Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические основы мотивации персонала в организации)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 7. Текущий процесс управления мотивацией персонала ООО «Принт» и его результаты

Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено, что в ООО «Принт» действует система управления мотивацией персонала, утвержденная руководителем данного предприятия. В основу данной системы положено использование таких материальных методов повышения мотивации сотрудников, как заработная плата и выплата премиальных вознаграждений.

2.3. Оценка уровня мотивированности персонала ООО «Принт»

С целью оценки уровня мотивированности персонала ООО «Принт» специалистами предприятия было проведено анкетирование, в ходе которого опрашиваемым (сотрудникам различных подразделений предприятия) было предложено дать по десятибалльной шкале оценку характеристикам данного предприятия. Бланк использовавшегося при проведении исследования опросника представлен в Приложении А.

После того, как бланки опросников были заполнены сотрудниками (в исследовании приняли участие 17 человек из отделов сервисного обслуживания и продаж), по каждому из отделов был выведен средний показатель по каждому из факторов (таблица 3).

Таблица 3

Средние показатели степени удовлетворенности работников ООО «Принт» различными мотивирующими факторами

Показатель

Средний показатель в баллах

Отдел сервисного обслуживания

Отдел продаж

Психологический комфорт

5

8

Материальная удовлетворенность

4

9

Удовлетворенность условиями труда

4

10

Творческий уровень (возможность проявления собственных творческих способностей)

9

6

Уровень охраны труда на предприятии

8

6

Поскольку каждый из представленных в таблице показателей (факторов) оказывает на оценку мотивации сотрудников ООО «Принт» разное влияние, экспертным путем была определена весовая значимость каждого из этих факторов, при этом сумма весовых значимостей всех указанных факторов равняется единице.


На основе данных о средних показателях степени удовлетворенности работников ООО «Принт» различными факторами и о весовой значимости каждого их этих факторов рассчитаем средневзвешенную оценку состояния мотивации работников каждого из отделов (таблица 4).

Из представленных в таблице данных видно, что в отделе продаж высоко были оценены такие критерии удовлетворенности, как удовлетворенности условиями труда и материальная удовлетворенность. В отделе сервисного обслуживания данные критерии имеют значительно более низкие значения. Обращают на себя внимание низкие показатели удовлетворенности сотрудников отдела сервисного обслуживания по критериям «материальная удовлетворенность», «удовлетворенность условиями труда» и «психологический комфорт».

Таблица 4

Средневзвешенная оценка состояния мотивации работников ООО «Принт»

Показатель

Весовая

значимость

фактора

Средний показатель в баллах

Отдел сервисного обслуживания

Отдел продаж

Психологический комфорт

0,1

5

8

Материальная удовлетворенность

0,2

4

9

Удовлетворенность условиями труда

0,3

4

10

Творческий уровень (возможность проявления собственных творческих способностей)

0,2

9

6

Уровень охраны труда на предприятии

0,2

8

6

Средневзвешенная оценка состояния мотивации

1

5,9

8,0

В целом, ориентируясь на значения средневзвешенной оценки состояния мотивации персонала, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в отделе сервисного обслуживания уровень мотивированности персонала гораздо более низкий, чем в отделе продаж. Однако и значение 8,0, определенное для отдела продаж, не является идеальным, поскольку использовалась десятибалльная шкала.

На основании проведенных во второй главе работы расчетов можно с уверенностью констатировать, что действующая в ООО «Принт» система мотивации нуждается в совершенствовании и доработке, в особенности в том, что касается мотивирования работников отдела сервисного обслуживания.


Основными направлениями совершенствования действующей в ООО «Принт» системы мотивации персонала должны стать повышение материальной удовлетворенности работников, их удовлетворенности условиями труда и повышение психологического комфорта для работников сервисного отдела, а также развитие творческих возможностей персонала отдела продаж.

3. Мероприятия по развитию мотивации персонала в ООО «Принт»

В первой главе работы было показано, что отправной точкой и движущей силой управления мотивацией персонала каждого предприятия являются человеческие потребности, которые определяют, какие именно усилия будет готов приложить человек для того, чтобы обладать удовлетворяющим его потребность благом.

В перечне потребностей, занимающих важное место в жизни человека, на одном из первых мест стоит потребность в работе как в источнике средств к существованию. Данная потребность включает в себя следующие элементы:

- потребность в адекватном прилагаемым человеком усилиям заработке;

- потребность в обеспечении необходимого уровня достатка собственной семьи;

- потребность в удовлетворении широкого спектра социально-бытовых нужд, обеспечиваемых при работе на том или ином предприятии (например, потребность в санаторно-курортном лечении, в жилье и т.п.).

Для работников ООО «Принт» удовлетворение перечисленных выше потребностей достигается с помощью действующей на предприятии системы оплаты труда, поскольку основной источник получения средств для удовлетворения потребностей работников данного предприятия - получаемая ими за свою работу заработная плата.

