Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы функций менеджмента на отечественных и зарубежных предприятиях
1.1 Общая характеристика основных функций управления
1.2Особенности реализации функций менеджмента в России
1.3 Проблемы менеджмента в России
1.4 Характерные черты функций менеджмента на зарубежных предприятиях
2 Анализ практических особенностей реализации функций менеджмента в России и за рубежом
2.1 Особенности функций менеджмента на крупных российских предприятиях
2.2 Особенности функций менеджмента на крупных транснациональных компаниях
2.3 Анализ практики реализаций функций менеджмента на примере ОАО «РЖД»
Современный российский менеджмент, в зависимости от места его развития, имеет специфические и общие особенности.
К специфическим чертам относят: [22, с.65]
- национальные особенности;
- исторические особенности;
- географические условия;
- культура и прочее.
Нынешнее состояние менеджмента позволяет выделить четыре основных особенности:
- приоритеты в проблематике (антикризисное управление проблемами людьми);
- инфраструктура менеджмента и условия его существования (факторы менталитета, факторы общественного сознания, факторы уровня научного мышления);
- факторы уровня научного мышления затрудняющих или благоприятствующих появлению менеджмента;
- культурная среда.
- Подводя итог можно сказать, что история современного российского менеджмента в несколько раз короче западной истории. Отечественный бизнес очень быстро формирует то, на что западные тратили десятилетия. Способности бизнеса и общества защищать свои интересы во многом станут определять дальнейшее развитие российского менеджмента.
1.3 Проблемы менеджмента в России
Переходя к проблемам менеджмента в России, необходимо отметить, что наиболее важной проблемой современного менеджмента в нашей стране является проблема качества управленческих кадров, повышение требований к профессиональному уровню менеджеров, увеличение уровня их компетенций, которые направлены на возможность приносить хозяйствующему субъекту экономическую выгоду. Будущие управленцы стремятся получить образование в престижных бизнес-школах, формировать управленческое искусство, посещая управленческие поединки, приглашать в особо сложных ситуациях профессионалов-консультантов по управлению. Однако многие руководители не уделяют своему профессионализму и его росту достаточно внимания, полагая, что главное – обладать властью [23, с. 6].
Важнейшей проблемой, снижающей эффективность российского менеджмента, является проблема увеличения численности муниципальных госслужащих при постоянном сокращении аппарата управления. При данной проблематике остро ощущается нехватка профессиональных кадров, особенно из числа топ-менеджеров. В данном случае количество никоим образом не влечет за собой качество. Ссылаясь на исторический опыт, можно сказать, что численное увеличение управленцев в России в большинстве случаев не приводит к действенным результатам [14, с. 85].
Следующая проблема российского менеджмента порождается механизмом глобализации. В последние годы в мире произошли огромные конфигурации. Они касаются не только всех аспектов внутренней жизни стран, но и мирового порядка в целом. В то же время наблюдается увеличение темпов изменений. Не так давно очень модная «регионализация» перерастает в «глобализацию» и становится лишь неотъемлемой частью процесса перемен в мире. Действительно, сама глобализация в последнее время необычно ускорилась и практически вышла из-под контроля. Стараясь идти в ногу со всеми ускоряющимися изменениями в среде, менеджеры внедряют управленческие инновации без тщательного анализа их актуальности и осуществимости, без учета влияния изменений на персонал.
Особо стоит выделить проблему современного менеджмента в России, связанную с нерациональным использованием временных ресурсов. Рассматриваемая проблема возникает из-за неграмотных действий руководителя, таких как: отсутствие четкого плана работы, обратной связи между руководителем и подчиненным, недостаточно высокая мотивация труда рабочих. Без грамотного планирования времени, организация не сможет удерживать свои позиции на рынке среди конкурентов. Время - бесценный ресурс, который зачастую становится дефицитом. А управление временем – это, прежде всего управление самим собой, организацией, людьми с целью скорейшего решения возникших проблем.
