Файл: Основные функции менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что любая наука базируется на историческом опыте, чем самым позволяет избежать ошибок встречающихся на ранних этапах развития. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного.

Развитие науки управления показывает, что остались только самые ценные концепции, проверенные практикой и временем. Перестройка системы управления в нашей стране также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развития системы управления.

Создание новой системы управления в нашей стране необходимо для построения нового общества в условиях рыночных отношений. Управление в условиях рынка называется менеджментом.

Процесс эволюции рыночной экономики имеет большое значение для нашего государства. В условиях постоянно меняющейся внешней среды Россия пытается самоопределиться как на национальном, так и на мировом уровне. В то же время эффективная система управления лежит в основе экономического и социально-культурного развития.

Россия, в отличие от зарубежных стран, имеет небольшой опыт менеджмента в рыночной экономике. Наш опыт существенно отличается от западного тем, что он не копирует в чистом виде, а обрабатывает и обобщает опыт зарубежных коллег с чисто русскими особенностями менталитета и структуры экономики. Исходя из того, что законы экономики зависят от непредсказуемого человеческого выбора, развития социума, можно сделать вывод, что проблемы менеджмента имеют большое значение.

Подобно тому, как железная арматура скрепляет бетонные блоки здания, делая его крепким и устойчивым, так и менеджмент скрепляет общественные институты, обеспечивая социальную устойчивость. Речь идет о менеджменте на различных уровнях: начиная от государственного регулирования общественной жизни и заканчивая управлением на отдельно взятом предприятии.

Цель написания курсовой работы – рассмотреть особенности функций менеджмента на предприятиях России.

Задачи исследования:

  • дать общую характеристику основных функций управления;
  • раскрыть особенности реализации функций менеджмента в России;
  • выявить проблемы менеджмента в России;
  • раскрыть характерные черты функций менеджмента на зарубежных предприятиях;
  • отметить особенности функций менеджмента на крупных российских предприятиях;
  • раскрыть особенности функций менеджмента на крупных транснациональных компаниях;
  • особенности практических аспектов реализации функций менеджмента на ОАО «РЖД».

Объект исследования - генезис основных категорий и функций менеджмента в России и за рубежом.

Предмет исследования – особенности основных функций в системе менеджмента в практике российских предприятий.

Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература следующих авторов: Багаутдинова Н.Г., Банько, Н. А., Богатырев М.А, Бражник М.В, Вершигора Е.Е, Виханский О.С. Горбанев С.В, Горбунова О.И, Жильников А.Ю. , Зотина Т.О, Каргина Р.Ю. Королев В.И., Мавлонов Р.Г., Розанова Е.ВСмольников Д.С.

1 Теоретические основы функций менеджмента на отечественных и зарубежных предприятиях

1.1 Общая характеристика основных функций управления

При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Функция - это роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности. Другими словами, функция -это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. Такие функции называют основными (базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности [17, с.154].

Пример реализации основных функций менеджмента в торговом предприятии в представлен в таблице 1.

Таблица 1 9, с.44

Пример реализации основных функций менеджмента

Содержание

Основные функции менеджмента

Планирование

1) Регулирование плана продаж;

3) Определение смен продавцов.

Организация

1) Распределение обязанностей между продавцами;

2) Составление графика смен продавцов;

3) Отчет руководителя группы офисов региональному управлению о состоянии офисов.

Мотивация

1) Премии за выполнение плана;

2) Премии за перевыполнение плана;

3) Призовой кубок за самый большой процент выполняемости планов;

4) Увеличение премии по результатам недели за большой прирост мобильной выручки;

5) Закрытие недельного плана офиса увеличивает премию каждого сотрудника на 40%;

6) Штрафы за некачественные продажи (фиктивное выполнение планов с целью увеличения своей з/п);

7) Штрафы за невыполнение целевых показателей (мобильная выручка, общая выручка, сервисные показатели).

Контроль

1) Контроль выполнения планов;

2) Проверка уровня знаний продавца (ежемесячное тестирование);

3) Проверка качества работы продавцов с клиентами (тайный покупатель);

4) Плановые мероприятия по оценке знаний продавцов.

Координация

1) Совместная работа между руководителем группы офисов и управляющим

2) Работа между управляющим салона и продавцами;

3) Совместная работа между продавцами.


Несмотря на то, что функции менеджмента универсальны, однако на практике осуществляются специфически в связи с разными видами деятельности. Эффективная реализация основных функций менеджмента является источником успеха организации [22, с.68].

Конкурентоспособность организации во многом зависит от способности эффективно реагировать на факторы, которые оказывают влияние на ее деятельность. При реализации основных функций менеджмента необходимо учитывать слабые стороны предприятия и угрозы, с целью их нивелирования. А также изучать преимущества и возможности деятельности организации для эффективного развития [25, с.7]

1.2Особенности реализации функций менеджмента в России

Становление отечественного менеджмента берет свои истоки в системе управления РСФСР, а развитие в 90-е гг. прошлого века. В современной России многие менеджеры быстро сделали карьеру по причине слабой конкуренции. В наше время к власти приходят более успешные предприниматели и соответственно уровень квалификации нанимаемых менеджеров должен быть высоким. Бизнесу все больше требуются руководители, способные эффективно внедрять рациональные технологии управления, повышая при этом результативность компании [4, с.7].

