Файл: «Профессиональный стресс в управленческой деятельности.».pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
Также видно из результатов исследования, что удовлетворенность условиями труда имеет много связей с профессиональным стрессом. Все указанные корреляционные связи отрицательные. Это говорит о том, что ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения (r=-0,428, p <0,01), нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководителя (r=-0,511, p <0,001), необходимость делать работу за других без морального и материального вознаграждения(r=-0,377, p <0,001), грубость и несдержанность коллег (потребителей) (r=-0,456, p<0,01) связано со снижением уровня удовлетворенности условиями труда.
У интегрального показателя психической напряженности (PSM25) наблюдаются отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками(r=-0,410, p<0,05). Это говорит о том, что состояние напряженности, взволнованности, постоянных переживаний, сильного возбуждения, связано не только с ухудшением физического состояния работников, но и с взаимоотношениями в коллективе и с руководством.
У показателя профессионального стресса – повторяемость(оценка временной характеристики ситуации) наблюдаются отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности достижениями в работе(r=-0,408, p<0,01). Это говорит о том, что ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения связана с 56 ухудшением взаимоотношений сотрудников с руководством, а также связано с отрицательным влиянием на субъективное мнение об условиях труда в организации и снижением удовлетворенности работников от достижений в труде.
У показателя профессионального стресса – эмоциональная напряженность (субъективная оценка внутренних ресурсов) наблюдаются положительные и отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности трудом. Это говорит о том, что увеличение эмоциональной напряженности связано с уменьшением удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками (r=-0,499, p <0,001), а также с увеличением уровня притязаний в профессиональной деятельности (r=0,354, p<0,05) и профессиональной ответственности(r=0,343, p<0,05).
У показателя неконтролируемость (неопределенность собственных ресурсов управления ситуацией) также наблюдаются положительные и отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности трудом. Это говорит о том, что увеличение показателя стресса – неконтролируемость связано с уменьшением удовлетворенности условиями труда(r=-0,377, p<0,05), но при этом также связано с увеличением уровня притязаний в профессиональной деятельности(r=0,310, p<0,05).
При этом у показателя продуктивности (оценка внутренних ресурсов) отсутствуют значимые корреляционные связи с показателями удовлетворенности трудом. То есть, продуктивность деятельности, характеризующаяся отношением работников к сбоям в работе из-за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия, не связана с удовлетворенностью трудом. У показателя профессионального стресса –неопределенность (оценка открытости пространства ситуации) выявлены отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности достижениями в работе(r=-0,419, p<0,01), взаимоотношениями с сотрудниками(r=-0,411, p<0,01) и условиями труда(r=-0,456, p<0,01).
Это говорит о том, что 57 грубость и несдержанность коллег (потребителей) связаны с ухудшением взаимоотношений в коллективе, снижением удовлетворенности предоставляемыми в организации условиями труда, а также снижением уровня удовлетворенности сотрудников достижениями в работе. Самые большие корреляционные коэффициенты с высокими уровнями значимости обнаружены между шкалами «эмоциональная напряженность» и «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками»(r= -0,499, p <0,001), а также между показателями личной значимости и удовлетворенности условиями труда (r=-0,511, p<0,001).
Это свидетельствует о наиболее тесной связи данных показателей. То есть, увеличение эмоциональной напряженности, которая возникает при опоздании на работу сотрудников, отсутствии их на рабочем месте, частых отгулах, нетрезвом состоянии, связано с уменьшением удовлетворенности взаимоотношениями с ними. А также можно говорить о том, что удовлетворенность условиями труда имеет значимую связь с отношением руководства к сотрудникам, а именно: нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководства, связано со снижением удовлетворенности организацией труда на предприятии, ухудшением мнения сотрудников об условиях труда на своей работе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что имеются значимые корреляционные связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом работников ПО «ЧГЭС». При этом обнаружены отрицательные корреляционные связи между интегральным показателем психической напряженности (PSM25) и показателями удовлетворенности взаимоотношений с сотрудниками, руководством; между показателем стресса «повторяемость» и удовлетворенностью достижениями в работе, взаимоотношениями с руководством и условиями труда; между показателем «эмоциональная напряженность» и удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками; между показателем стресса «личная значимость» и показателями удовлетворенности: интерес к работе, достижения в работе, взаимоотношения с руководством, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда; между показателем «неконтролируемость» и удовлетворенностью условиями труда; между показателем стресса «неопределенность» и показателями удовлетворенности достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками, условиями труда.
Также обнаружены положительные корреляционные связи между показателем стресса «эмоциональная напряженность» и показателем уровень притязаний в профессиональной деятельности, а также профессиональной ответственностью; между показателем «неконтролируемость» и показателем удовлетворенности «уровень притязаний в профессиональной деятельности».
По полученным результатам можно говорить о подтверждении гипотезы 1 – существуют значимые связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом у работников ПО «ЧГЭС».
Глава 3. Психологические рекомендации по предупреждению и коррекции профессионального стресса
Деятельность по предупреждению профессионального стресса руководителей организации была организована на базисе психологической структуры личности и включала различные направления коррекции исходя их методологических принципов (принципы деятельности, системности, развития). В процессе коррекционной работы у субъектов коррекции (руководителей) формировалось понимание, каким должен быть результативный руководителя организации – это лидер, способный вести за собой всю команду и служить примером успешности.
Проведение тренинга «Бесконфликтное поведение, которое включало в себя:
- индивидуальные консультации;
- мини-лекции;
- деловые игры.
Место проведения тренинга: офисное помещение
Исполнитель: психолог
Форма работы: групповая форма, тренинг.
Участники: руководители и сотрудники организации.
Структура тренинга включает в себя три блока.
