Файл: «Профессиональный стресс в управленческой деятельности.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также видно из результатов исследования, что удовлетворенность условиями труда имеет много связей с профессиональным стрессом. Все указанные корреляционные связи отрицательные. Это говорит о том, что ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения (r=-0,428, p <0,01), нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководителя (r=-0,511, p <0,001), необходимость делать работу за других без морального и материального вознаграждения(r=-0,377, p <0,001), грубость и несдержанность коллег (потребителей) (r=-0,456, p<0,01) связано со снижением уровня удовлетворенности условиями труда.

У интегрального показателя психической напряженности (PSM25) наблюдаются отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками(r=-0,410, p<0,05). Это говорит о том, что состояние напряженности, взволнованности, постоянных переживаний, сильного возбуждения, связано не только с ухудшением физического состояния работников, но и с взаимоотношениями в коллективе и с руководством.

У показателя профессионального стресса – повторяемость(оценка временной характеристики ситуации) наблюдаются отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности достижениями в работе(r=-0,408, p<0,01). Это говорит о том, что ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения связана с 56 ухудшением взаимоотношений сотрудников с руководством, а также связано с отрицательным влиянием на субъективное мнение об условиях труда в организации и снижением удовлетворенности работников от достижений в труде.

У показателя профессионального стресса – эмоциональная напряженность (субъективная оценка внутренних ресурсов) наблюдаются положительные и отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности трудом. Это говорит о том, что увеличение эмоциональной напряженности связано с уменьшением удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками (r=-0,499, p <0,001), а также с увеличением уровня притязаний в профессиональной деятельности (r=0,354, p<0,05) и профессиональной ответственности(r=0,343, p<0,05).

У показателя неконтролируемость (неопределенность собственных ресурсов управления ситуацией) также наблюдаются положительные и отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности трудом. Это говорит о том, что увеличение показателя стресса – неконтролируемость связано с уменьшением удовлетворенности условиями труда(r=-0,377, p<0,05), но при этом также связано с увеличением уровня притязаний в профессиональной деятельности(r=0,310, p<0,05).


При этом у показателя продуктивности (оценка внутренних ресурсов) отсутствуют значимые корреляционные связи с показателями удовлетворенности трудом. То есть, продуктивность деятельности, характеризующаяся отношением работников к сбоям в работе из-за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия, не связана с удовлетворенностью трудом. У показателя профессионального стресса –неопределенность (оценка открытости пространства ситуации) выявлены отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности достижениями в работе(r=-0,419, p<0,01), взаимоотношениями с сотрудниками(r=-0,411, p<0,01) и условиями труда(r=-0,456, p<0,01).

Это говорит о том, что 57 грубость и несдержанность коллег (потребителей) связаны с ухудшением взаимоотношений в коллективе, снижением удовлетворенности предоставляемыми в организации условиями труда, а также снижением уровня удовлетворенности сотрудников достижениями в работе. Самые большие корреляционные коэффициенты с высокими уровнями значимости обнаружены между шкалами «эмоциональная напряженность» и «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками»(r= -0,499, p <0,001), а также между показателями личной значимости и удовлетворенности условиями труда (r=-0,511, p<0,001).

Это свидетельствует о наиболее тесной связи данных показателей. То есть, увеличение эмоциональной напряженности, которая возникает при опоздании на работу сотрудников, отсутствии их на рабочем месте, частых отгулах, нетрезвом состоянии, связано с уменьшением удовлетворенности взаимоотношениями с ними. А также можно говорить о том, что удовлетворенность условиями труда имеет значимую связь с отношением руководства к сотрудникам, а именно: нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководства, связано со снижением удовлетворенности организацией труда на предприятии, ухудшением мнения сотрудников об условиях труда на своей работе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что имеются значимые корреляционные связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом работников ПО «ЧГЭС». При этом обнаружены отрицательные корреляционные связи между интегральным показателем психической напряженности (PSM25) и показателями удовлетворенности взаимоотношений с сотрудниками, руководством; между показателем стресса «повторяемость» и удовлетворенностью достижениями в работе, взаимоотношениями с руководством и условиями труда; между показателем «эмоциональная напряженность» и удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками; между показателем стресса «личная значимость» и показателями удовлетворенности: интерес к работе, достижения в работе, взаимоотношения с руководством, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда; между показателем «неконтролируемость» и удовлетворенностью условиями труда; между показателем стресса «неопределенность» и показателями удовлетворенности достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками, условиями труда.


Также обнаружены положительные корреляционные связи между показателем стресса «эмоциональная напряженность» и показателем уровень притязаний в профессиональной деятельности, а также профессиональной ответственностью; между показателем «неконтролируемость» и показателем удовлетворенности «уровень притязаний в профессиональной деятельности».

По полученным результатам можно говорить о подтверждении гипотезы 1 – существуют значимые связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом у работников ПО «ЧГЭС».

Глава 3. Психологические рекомендации по предупреждению и коррекции профессионального стресса

Деятельность по предупреждению профессионального стресса руководителей организации была организована на базисе психологической структуры личности и включала различные направления коррекции исходя их методологических принципов (принципы деятельности, системности, развития). В процессе коррекционной работы у субъектов коррекции (руководителей) формировалось понимание, каким должен быть результативный руководителя организации – это лидер, способный вести за собой всю команду и служить примером успешности.

Проведение тренинга «Бесконфликтное поведение, которое включало в себя:

  1. индивидуальные консультации;
  2. мини-лекции;
  3. деловые игры.

Место проведения тренинга: офисное помещение

Исполнитель: психолог

Форма работы: групповая форма, тренинг.

