихийное бедствие;
- забастовку;
- конфликты между предпринимателями и рабочими;
- дефицит необходимых деталей, материалов, рабочей силы или транспорта;
- случаи введения эмбарго;
- ограничения, вызванные карантином;
- невозможностью получения импортных и/или экспортных лицензий или же их аннулирование.
Форс-мажорные обстоятельства рассматриваются как в отношении РФ, так и в отношении стран, в которых находятся основные производственные мощности поставщиков климатической техники. [35]
Вероятность возникновения оценивается как 1; ущерб от возможной реализации рискового события достаточно велик - 4.
ООО «Паола» является одним из ведущих игроков рынка продаж услуг по косметологии.
В то же время следует отметить, что клиника «Паола» отмечается довольно высокой степень конкуренции, в том числе и со стороны крупных фирм. Таким образом, возникает риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на услуги по косметологии вследствие вытеснения его конкурирующими товарами.
Вероятность наступления равна 2, так как рассматриваемое предприятие является одним из лидеров рынка с давней положительной репутацией.
Ущерб от реализации рискового события оценивается как 3, что связано с широкой диверсификацией товара фирмы.
Риск зависимости от поставщиков, связанный с ограничением поставок товара, диктованием условий сделки, наличием других рычагов воздействия, оценивается невысоко с точки зрения вероятности. Это обусловлено высоким уровнем конкуренции.