Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения. Аналитические аспекты коммерческих рисков на примере ООО «Паола».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вероятность наступления события равна 1; ущерб от наступления, включающий расходы на поиск нового поставщика, заключение договора, либо увеличение цены сделки в случае принятия условий поставщика, равен 2.

Также существует риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса.

Частично воздействие данного риска смягчается за счет широкого ассортимента предлагаемых услуг, однако существуют демисезонные периоды, во время которых объем продаж косметологических услуг существенно снижается.

Вероятность наступления события оценивается как 5 (регулярно происходит); ущерб от наступления события оценивается как 2 - вследствие той же диверсифицированности ассортимента.

Риск отказа клиента от оплаты услуг возникает крайне редко. Таким образом, вероятность возникновения риска оценивается как 1, величина возможного ущерба также равна 1.

Риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя.

В отношении физических лиц данный риск практически нереализуем и связан с очень малой величиной убытков. Так же в некоторых случаях фирма теряет средства в размере дохода от альтернативного вложения данных денежных средств, а также инфляции.

В совокупности вероятность реализации рискового события равна 3 (с учетом кризисного состояния экономики); величина возможного ущерба - 3.

Риск, связанный со снижением качества товара в процессе транспортировки, хранения, осуществляемого силами клиники «Паола».

Вероятность возникновения данного рискового события (без учета нормы брака) равна 2, что связано с высоким профессионализмом персонала, контролем, регламентированностью, качеством перечисленных этапов процесса обращения.

Величина вероятного ущерба включает расходы на ликвидацию либо замену товара, неустойку, дополнительные расходы на транспортировку, хранение, зарплату; она также равна 2.

Далее рассмотрим риск, связанный с повышением закупочной цены товара.

Вероятность наступления рискового события достаточно высока 4, что связано, прежде всего, с высоким темпом инфляции.

Возможный ущерб от возникновения события оценивается невысоко 1.

Риск, связанный с работой персонала предприятия. Прежде всего, он связан с неверным анализом и прогнозированием конъюнктуры рынка сбыта; неэффективной организацией маркетинговой деятельности предприятия.

Вероятность наступления такого события довольно низка 1, что обусловлено профессионализмом и высоким уровнем компетенции персонала, регулярным повышением квалификации, заинтересованностью в повышении результатов работы предприятия.


Величина возможного ущерба оценивается как 3, так как в случае реализации предприятие может понести расходы, связанные с невозможностью продажи товара.

Следует отметить, что, разумеется, были рассмотрены не все коммерческие риски, их перечень значительно превышает приведенный здесь.

Однако, перечисленные выше виды коммерческих рисков относятся к наиболее значимыми, что обуславливает необходимость их оценки и выбора мер воздействия и профилактики.

Представим оцененные экспертным путем выявленные риски, а также их интегральную оценку (индекс риска), в виде таблицы 2.1.

Индекс риска, или ранг риска, определяемый по формуле (2.1).

Ir = P × I (2.1)

Где: Ir - индекс риска (интегральная оценка)

Р - вероятность возникновения риска;

I - ожидаемая величина потерь.

Индекс риска дает возможность судить о степени воздействия и уровне риска. Степень воздействия показывает серьезность негативных последствий в будущем и показывает будущее развитие событий. [36]

Уровень риска характеризует степень его приемлемости для компании и показывает, нуждается ли риск в нейтрализации или нет.

Если в деятельности предприятия выявляются недопустимые риски, то они обрабатываются в первую очередь.

Таблица 2.1.

Оценка вероятности, ущерба и интегральная оценка основных коммерческих рисков ООО «Паола»

№ п/п

Вид коммерческого риска.

Вероятность (балл)

Ущерб (балл)

Индекс риска

1

Риск форс-мажорных обстоятельств.

1

4

4

2

Риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на косметологические услуги вследствие вытеснения его конкурирующими услугами.

2

3

6

3

Риск зависимости от поставщиков.

1

2

2

4

Риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса.

5

2

10

5

Риск отказа клиента от оплаты.

1

1

1

6

Риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя.

3

3

9

7

Риск, связанный со снижением качества товара в процессе обращения.

2

2

4

8

Риск, связанный с повышением закупочной цены товара.

4

1

4

9

Риск, связанный с работой персонала предприятия.

1

3

3


Исходя из таблицы 2.1. видно, что оценка вероятности, ущерба и интегральная оценка основных коммерческих рисков ООО «Паола»

Наиболее значимыми рисками (по индексу риска) ООО «Паола» являются:

  1. риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса;
  2. риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя;
  3. риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на косметологические услуги вследствие вытеснения его конкурирующими услугами.

Таким образом, были рассмотрены и оценены экспертным путем и выявлены наиболее значимые виды коммерческих рисков ООО «Паола».

