Файл: «Профессиональный стресс в управленческой деятельности.».pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
К признакам негативного воздействия профессионального стресса относятся: пессимизм, регулярные ошибки в решениях поставленных задач, низкая концентрация на работе, несобранность, забывчивость, беспокойство, тревога, депрессия, межличностные конфликты, нарушение сроков, регулярные больничные, прогулы, низкая самооценка, неэффективная работа, чрезмерная самокритика, жалобы потребителей продукции, недальновидное планирование, потеря клиентов, регулярные опоздания на работу, нехватка рабочего времени для решения поставленных задач, раздражительность, негативные эмоции, неконструктивная критика, злословие, сплетни, регулярные перепады настроения, несчастные случаи, увеличение веса либо дистрофия, усиленное потребление алкоголя, кофеина, никотина, лекарств, проблемы со сном, низкий интерес к работе.
Таким образом, профессиональный стресс имеет положительные и отрицательные (негативные) последствия для работников.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования – выявить особенности профессионального стресса и удовлетворенности трудом у менеджеров-руководителей «Челябинские городские электрические сети» (ПО «ЧГЭС»).
Задачи исследования:
1. Определить уровень профессионального стресса и удовлетворенности трудом у работников ПО «ЧГЭС»;
2. Выявить связь между уровнем профессионального стресса и удовлетворенности трудом у работников ПО «ЧГЭС»;
3. Выявить значимые различия в степени выраженности профессионального стресса в группах с разным стажем работы работников ПО «ЧГЭС»;
4. Выявить значимые различия в удовлетворенности трудом в группах с разным стажем работы работников ПО «ЧГЭС».
Выборка – женщины (30 человека) и мужчины (10 человек) в общем количестве 40 человек, работающие в ПО «ЧГЭС».
Для изучения особенностей профессионального стресса и психического состояния менеджеров были выбраны следующие методики.
Для диагностики уровня профессионального стресса и удовлетворенности трудом использовались методики «Шкала психологического стресса PSM25» (шкала PSM25 Лемура – Тесье – Филлиона), «Шкала оценки стрессогенности ПТС на рабочем месте» (Н. Водопьянова, Е. Старченкова), «Методика определения удовлетворенности трудом» (А.В. Батаршева).
2.2. Результаты эмпирического исследования
По методике «Шкала психологического стресса PSM25», которая позволяет выявить интегральный показатель психической напряженности, было обнаружено, что среди работников ПО «ЧГЭС» у 4 человек выявлен средний уровень стресса, у 36 – низкий уровень стресса (рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение по уровню выраженности психологического стресса
Секторы диаграммы на рисунке 2 обозначает количество человек с разной степенью выраженности стресса (по результатам исследования это работники со средним и низким уровнем стресса). Таким образом, диагностика позволяет говорить о том, что большая часть работников (36 человек) психологически адаптирована к рабочим нагрузкам и не испытывает нервно-психического напряжения, связанного с решением профессиональных задач.
У четырех человек есть признаки психического дискомфорта и состояния дезадаптации, и если ситуация не будет меняться, это может привести к высокому уровню стресса, для преодоления которого необходимо будет применение широкого спектра средств и методов для снижения нервно– психической напряженности, психологической разгрузки,изменения стиля мышления и жизни.
Далее по методике «Шкала оценки стрессогенности ПТС на рабочем месте» была выявлена степень выраженности личных переживаний или отношение к ситуациям:
• повторяемость (оценка временной характеристики ситуации);
• эмоциональная напряженность (субъективная оценка внутренних ресурсов);
• личная значимость (оценка полезности ситуации для будущего);
• неконтролируемость (неопределенность собственных ресурсов управления ситуацией);
• продуктивность (оценка внутренних ресурсов);
• неопределенность (оценка открытости пространства ситуации).
В результате было обнаружено, что среди работников ПО «ЧГЭС» по разным показателям методики меньшая часть участников исследования (от 1 до 3 человек) попадает в зону высокой выраженности стресса (рисунок 3), большая часть (от 27 до 33 человек) – попадает в зону риска и имеет средний уровень стресса, от 6 до 11 человек по разным шкалам имеют низкие показатели стресса.
Рисунок 3. Распределение по степени выраженности личных переживаний или отношение к ситуациям
Столбцы на рисунке 3 обозначают количество человек с разной степенью выраженности личных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью. Таким образом, диагностика позволяет говорить о том, что большая часть опрошенных работников находится в зоне риска, у них обнаружен средний уровень стресса при решении профессионально трудных ситуаций и наличие нервно-психического напряжения, связанного с решением профессиональных задач. При этом, анализируя данные по всем показателям, были обнаружены следующие результаты (таблица 1, приложение 1).
Таблица 1
Распределение показателей профессионального стресса по количеству людей
Кол-во человек |
Данные по всем 7 показателям профессионального стресса |
||
низкий уровень, количество шкал |
средний уровень, количество шкал |
высокий уровень, количество шкал |
|
2 |
7 |
0 |
0 |
3 |
6 |
1 |
0 |
1 |
5 |
2 |
0 |
1 |
4 |
3 |
0 |
5 |
3 |
4 |
0 |
2 |
2 |
5 |
0 |
14 |
1 |
6 |
0 |
1 |
0 |
7 |
0 |
2 |
0 |
6 |
1 |
6 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Итого: |
34 |
45 |
5 |
В таблицы 3 приведено распределение людей в зависимости от того, по какому количеству показателей у них выявлены высокие, средние и низкие значения профессионального стресса.