Игнорирование интересов сотрудников руководителями предприятий, взгляд на них «свысока» также является большой проблемой в российском менеджменте.
Чаще всего руководители, занимая высокую должностную позицию, смотрят на линейных сотрудников «сверху вниз», не считая их вообще частью организации. Сотрудники выступают в роли «рабов», которые обязаны слушаться своего «начальника» и не перечить ему. Если же сотрудник попробует поговорить об этом с руководителем, можно быть уверенным – на следующий день такой работник больше не появится в организации. Все люди, работающие в организации, особенно на низких должностях, находятся в постоянном страхе, в частности, в страхе потерять свою работу, и лишиться они её могут лишь из-за одного неправильно сказанного слова. Не многие могут терпеть такое отношение к себе, ведь это просто-напросто ущемление их прав и свободы, и это также может послужить причиной для увольнения – безразличное отношение руководителя к подчинённым [15, с.31].
Более того, не редки случаи когда руководители не заинтересованы в том, чтобы обучать персонал, проводить различные тренинги, которые помогли бы качественно работать, не стремятся к какой – либо деятельности. Чаще сотрудники познают всё это в процессе работы у своих коллег, но при этом часто получают неточную информацию. Из-за этого возникают проблемы в работе с клиентами, когда сотрудник не может ответить на элементарные вопросы, не обладает информацией о предприятии, продукте, правилах и нормах, принятых на данном предприятии.
Несмотря на ряд проблем, с которым сталкивается современная наука управления в России, существуют определенные перспективы развития. Формирование российского менеджмента на предприятии должно полагаться не на влиятельные знакомства и семейные связи, а на индивидуальные способности каждого человека, его профессиональную подготовку, стремление к развитию и совершенствованию своих навыков и умений. Также при формировании кадрового резерва управления следует учитывать и деловые качества личности, а именно, настойчивость, целеустремленность и способность к восприятию новой информации.
Мир не стоит на месте, он находится в постоянном изменении и, следовательно, все сложнее принимать правильные решения, а последствия неверных решений могут повлиять не только на шансы отдельных индивидов, но и на целое общество. Анализ состояния современной экономики России, а также теории и практики управления, позволяет сформировать следующие пути решения проблем:
Формирование нового, молодого, инициативного поколения менеджеров, посредством государственной поддержки (специальные гранты для обучения за границей, управленческие резервы и т.д.);
Создание новой концепции обучения менеджменту (сеть государственных центров, университетов, НИИ, и их филиалов для обучения научному управлению, сфокусированных на предоставление обучающимся практических знаний); [22, с.160]
Принятие на федеральном уровне закона, запрещающего занятие в акционерных обществах постов управленцев среднего и высшего звена непрофессиональными менеджерами, создание единого реестра менеджеров с системой рейтинга;
Создание федерального научно-исследовательского центра, основной целью деятельности которого будет разработка отечественной научной школы менеджмента;
Развитие социальной сферы, как на государственном, так и на корпоративном уровне (нормативно-правовое регулирование этого вопроса, через закрепление соответствующих гарантий);
Реформа российского законодательства с целью защиты руководства и сотрудников предприятий от враждебных поглощений, рейдерских захватов, насильственного установления корпоративного контроля.
Таким образом, наиболее важной проблемой современного менеджмента в нашей стране является проблема качества управленческого персонала, повышения требований к профессиональному уровню специалистов, повышения уровня их компетенции, которые направлены на возможность приносить хозяйствующему субъекту экономическую выгоду.
Если современному поколению молодых специалистов в области менеджмента удастся решить эти проблемы, то в будущем в России наступят лучшие времена. Переход к рыночной экономике и выход России на мировую политическую арену, безусловно, должен сопровождаться созданием крепкой отечественной школы научного управления. Полезным и необходимым является перенос эффективных идей западного и восточного менеджмента на нашу российскую действительность, но не стоит забывать и о нашей истории, о наших собственных открытиях и наработках данной области.