Участники:  руководители и сотрудники организации.

Структура тренинга включает в себя три блока.

Основной блок тренинга посвящен проработке вопросов, связанных с работой по снижению уровня агрессивности и тревожности личности руководителей; коррекции мотивационной сферы.

В программе коррекционной работы активно использовались тематические мини-лекции. Их актуальность обусловлена тем, что продуктивная работа руководителей достижима лишь при условии полного включения всех лидеров подразделений в систему коммуникативных связей и социальных процессов. Лекции проходили по следующему плану.

  1. Вводный этап.
  2. Организационный момент.
  3. Подготовка аудитории к восприятию лекционного материала.
  4. Основная часть. Работа с лекционным материалом.

а) Основные понятия (например, понятие «конфликт»).

б) Типы поведения в конфликтных ситуациях.

в) Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними.


г) Манипуляции в профессиональной деятельности и способы противостояния им.

III. Заключительная часть. Подведение итогов лекции.

Длительность лекционного занятия составляет 1 академический час (45 мин.).

Лекции знакомили руководителей с основными понятиями, давались примеры различных практических ситуаций, способы выхода из них, использовался тематический наглядный материал.

В ходе мини-лекций у руководителей расширялись знания и представления по определенной проблеме, лекция давала необходимую минимальную теоретическую базу, подводила аудиторию к самостоятельным выводам по проблеме (так, во время лекции происходило знакомство с типами конфликтных ситуаций, конфликтными типами личности, способам противостояния манипуляциям в профессиональной деятельности, о негативной роли высокого уровня агрессивности и прочее).

В дальнейшем материал, полученный в ходе мини-лекции, закреплялся и отрабатывался в групповых тренинговых занятиях. Тренинговые процедуры содержали игры, упражнения, дискуссии, тесты, обобщающие упражнения, наглядные пособия. Тренинг «Бесконфликтное поведение» представлял собой 3-х дневное занятие по 1 часу в день.

Рассмотрим тематическое планирование занятий тренинга (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Тематическое планирование занятий

Минут

Тема занятия

Цель

Процедура проведения:*

1

2

3

4

5

1 день Конфликты в профессиональной деятельности

Раздел I. Вводный блок. Азы общения

1

5 минут

Знакомство участников с тренером (ведущим тренинга)

- снять отчуждение между группой и тренером

На данном занятии тренинга ведущий рассказывает немного о себе (знакомится), а так же доводит до группы цель, задачи и порядок проведения тренинга.

2

2 минуты

Упражнение «Приветствие без слов»

-сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания;

-обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.

Далее участникам предлагают поприветствовать друг друга используя только средства мимики м пантомимики.

Далее участники хаотично перемещаются по помещению.

По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры.

3

3 минуты

Упражнение «Фигурные построения»


Продолжение таблицы 1

4

4 минуты

Упражнение «Дюжина»

«Интеллектуальная разминка», тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Участники расположены в кругу. Водящий показывает на любого из них и называет число от 2 до 12. Тот, на кого показал водящий, демонстрирует на пальцах названное число (если оно больше 10, то в два приема). Тот, кто стоит справа от него, демонстрирует на пальцах число на единицу меньше, следующий правый сосед – еще на единицу меньше и т.д., пока не будет достигнут ноль. Кто ошибется или замешкается – выбывает из игры.

Раздел II. Основной блок. Конфликты в профессиональной деятельности

1

10 минут

Дискуссия «Нужны ли нам конфликты?»

- сформулировать позитивные последствия конфликтов в коллективе;

-определить собственный стиль выхода из конфликта.

Знакомство  участников тренинга со стратегиями выхода из конфликтной ситуации: разбирались реальные ситуации. Каждый участник определил собственный стиль выхода из конфликта, проанализировав свои сильные стороны и наметив новые пути решения некоторых старых проблем.

2

8 минут

Упражнение «Перетягивание газеты»

Упражнение демонстрирует важную особенность переговоров – ориентацию на дальнейшее сотрудничество.

Участники разбиваются на пары. Каждая пара берет одну газету. Эту газету нужно свернуть в трубочку. Участники встают так, чтобы между ними было расстояние в один метр. Встают на одну ногу другую, придерживают рукой. Во второй руке газета и по команде тренера все стремяться, перетягивая газету вывести противника из равновесия. Усилия нужно дозировать так, чтобы газета не прорвалась.

Продолжение таблицы 1

3

8 минут

Мини-лекция «Конфликты в профессиональной деятельности»

Повысить коммуникативную компетентность руководителей и сотрудников для успешного разрешения конфликтных ситуаций

Ведущий тренинга рассказывает теоретические возможности профилактики конфликтов, прогнозирования поведения, разрешения и управление конфликтными ситуациями и улучшения отношений.

4

20 минут

Упражнение «Письмо мэру»

Научиться формировать навык аргументированного отстваивания своей позиции

Участникам предлагается разделиться на две группы, одна из которых временно будет исполнять функции мэра, а другая функции горожан. Группа горожан должна придумать претензии мэру в виде письма, а группа мэра должна ответить на все претензии горожан не создавая конфликта. Потом группы меняются.

Раздел III. Заключительный блок. Обратная связь.

2 день Конфликтные типы личностей.

Раздел I. Вводный блок.

1

5 минут

Игра-приветствие

Развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.

Участники рассказывают группе о жестах приветствия, принятых у различных народов.

2

15 минут

Групповая дискуссия «Каналы власти»

Определить какие умения, навыки, качества необходимы для того, что бы руководить людьми и добиваться результатов в работе

Участники по мере значимости утверждения должны определить какими сочетаниями каналов власти пользуются в жизни и какими бы они хотели, чтобы использовали их руководители.