Дополнительным источником средств для удовлетворения материальных потребностей работников ООО «Принт», а также источником удовлетворения некоторых духовных потребностей персонала данного предприятия является выплачиваемая работникам премия. Все вместе это составляет систему управления мотивацией персонала ООО «Принт».

Проведенный во второй главе работы анализ действующей системы управления мотивацией персонала ООО «Принт» показал, что в настоящее время показатели степени мотивированности работников данного предприятия далеки от идеальных значений. Причем в настоящее время в отделе сервисного обслуживания уровень мотивированности персонала гораздо более низкий, чем в отделе продаж. Однако и значение 8,0, определенное для отдела продаж, не является идеальным, поскольку использовалась десятибалльная шкала.


Таким образом, проведенный анализ позволил с уверенностью констатировать, что действующая в ООО «Принт» система мотивации нуждается в совершенствовании и доработке, в особенности в том, что касается мотивирования работников отдела сервисного обслуживания.

Основными направлениями совершенствования действующей в ООО «Принт» системы мотивации персонала должны стать повышение материальной удовлетворенности работников, их удовлетворенности условиями труда и повышение психологического комфорта для работников сервисного отдела, а также развитие творческих возможностей персонала отдела продаж.

В целях совершенствования системы управления мотивацией персонала ООО «Принт» к реализации предлагаются следующие мероприятия:

1. Пересмотр принципов распределения премиального фонда, выделяемого на каждое из подразделений ООО «Принт».

2. Повышение уровня психологического комфорта для работников сервисного отдела.

3. Предоставление работникам отдела продаж возможностей для проявления своих творческих способностей.

Рассмотрим предлагаемые мероприятия более подробно.

Мероприятие 1. Пересмотр принципов распределения премиального фонда, выделяемого на каждое из подразделений ООО «Принт».

Как показало проведенное во второй главе работы исследование, одной из насущных проблем в использовании для управления мотивацией персонала предприятия материальных стимулов является непрозрачность процесса распределения премиального фонда, выделяемого на каждое подразделение.

В настоящее время у работников ООО «Принт» отсутствуют четкие представления о том, под влиянием каких факторов начисляемые премиальные суммы увеличиваются. Соответственно, у персонала отсутствует понимание того, к достижению каких показателей им необходимо стремиться, чтобы увеличить собственный доход. А это может оказывать демотивирующее воздействие на работников. Следовательно, для устранения данного недостатка необходимо при распределении премиального фонда учитывать личный вклад каждого сотрудника в результаты деятельности всего предприятия.

Для определения показателя, характеризующего личный вклад того или иного работника в результаты деятельности ООО «Принт» предлагается использовать систему начисления баллов, представленную в таблице 5.

Таблица 5

Система показателей, используемых при определении показателя

личного вклада работника в результаты деятельности ООО «Принт»


Показатель

Значение,

баллов

Основание для начисления баллов

Выполнение плановых показателей по результатам месяца

+ 30

Ведомость,

заполняемая

начальником

отдела

Выполнение в течение рабочего дня работ сверх плановых показателей

+2

Нарушение трудовой дисциплины

-2

Срыв сроков выполнения работ

-10

Халатное выполнение трудовых обязанностей

-6

По окончании месяца для каждого работника определяется количество набранных им баллов (ЛБ - личные баллы), а также суммированием личных баллов всех сотрудников отдела определяется величина СЛБ (сумма личных баллов).

Далее выделенная на отдел сумма премиального фонда делится на значение СЛБ, тем самым определяется денежный эквивалент одного личного балла в месяце, за который осуществляется начисление премиального вознаграждения.

Наконец, определяется сумма премиального вознаграждения, начисляемого каждому из сотрудников отдела.

Таким образом, за счет предлагаемой системы распределения выделяемого на отдел премиального фонда будут достигнуты следующие результаты:

- процесс распределения премиального фонда станет прозрачным и совершенно понятным для работников отдела, величину начисленной тому или иному работнику премии будет легко аргументировать, что в значительной степени будет способствовать повышению степени материальной удовлетворенности этих сотрудников;

- наличие отрицательных баллов, а главное, знание сотрудниками их величины и причин начисления, послужит для них стимулом для более ответственного отношения к выполнению своей работы, что в целом окажет

положительное воздействие на эффективность функционирования всего предприятия в целом;

- будет исключен вариант несправедливого распределения премии в результате единоличного решения руководителя какого-либо подразделения, что также будет способствовать созданию более благоприятной атмосферы в подразделении и повышению удовлетворенности сотрудников организацией оплаты их труда.

Мероприятие 2. Повышение уровня психологического комфорта для работников сервисного отдела.

Современные исследователи сходятся во мнении, что производительность труда, а, значит, и уровень получаемых предприятием доходов находятся в прямой зависимости от психологического климата, сложившегося в коллективе.