В результате можно говорить о том, что у одиннадцати человек из сорока (это респонденты, у которых присутствуют высокие показатели профессионального стресса) выявлены признаки восприятия профессиональных ситуаций как стрессогенных, что приводит к снижению эффективности работы, ухудшению психологического климата в коллективе, осложнению взаимоотношений с руководством и т.д.
Двадцать семь человек (это респонденты, у которых выявлено сочетание низких и средних показателей профессионального стресса, но отсутствуют высокие) находятся в зоне риска и в случае отсутствий изменений в восприятии профессиональных ситуаций как стрессогенных, возможно увеличение уровня стресса до высокого.
И только два человека воспринимают профессиональные ситуации без нервно-психического напряжения и не испытывают стресс (это респонденты, у которых присутствуют только низкие показатели профессионального стресса). Далее представим результаты исследования уровня удовлетворенности трудом.
По «Методике определения удовлетворенности трудом» рассматривались такие показатели как:
• интерес к работе,
• удовлетворенность достижениями в работе,
• удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками,
• удовлетворенность взаимоотношениями с руководством,
• уровень притязаний в профессиональной деятельности,
• предпочтение выполняемой работы высокому заработку,
• удовлетворенность условиями труда,
• профессиональная ответственность.
Результаты исследования представлены на рисунке 4.
Рисунок 4.Показатели удовлетворенности трудом
Столбцы на рисунке 4 обозначают количество человек с разной степенью выраженности удовлетворенности профессиональной деятельностью (высокая, средняя, низкая) по разным показателям (интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда и профессиональная ответственность).
Так самая высокая удовлетворенность наблюдается у показателей взаимоотношений с сотрудниками (32 человека), достижениями в работе (22 человека) и удовлетворенность условиями труда (19 человек). Самая высокая неудовлетворенность трудом выявлена по шкале предпочтение выполняемой работы высокому заработку (20 человек). Средний и низкий уровни удовлетворенности преобладают по шкале уровень притязаний в профессиональной деятельности (17 и 16 человек соответственно). У показателей интерес к работе, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством и профессиональная ответственность преобладает средний уровень удовлетворенности трудом у работников (25, 23 и 20 человек соответственно).
Таким образом, можно говорить о том, что для опрошенных менеджеров ПО «ЧГЭС» большое значение имеет заработная плата, в случае предложения работы с большим заработком, возможно предпочтение другой работы. Также по результатам исследования можно говорить о том, что примерно половина опрошенных считает возможным внести вклад в коррекцию работы службы, в которой работают, а также перейти на должность выше уровнем в тарифно-разрядной сетке. Также наблюдается наличие хороших взаимоотношений с сотрудниками и высокая удовлетворенность достижениями в работе.
В результате можно сделать вывод, что наиболее удовлетворены сотрудники взаимоотношениями и достижениями в работе. Самая высокая неудовлетворенность связана с показателями предпочтения выполняемой работы высокому заработку и уровня притязаний в профессиональной деятельности. По шкалам «интерес к работе», «взаимоотношения с руководством», «профессиональная ответственность» преобладает средняя удовлетворенность. Наблюдается высокая и средняя удовлетворенность условиями труда.
Для определения связи между уровнем профессионального стресса и удовлетворенности трудом использовался метод корреляционного анализа (таблица 2).
Таблица 2
Корреляционные связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом
интерес к работе |
удовлетворенность достижениями в работе |
удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками |
удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
уровень притязаний в профессиональной деятельности |
предпочтение выполняемой работы высокому заработку |
довлетворенность условиями труда |
профессиональная ответственность |
|
шкала психол.стресса PSM25 |
-,114 |
-,304 |
-,410** |
,357* |
,129 |
-,101 |
-,087 |
-,033 |
повторяемость |
-,158 |
-,408** |
-,189 |
-,333* |
,226 |
-,296 |
-,468** |
,099 |
эмоциональная напряженность |
-,182 |
-,020 |
-,499*** |
,057 |
,354* |
,121 |
,246 |
,343* |
личная значимость |
-,309* |
-,428** |
-,099 |
,421** |
,118 |
-,447** |
-,511*** |
-,088 |
неконтролируемость |
-,201 |
-,218 |
-,271 |
-,215 |
,310* |
-,224 |
-,377* |
,084 |
продуктивность |
-,226 |
-,271 |
-,097 |
-,105 |
-,103 |
-,077 |
-,193 |
,152 |
неопределенность |
-,118 |
-,419** |
-,411** |
-,214 |
,096 |
-,212 |
-,456** |
-,029 |
В ячейках таблицы 4 приведены коэффициенты корреляции между показателями профессионального стресса и удовлетворенности профессиональной деятельностью. Звездочками обозначен уровень значимости корреляционных связей. Как видно из таблицы 4, наибольшее количество статистически значимых корреляционных связей (5) наблюдается между показателями удовлетворенности трудом и показателем профессионального стресса – личная значимость (оценка полезности ситуации для будущего). Все указанные корреляционные связи отрицательные. Это говорит о том, что чем выше показатели стресса из-за нетактичного поведения (или несправедливого отношения) руководителя, тем ниже удовлетворенность профессиональной ситуацией, а именно люди менее проявляют интерес к работе (r=-0,309, p<0,05), снижается удовлетворенность достижениями в работе(r=-0,428, p <0,01), удовлетворенность взаимоотношениями с руководством(r=-0,421, p<0,01), увеличивается предпочтение выполняемой работы высокому заработку(r=-0,447, p<0,01).