3 Рекомендации для уменьшения коммерческих рисков ООО «Паола»

Чтобы достичь основной цели управления рисками необходимо знать, какие методы управления рисками могут быть использованы предприятием. В данный момент существует множество методов управления рисками.

В целом существующие методы можно разделить на 6 групп: избежание, предупреждение, локализация, диссипация, передача, принятие.

Избежание риска – это решение не подвергаться определенному виду риска. Субъекты, применяющие этот метод, отказываются от деятельности, если есть хотя бы малейшее сомнение в ее эффективности. [37]

Такой способ реакции на данный риск является наиболее простым и радикальным, но, принимая решение об отказе от риска, следует понимать, что полное избежание риска невозможно или маловероятно, а также то, что возможная прибыль от принятия рискованных решений может значительно превысить возможные потери.

В конце концов, избежание одного вида риска может привести к возникновению других его видов.

Можно сказать, что отказ от действий, связанных с рисками, применим лишь в отношении наиболее крупных и серьезных рисков.

В отношении рисков ООО «Паола» в рамках данного метода можно порекомендовать отказ от ненадежных контрагентов - в частности, неплатежеспособных покупателей и поставщиков, не соблюдающих условия договора.

Сущность методов предупреждения рисков состоит в том, что необходимо проводить предупредительные мероприятия, направленные на снижение вероятности наступления неблагоприятного события и минимизацию их негативных последствий. [38]


Для рисков ООО «Паола» может быть предложено проведение предупредительных мероприятий, таких как планирование деятельности предприятия, целенаправленный маркетинг, обучение персонала и другие мероприятия.

Методы распределения риска представляют собой более гибкие инструменты управления.

К данной группе методов относятся различные варианты диверсификации, например, диверсификацию деятельности, понимаемую как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента или спектра предоставляемых услуг, ориентирование на различные социальные группы потребителей.

Диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков сырья; при нарушении контрагентом графика поставок по самым разным, в том числе и по объективным, причинам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства). [39]

Предприятие сможет безболезненно переключиться на работу с другим поставщиком того же или аналогичного субпродукта.

При использовании метода передачи риска ответственность за снижение возможности возникновения неблагоприятного события и возмещение связанного с ним ущерба возлагается на стороннюю организацию.

Самыми распространенными методами передачи риска являются:

  • аутсорсинг,
  • страхование,
  • поручительство.

Аутсорсинг это передача сторонним организациям выполнения части операций либо функций предприятия. Этот метод может быть использован только в тогда, когда возможно четко определить опасность, контролировать факторы, влияющие на уязвимость и иметь эффективные механизмы передачи ответственности.

Для ООО «Паола» в качестве методов профилактики риска, относящихся к данной группе, предлагается передать на аутсорсинг анализ, и прогнозирование конъюнктуры рынка сбыта, так как, возможно, специалисты в данной области смогут более качественно, обоснованно спрогнозировать направления изменения на рынках.

Страхование - это один из часто используемых методов управления рисками. Суть этого метода компенсации риска или покрытия убытка заключается в передаче ответственности за возмещение возможного ущерба другому субъекту, специализирующемуся на таких операциях, - страховой компании. [40]

Для клиники ООО «Паола» рекомендуется застраховать свою деятельность на случай форс-мажорных обстоятельств.


Поручительство реализуется путем гарантирования сторонней организацией выполнения предприятием своих обязательств. Российское законодательство предусматривает возможность заключения договора поручительства.

Помимо рассмотренных методов управления рисками, предприятие может выбрать принятие риска с сохранением его на существующем уровне. Однако это не означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию возможных потерь.

Так, предприятие может создавать специальные резервные фонды, из которых будет производиться компенсация возникших убытков либо привлекать для этих целей кредиты и займы - в любом случае возникающие потери покрываются за счет собственных ресурсов.

Областью применения данных методов являются риски с небольшой величиной возможного ущерба и, как правило, с невысокой вероятностью реализации.

Таким образом, были идентифицированы основные коммерческие риски ООО «Паола», проведена оценка основных мер риска, определен индекс риска, выявлены наиболее значимые коммерческие риски, а также предложены мероприятия по профилактике выявленных коммерческих рисков.

Заключение

Существующие в настоящее время определения риска можно отнести к классической либо неоклассической теориям риска.

Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.

Коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Существуют следующие основные причины коммерческого риска:

  1. снижение объемов реализации вследствие падения спроса на товар, реализуемый предпринимательской фирмой;
  2. вытеснения его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  3. непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей коммерческой операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара;
  4. повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  5. снижения качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  6. непредвиденные потери товара; сложности, возникающие при приемке товаров (услуг) покупателем, в том числе задержка, отказ, что повышает расходы предприятия;
  7. повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы;
  8. отказ клиента от оплаты товара (услуги) надлежащего качества, количества;
  9. низкая платежеспособность покупателя на момент осуществления коммерческой операции;
  10. форс-мажорные обстоятельства.