Для успешной реализации функций менеджмента необходимо постоянное наращивание знаний и навыков менеджеров всех уровней. Менеджер должен творчески подходить к управлению и постоянно повышать свой профессионализм. Вначале XXI в. отечественные управленцы основываются на теорию и практику мирового менеджмента, что является положительным фактором на развитие российского бизнеса, однако довольно часто опыт внедрения западных технологий оказывается незначительным.

Современные ученые считают, что достаточно важным фактором современного менеджмента является психологической состояние персонала, ведь даже самые гениальные и смелые планы и идеи могут быть не реализованы из-за отсутствия энтузиазма и мотивации [20, с.333].

Хороший управленец должен быть мудрым и умеющим создавать правильное настроение в коллективе. Корпоративное чувство юмора, взаимное внимание в коллективе и компетенция менеджера приведут организацию к поставленным целям. Задачей хорошего менеджера является направление эмоций подчиненных и направление их в нужное русло, это называется – эмоциональная компетентность [19, с.120].


Эмоциональная компетентность является не только фактором для создания благоприятного микроклимата в коллективе, но и условием выживания в жесткой конкуренции. Хороших работников нужно уметь правильно мотивировать, с ними нужно уметь договариваться, иначе они могут уйти к конкурентам, что приведет к потерям в бизнесе.

Можно считать, что управленческие технологии дают широкие возможности, но и создают опасности. Это зависит от того как их применять. Перенос методов западного управления на российские предприятия может оказаться не успешными по причине разницы между потребностями и разницей менталитета.

Очень важно не упустить момент, когда необходимо внедрять ту или иную стратегию управления в зависимости от состояния персонала. Так например, можно вводить творческое начало, просто «наводить порядок» или применять жесткий менеджмент. Не сделанное вовремя перестроение может привести к потере квалифицированного персонала, а так же снижению конкурентоспособности компании [8, с. 318].

В теории менеджмента в последнее время все более частыми становятся колебания, выпускается очень много книг и статей. В бизнес – среде довольно часто меняется настроение, и когда–то актуальное решение становится не эффективным. Каждые идеи становятся фундаментом управленческой мысли современности, и если раньше они находились в центре исследований, то сейчас новые разработки сменяются довольно быстро. Поэтому каждый современный руководитель должен следить за очередными нововведениями. Среди менеджеров существует деление на тех, кто считает, что эффективный менеджмент – это методики и правила, используемые в любой ситуации, другие же уверены, что конкретная ситуация требует уникального решения. При выборе метода управления руководителю необходимо учитывать специфику различных подходов к организации бизнеса. Сфера рациональных решений ограничена крайностями веры в непогрешимость стандартных методов решения всех ситуации и крайностями веры в интуицию, когда ежедневно принимается правильное решение [16, с.177].

К современным идеям управления относятся: мотивация, лидерство, управление в условиях неопределенности и другие концепции.

В.Р. Веснин считает, что говоря о мотивации нельзя не сказать о А. Маслоу, который по праву считается лидером управленческой мысли в этой области. Маслоу считал, что хотя люди и имеют одни и те же цели, различная социальная культура влияет на выбор пути достижения, а полностью достичь своих целей, людям не дано. Поэтому на смену удовлетворенной потребности всегда приходит другая. Маслоу выделил 3 основных допущения, относительно человеческой сущности:


  • потребности людей никогда не будут удовлетворены;
  • состояние неудовлетворённости побуждает людей к действию;
  • существует иерархия потребностей [9, с. 11].

Рассматривая подробней иерархию, выполненную в форме пирамиды видно, что потребности расположенные в основании охватывают более широкий круг людей, это физиологические потребности в пище, воде, сне. Следующий уровень – потребность в безопасности, люди нуждаются в защите от опасностей и неопределенности в будущем. Третий уровень пирамиды называется потребность в принадлежности и причастности. Людям необходимо признание со стороны других людей. Далее следует потребность в уважении и признании. На самой вершине иерархии находится потребность в самореализации. Следует заметить, что форма пирамиды потребностей очень актуальна, т.к. у основания она шире, что показывает, что все люди нуждаются в пище и воде, а наверху видно, что потребность в самореализации необходима лишь части общества [12, с.138].

Эти потребности разделяются на две категории: дефицитные потребности к ним относят первые три и потребности роста и развития, к которым относятся потребность в уважении и самореализации. Дефицитные потребности удовлетворяются за счет внешних факторов, а потребности роста присущи человеку, его внутренним характеристикам.

Еще одна содержательная теория мотивации, разработанная МакКлелландом, говорит о том, что потребность в достижении в своем роде является основополагающей для экономического развития [19, с.123].

Еще одним научным направлением является решение проблем лидерства в управлении. Из истории управленческой мысли видно, что лидерство является важным направлением в любой цивилизации и сейчас привлекает к себе большое внимание.

На мой взгляд, в последние годы наблюдается позитивная тенденция развития России. Это, безусловно, влияет на формирование российского менеджмента, основными особенностями которого являются: наличие командных систем в организациях, преобладание в организациях формальных связей; авторитарный стиль управления; стремление менеджера над контролем всей организации; нежелание топ – менеджеров делегировать полномочия; слепое копирование западных методов управления [1, с. 8].

Бесспорно, вклад западных деятелей велик, однако, переносить их идеи на «российскую почву» недопустимо.

Вместе с тем, есть факторы, положительно влияющие на становление российского менеджмента: творческий подход к решению проблем; ориентация на гармонизацию отношений в коллективе; общинный образ жизни; стойкость, выносливость, работоспособность людей; стремление к инновациям. Несмотря на довольно малую часть перечисленных факторов, российский менеджмент все еще находится в стадии формирования и развития.