Таким образом, Будущее нашей страны зависит от того, сможем ли мы создать сильное и функциональное внутреннее управление, поскольку это объективная необходимость. В последнее время прослеживается эволюция в понимании необходимости эффективного менеджмента как на отдельно взятом предприятии, так и в масштабах всей страны.
1.4 Характерные черты функций менеджмента на зарубежных предприятиях
Развитие теории и практики менеджмента берет свое начало с 30-х годов XX века. Именно тогда эта деятельность трансформировалась в отдельную профессию, а соответственно – и отдельную дисциплину. Следовательно, изучение зарубежного опыта осуществления производственного менеджментаявляется актуальным и будет способствовать совершенствованию как теоретических знаний, так и практических навыков в области управления организацией в условиях российской рыночной экономики.
Американская школа менеджмента, по оценке специалистов, уже длительное время занимает ведущее место в мире. Первые упоминания менеджмента в начале XX века связаны с научной теорией управления Тейлора. Данное открытие было определено переносом идей инженерных наук на управление производством. Однако вскоре эта теория показала свою несостоятельность
Следующий шаг в развитии зарубежной управленческой мысли представила теория принципов управления, основу которой составили принципы администрирования, направленные на построение организационных структур и систем.
По окончании Второй мировой войны американское экономическое превосходство стало бесспорным, а их методы управления постепенно стали распространяться по всему миру (менеджерами, преподавателями), а основателями методов управления и теоретиками данного направления стали ученые Маслоу, Герцберг, Друкер, Лайкерт, Фейгенбаум.
В это же время в западных школах бизнеса и в университетах сформировались два крупнейших научных направления:
– одно из них было ориентировано на владение количественными методами управления организацией на основе быстро развивающихся средств вычислительной техники;
– второе направление – на людей, труд которых лежит в основе всех результатов, а стимулом является мотивация труда.
На рубеже 1970-х гг. XX века доминирующей во всей управленческой мысли стала идея о том, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к существующему многообразию внешней и внутренней среды. Именно период 70-80-х гг. характеризуется интенсивным поиском связей между видами среды и различными методами управления, т.е. произошел переход от универсализма к ситуационному подходу.
Последовавший в 70-х гг. XX века мировой энергетический кризис ознаменовался открытием в 80-х гг. организационной культуры как важного инструмента управления [25, с.8].
В 1990 гг. в управлении получили развитие такие новые тенденции, как осознание значения материально-технической базы современного производства и оказания услуг, что обусловлено как развитием вычислительной техники в управлении, так и достижениями технического прогресса. Данное направление получило название технократизма. Особенностью управленческой мысли, характерной для 1990-х гг. также стало усиление международного характера управления. На данном этапе своего развития менеджмент как область знаний и как профессия становится интернациональным.
В США формирование и развитие школ бизнеса и менеджмента является частью инфраструктуры образования и управления и имеет трехступенчатую структуру:
– после окончания средней школы обучение в течение 4-х лет в университете и получение степени бакалавра;
– затем двухгодичное образование по программе магистратуры;
– наивысшая степень – обучение в течение трех- четырех лет с обязательной защитой научной работы и последующим присвоением ученой степени доктора наук.
Ведущая роль американского менеджмента в современном мире неоспорима, особенно в части развития теории и практики. Однако это, по-нашему мнению, не требует обязательного исполнения в российской практике их требований и рекомендаций, но знать и уметь использовать лучшее из зарубежной практики представляется необходимым и полезным.
Опыт управления в Западной Европе получил свое развитие позже американского. В 30-е гг. XX века с началом зарождения в Европе первых промышленных организаций примером управления ими служило абсолютистское государство со своим административным аппаратом. Этот принцип монархического управления переносился на управление организацией, по которому предприниматель являлся абсолютным «властелином» своих подчиненных и обязан был предоставлять им определенную защиту.