Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические основы гендерных особенностей поведения при стрессе)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При рассмотрении стратегий и особенностей поведения в стрессовых ситуациях, необходимо учитывать гендерный аспект, так как реакция на стресс у мужчин и женщин различна. Согласно исследованиям Б. Г. Ананьева, женщины, в отличие от мужчин, реагируют на саму стрессовую ситуацию, а мужчины расходуют энергию еще до ее наступления. У последних это происходит уже при представлении об экстремальной ситуации, поэтому у мужчин можно выделить готовность к предстоящему стрессу, хотя для некоторых это может заканчиваться крахом, так как энергетически они уже израсходовали себя.

Опираясь на исследование Исаевой Е. Р., можно выделить несколько копингстратегий, присущие в большей мере женщинам, это «поиск социальной поддержки», «бегство» и «положительная переоценка».

На основе данных стратегий поведения можно выявить значительные различия реагирования на стресс между мужчинами и женщинами. Женщины чаще в трудных жизненных ситуациях обращаются за психологической поддержкой и помощью к социальному окружению, чем мужчины. Они испытывают повышенную потребность в общении, в близких эмоциональных отношениях.

Женщины чаще высказываются о своих бедах, чем мужчины, чаще просят помощи, чаще обращаются к врачам, испытывают страхи, тревогу, неврозы, но мужчины, внешне мало проявляют свою встревоженность и не показывая невротических симптомов, испытывают больший негативный эффект от стрессов, влияющий на их физическое здоровье.

Мужчины редко сообщают окружающим о своих проблемах, хотя так же тяжело и глубоко склонны переживать трудности и невзгоды. Поскольку общепризнанными социальными характеристиками стереотипа мужского ролевого поведения являются соревновательность и стремление к превосходству (доминированию), то склонность поделиться с кем-либо своими проблемами равноценна тому, чтобы признать себя слабым и неспособным, «проигравшим». Также было обнаружено, что женщины чаще прибегают к бегству от решения проблем, чем мужчины[7].

В стрессовой ситуации женщины коммуникативноречевые преимущества, преимущества в уровне вербальной/словесной памяти. Однако в реальных производственных и житейских ситуациях превосходство за мужчинами, поскольку они проявляют большую активность в разрешении проблем, имеют преимущества в скорости и координации движений, в пространственной ориентации, в математическом и логическом решении проблем, они более хладнокровны. Все эти особенности обусловливают факт, что мужчина берет на себя ответственность за принятие решений.


Наконец, женщины чаще мужчин используют когнитивную стратегию позитивной переоценки. Т.е. женщины в большей степени склонны искать положительные стороны в происходящих событиях, придавать трудностям новый смысл, тем самым, снижая и обесценивая для себя значимость этих событий.

В заключении, хотелось бы выделить, что знание гендерных особенностей поведения нам необходимо для предотвращения конфликтных ситуаций, недопонимания и для правильного выбора подхода к человеку в той или иной ситуации.

1.3. Особенности проявления психологического стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях в различных функциональных системах организма, а интенсивность нарушений может варьироваться от небольшого изменения эмоционального настроения до серьезных заболеваний, таких как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классифицировать стрессовые реакции, но для психологов наиболее перспективным является их разделение на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (в данном случае физиологические проявления также условно связанных с биохимическими и гормональными процессами)[8].

Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Nutt D.J. выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

  • настроение (например, волнение);
  • когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);
  • физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);
  • поведенческие реакции.

В соответствии с этим подходом, мы также отдельно рассмотрим поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно понимая, что между этими формами стрессовых проявлений существуют тесная объективная связь .

Нарушения дня могут быть выражены в снижении сна, смещении рабочих циклов в ночное время, отказе от полезных привычек и замене их неадекватными способами компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут быть выражены в увеличении количества ошибок в выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой производительности профессиональной деятельности. Ухудшается координация движений, их точность, соразмерность необходимых усилий[9].


Нарушения социальных и ролевых функций в условиях стресса выражаются в сокращении времени, которое отводится на общение с семьей и друзьями, увеличении конфликтов, снижении чувствительности во время общения, появлении различных признаков антиобщественного поведения. В то же время человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, которые могут проявляться в потере внимания к своей внешности. Бедствие отрицательно влияет на социальные отношения человека с другими людьми. Во время глубокого стресса могут существенно ухудшиться отношения с близкими и коллегами по работе до полного разрыва, а главная проблема остается нерешенной, а люди испытывают тяжелый опыт вины и отчаяния.

Студенты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом степень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.

Некоторые авторы четко не разделяют понятие "эмоциональный стресс" и "эмоциональная напряженность", отмечая, что для обоих явлений характерны изменения в мимике, проявления скованности движений, изменения в фонации и артикуляции речи, тремор мышц лица, рук и ног, такие поведенческие реакции, как суетливость или, наоборот, ступор [35; 36 - 39].

Приведем классификацию поведенческих проявлений эмоциональной напряженности, которые имеют место при стрессе:

· импульсивная (возбудимая) форма, связанная с чрезмерным возбуждением и понижением активности тормозного процесса, временным ухудшением дифференцировок. При этом преобладают ошибочные поспешные действия, появляется суетливость;

· тормозная ("торпидная") форма обусловливается обшей заторможенностью на основе развития охранительного торможения из-за значительного понижения ресурсов нервной системы;

· генерализованная ("гипобулическая") форма, характеризуемая непредсказуемостью, паническими действиями, стремлением не бороться с опасностью, а избежать се любым путем. При этом имеют место алогичные решения, беспорядочное поведение, в том числе реверсивные действия ("действия наоборот") -- поступки вопреки здравому смыслу[10].


При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, "эмоционального" полушария, и уменьшение влияния левой, "логической" половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации[11].

В. Л. Маршцук и В. И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний. По этому поводу они пишут:

"Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через "кривое зеркало"). Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и опенка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной. Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).


Глава 2.Анализ гендерного различия проявлений профессионального стресса

2.1.Гендерные различия в восприятия стресса у работников следственных органов

Выборку исследования составили 106 сотрудников следственных органов (62 мужчины и 44 женщины) в возрасте от 22 до 43 лет. Средний стаж работы в правоохранительных органах составил 5,6 лет. Все обследованные имели высшее юридическое образование и работали по специальности следователь. Исследование проводилось на базе более двадцати отделений полиции трех административных округов Министерства внутренних дел России – СЗАО, ЮЗАО, СВАО, в период времени c января по март 2017 г.

Методический комплекс включал следующие методы исследования:

 тест на определение профессионального стресса Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышникова)[12];

 симптоматический опросник SCL-90-R (Symptom Checklist-90-Revised), предназначенный для оценки паттернов психологических признаков симптоматических расстройств у психиатрических пациентов и здоровых лиц, позволяющий определить выраженность следующих симптоматических шкал: «соматизация», «обсессивность/компульсивность», «интерперсональная сензитивность (межличностная тревожность)», «депрессивность», «тревожность», «враждебность», «фобии», «паранойяльность», «психотизм». В методику включены также интегральные шкалы: «общий симптоматический индекс», «индекс проявления симптоматики» и «индекс выраженности дистресса»;

 методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, диагностирующая следующие компоненты «выгорания»: «напряжение», «резистенция», «истощения», образующие соответствующими шкалами: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «недовольство собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность», «личностная отстраненность «психосоматические и психовегетативные методика Л.И. Вассермана, направленная на диагностику совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях;