Файл: Новые банковские продукты как направление совершенствования современного банковского маркетинга (на примере ПАО «Сбербанк России»).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 3091
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы разработки нового банковского продукта в коммерческом банке
1.1. Бизнес-планирование как основа новых банковских продуктов
1.2. Этапы разработки нового банковского продукта коммерческого банка
2. Анализ деятельности ПАО «Сбербанк России»
2.1. Анализ основных экономических показателей ПАО «Сбербанк России»
2.2. Анализ структурных банковских услуг ПАО «Сбербанк России»
3. Разработка бизнес-плана по внедрению новой услуги в ПАО «Сбербанк России»
3.1. Разработка бизнес-плана плана ПАО «Сбербанк России»
Анализ рыночной среды и конкуренции
3.2. Расчет финансовой эффективности внедрения дистанционного кредитования в Банке
Введение
В условиях политической и экономической нестабильности, стабильное, динамическое развитие и надежность банка во многом зависит от эффективного процесса планирования деятельности. Однако, отрицательное влияние последствий мировых и внутренних экономических процессов в условиях уменьшения объемов ресурсов и доходов и увеличение затрат, заставляет отечественные банки повысить уровень эффективности процесса планирования, а именно бизнес-планирования. Т.к. в процессе планирования определяется цель деятельности, стратегия, условия и средства ее достижения, а сам бизнес-план является ключевой функцией управления в процессе принятия решений банком.
Планирование деятельности банковского учреждения реализуется в форме конкретного плана действий, в котором перечислены основные мероприятия, даты завершения определенных этапов работы, конкретные исполнители и уровень их ответственности, а также запланированные финансовые результаты.
Большинство ученых отмечают значительную роль эффективно организованной системы бизнеса-планирования в управлении коммерческими банками и их структурными подразделениями. Тем не менее, российские банкиры сталкиваются с недостаточностью отечественного опыта планово-прогнозной деятельности и несовершенством методических подходов к ее практической реализации. В настоящее время, состояние бизнеса-планирования в отечественных банках не позволяет достичь запланированных стратегических целей, а бизнес-план, даже если он существует, часто является формальным документом.
В экономической литературе вопросу бизнес-планирования банковской деятельность посвящено ограниченное число публикаций, среди которых следует выделить труды Н.В. Даник, Ж.М. Довгенко, В.Ю. Дудченко, О.В. Кравченко, Л.В. Кузнецовой, Т.В. Корниенко, О.С. Любунь, Ю.К. Маслова, О.С. Сергеевой. В связи с этим, проблема формирования эффективной системы бизнеса-планирования становится актуальной и значащей как для руководства отдельных подразделений кредитной организации и банковского менеджмента в целом, так и для клиентов.
Целью написания курсовой работы является разработка нового банковского продукта на примере ПАО «Сбербанк России».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность бизнес-планирования;
- исследовать этапы разработки банковского продукта;
- провести анализ основных экономических показателей ПАО «Сбербанк России»;
- проанализировать структуру банковских продуктов ПАО «Сбербанк России»;
- разработать бизнес-план банковского продукта ПАО «Сбербанк России» и оценить его эффективность.
Объектом работы является ПАО «Сбербанк России».
Предметом исследования является разработка нового банковского продукта ПАО «Сбербанк России».
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследований: системной оценки (при определении бизнеса-планирования, бизнес-плана), обобщение, сравнение, методы табличного изображения данных (при анализе места банковского учреждения на банковском рынке, анализе данных и др.), а также методы системного и структурно-логического анализа.
Информационной базой данной работы является: статистический материал за 2016 – 2017 гг., постановления и законодательные акты правительства РФ, работы российских и зарубежных экономистов, занимающихся вопросами управления эффективностью банковской системы.
1. Теоретические основы разработки нового банковского продукта в коммерческом банке
1.1. Бизнес-планирование как основа новых банковских продуктов
Процесс бизнеса-планирования деятельности банка является одним из этапов его финансового планирования, предусматривающий определение оптимальных способов реализации перспективных направлений развития бизнеса банка в среднесрочном периоде, который включает анализ возможности реализации нового направления, определение размеров привлечения дополнительных ресурсов, проведение оценки целесообразности реализации данного направления и разработку конкретных видов банковских услуг[1].
Бизнес-план банка является документом, в котором указан детальный порядок действий во время реализации определенного проекта. Например, нового банковского продукта. В связи с этим, бизнес-план является важной неотъемлемой частью тактического планирования и его поэтапной инструкцией[2].
Бизнес-план – четко структурированный документ внутрифирменного планирования, отражающий основные направления планирования производственной и коммерческой деятельности коммерческого банка, его наиболее значимые цели, предполагаемые средства достижения этих целей и уровень развития коммерческого банка после их достижения[3].
Потребность в бизнес-планировании вызвана следующими факторами[4]:
- во-первых, в последнее время, в банковское дело «приходят» люди, не руководящие ранее банковскими учреждениями и не имеющие специальной подготовки и не осознают весь круг проблем;
- во-вторых, экономическая среда, в которой функционируют банковские учреждения, чрезвычайно быстро изменяется, возрастает конкуренция. Это ставит руководителей банков перед необходимостью наиболее полно и оперативно учитывать эти изменения в своей деятельности[5];
- в-третьих, для активизации банковской деятельности необходимы средства, которые с помощью бизнес-плана можно получить при условии убеждения владельцев и инвесторов, в том числе и иностранных, в целесообразности их вложения именно в этот банк, или в конкретное направление его деятельности.
Цель разработки бизнес-плана - спланировать деятельность организации на ближайший период в соответствии с потребностям рынка и возможностями получения необходимых ресурсов[6].
Бизнес-план помогает решить такие основные задачи[7]:
- определить конкретные направления деятельности банка, целевые рынки и место банка на этих рынках;
- сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели банка, стратегию и тактику их достижения;
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены банком потребителям. Оценить затраты;
- выявить соответствие существующих кадров банка, условий мотивации их труда, предъявленным требованиям для достижения поставленных целей;
- предусмотреть риски, которые могут оказать препятствия практическому выполнению бизнес-плана и др.
Разработка бизнес-плана оказывает содействие проведению эффективной оценки и контроля деятельности банка[8]. Построение бизнес-плана направлено на обоснование целесообразности создания нового направления бизнеса в деятельности банка, а также для оценки результатов и эффективности банковского инвестирования в новые направления бизнеса[9].
Далее рассмотрим функции, которые выполняет бизнес-план коммерческого банка, которые, по нашему мнению, наиболее четко изложены автором Сатаевым А.М. [10]. Занесем их в таблицу 1.
Таблица 1
Основные функции бизнес-плана коммерческого банка
Внутренняя среда |
Внешняя среда |
|
|
Источник: таблица составлена автором на основании [35, с. 78]
В бизнес-плане рассматривается комплекс мероприятий научно-технического, технологического, информационного, организационного, финансового, социального характера, которые связаны с реализацией новых направлений банковской деятельности[11]. Основными элементами системы планирования в коммерческом банке являются[12]:
- информационная система, функционирующая в коммерческом банке и обеспечивающая информацией процесс планирования;
- методологический аппарат - совокупность средств и методов, которые используют для проведения планово-аналитической работы;
- планово-аналитическая служба - подразделение, осуществляющее аналитическую переработку данных и определяющая плановые показатели на определенный период.
Таким образом, в процессе составления бизнес-плана осуществляется подробная разработка финансово-экономической стороны стратегии, а также технико-экономического обоснования планируемых программ и мероприятий.
1.2. Этапы разработки нового банковского продукта коммерческого банка
С разработкой нового банковского продукта непосредственно связана разработка бизнес-плана, который представляет собой продолжительный и трудоемкий процесс, требующий определенных средств и затрат времени.
Правильная и рациональная разработка бизнес-плана предусматривает[13]:
- обеспечение взаимосвязи и согласованности в разработке отдельных разделов документа;
- четкое распределение обязанностей между исполнителями;
- обеспечение разработки бизнес-плана в определенные сроки;
- многовариантность планирования и выбор оптимального проекта;
- доведение основных положений документа ко всем заинтересованным лицам.
Бизнес-план составляют как работники банка, владеющие необходимыми теоретическими знаниями и практическим опытом в этом виде деятельности, так и приглашенные консультанты и эксперты[14].
Разработка бизнес-плана осуществляется в три этапа[15]:
- подготовительный период, на котором осуществляется подбор исполнителей, консультантов, экспертов, постановка задач и распределение обязанностей между исполнителями, разработка календарного графика выполнения работ, сбор исходящей информации;
- непосредственно разработка бизнес-плана – творческий процесс, который предусматривает многовариантность расчетов, согласование отдельных разделов, уточнение исходящей информации;
- презентация бизнес-плана - процесс доведения основных положений документа к владельцам и потенциальным клиентам, заинтересованным сторонам, работникам банка.
Начальные этапы бизнеса-планирования повторяют этапы составления стратегического плана. Завершающие этапы нацелены на разработку тактики и получение финансового плана, основу которого составляет прогнозный баланс и план доходов и расходов банка (рис. 1, приложение 1)[16]:
1. Ситуативный анализ. Такой анализ - основа любого планового процесса - базируется на регулярном мониторинге внешней среды и внутреннего состояния банка.
2. Уточнение миссии и целей развития банка, разработанных стратегий и плана действий. Поскольку рыночная ситуация и условия деятельности банка постоянно меняются, необходимо на основе свежих данных ситуативного анализа дать оценку адекватности и эффективности разработанных стратегий развития банка во всех сферах управленческой деятельности: маркетинга, управлении ресурсами и рисками, управления персоналом[17].