Основной блок тренинга посвящен проработке вопросов, связанных с работой по снижению уровня агрессивности и тревожности личности руководителей; коррекции мотивационной сферы.
В программе коррекционной работы активно использовались тематические мини-лекции. Их актуальность обусловлена тем, что продуктивная работа руководителей достижима лишь при условии полного включения всех лидеров подразделений в систему коммуникативных связей и социальных процессов. Лекции проходили по следующему плану.
- Вводный этап.
- Организационный момент.
- Подготовка аудитории к восприятию лекционного материала.
- Основная часть. Работа с лекционным материалом.
а) Основные понятия (например, понятие «конфликт»).
б) Типы поведения в конфликтных ситуациях.
в) Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними.
г) Манипуляции в профессиональной деятельности и способы противостояния им.
III. Заключительная часть. Подведение итогов лекции.
Длительность лекционного занятия составляет 1 академический час (45 мин.).
Лекции знакомили руководителей с основными понятиями, давались примеры различных практических ситуаций, способы выхода из них, использовался тематический наглядный материал.
В ходе мини-лекций у руководителей расширялись знания и представления по определенной проблеме, лекция давала необходимую минимальную теоретическую базу, подводила аудиторию к самостоятельным выводам по проблеме (так, во время лекции происходило знакомство с типами конфликтных ситуаций, конфликтными типами личности, способам противостояния манипуляциям в профессиональной деятельности, о негативной роли высокого уровня агрессивности и прочее).
В дальнейшем материал, полученный в ходе мини-лекции, закреплялся и отрабатывался в групповых тренинговых занятиях. Тренинговые процедуры содержали игры, упражнения, дискуссии, тесты, обобщающие упражнения, наглядные пособия. Тренинг «Бесконфликтное поведение» представлял собой 3-х дневное занятие по 1 часу в день.
Рассмотрим тематическое планирование занятий тренинга (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Тематическое планирование занятий
№ |
Минут |
Тема занятия |
Цель |
Процедура проведения:* |
|
---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 день Конфликты в профессиональной деятельности |
|||||
Раздел I. Вводный блок. Азы общения |
|||||
1 |
5 минут |
Знакомство участников с тренером (ведущим тренинга) |
- снять отчуждение между группой и тренером |
На данном занятии тренинга ведущий рассказывает немного о себе (знакомится), а так же доводит до группы цель, задачи и порядок проведения тренинга. |
|
2 |
2 минуты |
Упражнение «Приветствие без слов» |
-сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания; -обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе. |
Далее участникам предлагают поприветствовать друг друга используя только средства мимики м пантомимики. Далее участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. |
|
3 |
3 минуты |
Упражнение «Фигурные построения» |
Продолжение таблицы 1
4 |
4 минуты |
Упражнение «Дюжина» |
«Интеллектуальная разминка», тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию. |
Участники расположены в кругу. Водящий показывает на любого из них и называет число от 2 до 12. Тот, на кого показал водящий, демонстрирует на пальцах названное число (если оно больше 10, то в два приема). Тот, кто стоит справа от него, демонстрирует на пальцах число на единицу меньше, следующий правый сосед – еще на единицу меньше и т.д., пока не будет достигнут ноль. Кто ошибется или замешкается – выбывает из игры. |
|
---|---|---|---|---|---|
Раздел II. Основной блок. Конфликты в профессиональной деятельности |
|||||
1 |
10 минут |
Дискуссия «Нужны ли нам конфликты?» |
- сформулировать позитивные последствия конфликтов в коллективе; -определить собственный стиль выхода из конфликта. |
Знакомство участников тренинга со стратегиями выхода из конфликтной ситуации: разбирались реальные ситуации. Каждый участник определил собственный стиль выхода из конфликта, проанализировав свои сильные стороны и наметив новые пути решения некоторых старых проблем. |
|
2 |
8 минут |
Упражнение «Перетягивание газеты» |
Упражнение демонстрирует важную особенность переговоров – ориентацию на дальнейшее сотрудничество. |
Участники разбиваются на пары. Каждая пара берет одну газету. Эту газету нужно свернуть в трубочку. Участники встают так, чтобы между ними было расстояние в один метр. Встают на одну ногу другую, придерживают рукой. Во второй руке газета и по команде тренера все стремяться, перетягивая газету вывести противника из равновесия. Усилия нужно дозировать так, чтобы газета не прорвалась. |
Продолжение таблицы 1
3 |
8 минут |
Мини-лекция «Конфликты в профессиональной деятельности» |
Повысить коммуникативную компетентность руководителей и сотрудников для успешного разрешения конфликтных ситуаций |
Ведущий тренинга рассказывает теоретические возможности профилактики конфликтов, прогнозирования поведения, разрешения и управление конфликтными ситуациями и улучшения отношений. |
---|---|---|---|---|
4 |
20 минут |
Упражнение «Письмо мэру» |
Научиться формировать навык аргументированного отстваивания своей позиции |
Участникам предлагается разделиться на две группы, одна из которых временно будет исполнять функции мэра, а другая функции горожан. Группа горожан должна придумать претензии мэру в виде письма, а группа мэра должна ответить на все претензии горожан не создавая конфликта. Потом группы меняются. |
Раздел III. Заключительный блок. Обратная связь. |
||||
2 день Конфликтные типы личностей. |
||||
Раздел I. Вводный блок. |
||||
1 |
5 минут |
Игра-приветствие |
Развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе. |
Участники рассказывают группе о жестах приветствия, принятых у различных народов. |
2 |
15 минут |
Групповая дискуссия «Каналы власти» |
Определить какие умения, навыки, качества необходимы для того, что бы руководить людьми и добиваться результатов в работе |
Участники по мере значимости утверждения должны определить какими сочетаниями каналов власти пользуются в жизни и какими бы они хотели, чтобы использовали их руководители. |