Файл: Стратегическое управление развитием корпоративных информационных систем.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность, значение и особенности корпоративных информационных систем
1.2 Технология информационной деятельности
1.3 Описание системы показателей оценки эффективности разработки информационной системы
Глава 2. Анализ информационного корпоративного управления на примере АО «АЭРОКОМПОЗИТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.3 Определение областей информационного обеспечения требующих модернизации
Рассмотрев некоторые особенности ЭД, преимущества и недостатки его использования, а также некоторые юридические аспекты, следует обратить внимание также на структуру ЭД и базовые задачи управления документами, которые объяснят причину рассмотрения концепции документа как объекта, состоящего из множества составляющих, полезных для бизнес-процессов документооборота.
Накопление документов, существующих в электронном виде, а также критически важных для бизнеса, растет в компаниях в быстрых темпах. Одной из основных проблем последнего десятилетия является не столько количество документов, сколько потребность во взаимосвязанной системе для работы с ними.
Раньше, в большинстве случаев, система управления документами поддерживалась за счет разрозненных средств, начиная от папок на файловой системе и электронной почты и заканчивая специализированными приложениями. При этом бизнес-логика, иными словами совокупность правил, принципов и зависимостей работы с документами в ИС, формально нигде не была закреплена, а с документами работали сотрудники отдела документационного отдела. Соответственно, возникла потребность в системе, которая решает проблему организации информации в рамках единого процесса.
Первые три десятилетия развития информационных технологий основное внимание уделялось структурированным данным, процессам их сбора, хранения и обработки. Для работы с неструктурированной информацией использовались простые инструменты, на примере текстовых редакторов. Однако в конце 90-ых годов сложилась ситуация критической точки, когда более 80-ти % всей корпоративной информации стало храниться в виде неструктурированных документов, при этом системы, которые должны были обеспечивать надежное хранение и доступ отсутствовали.
Таким образом, следует вывод о том, что накопленные массивы электронной информации, хранящейся в электронных документах, являются ценнейшим интеллектуальным активом организации, ее корпоративной памятью, следовательно, нуждаются в механизмах анализа содержимого документов. При этом интеллектуальные активы должны быть легкодоступны и надежно сохранены. Обеспечить эти потребности позволяет концепция управления корпоративной информацией призванная объединить разрозненные технологии, поддерживающие работу с неструктурированной информацией.
КИС, обладающая такой концепцией обработки корпоративной информации, должна быть настраиваема и адаптируема к окружающим внешним факторам. Невыполнение этого требования может привести к тому, что ИС, по истечении некоторого времени, перестанет выполнять свои функции из-за изменений в организационной структуре компании, ее внешнем окружении, спектре выполняемых работ. Все эти изменения неизбежно ведут к соответствующим изменениям системы понятий, которыми оперирует компания, тематике и структуре документов, классификации документов и способах организации архива.
Проблемы, возникающие при создании такой КИС, не охватываются традиционными подходами к автоматизации документооборота в компании и не решаются статистическими и лингвистическими методами полнотекстового поиска в базе данных документов.
В таком случае требуется применение интеллектуальных решений, семантических технологий с ориентацией задач управления документами (поиск, анализ, классификация, каталогизация, хранение) на понимание информационной системой содержания документа, его семантики. Одной из главных проблем анализа неструктурированных электронных документов является большое количество разнородного содержимого в документе. Если каждый элемент (слово или строку) подвергать анализу, то время извлечения данных и знаний резко возрастет и, в таком случае, не будет удовлетворять требованиям пользователей.
В то же время очевидно, что не все элементы документа несут полезную информацию, а в силу гибкости естественных языков формально различные слова (синонимы и пр.) на самом деле означают одинаковое понятие. Все эти процессы проходят в рамках выполнения процесса семантического индексирования – механизма, с помощью которого поисковый инструмент определяет не только соответствие содержимого документа ключевым запрашиваемым словам, но и определяет неявные семантические связи ключевого запроса. Таким образом, устранение описанных проблем выполняется на этапе предварительной обработки документа.
В связи с этим, первым этапом семантического индексирования, предшествующим непосредственному извлечению данных из документа и последующей их обработки, является этап структурирования данных документа. При системном подходе к вопросу извлечения из ЭД знаний, необходимо иметь соответствующий подход к определению структуры документа и его элементов.
1.3 Описание системы показателей оценки эффективности разработки информационной системы
Экономическая эффективность в самом общем смысле есть сравнение результатов хозяйственной деятельности с затраченными на эту деятельность ресурсами: трудовыми, материальными, природными [6].
Эффективность предприятия — категорий, отражающий соответствие предприятия целям и интересам его участников и выражаемая соответствующей системой показателей.
Для оценки эффективности деятельности предприятия выделяют две группы показателей:
- Показатели прибыльности
Ключевыми показателями прибыли являются:
- валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимостью, которая характеризует эффективность сделок, то есть способность продать товар дороже стоимости его изготовления;
- себестоимость – прямые затраты, связанные непосредственно с разработкой информационной системы;
- прибыль от продажи – разница между валовой прибылью и расходами, связанными с продажей продукции и администрированием, характеризует эффективность обычной деятельности фирмы, то есть деятельности по производству или оказанию услуг;
- прибыль до налогообложения – разница между всеми доходами и расходами фирмы, которая характеризует суммарный результат обычной и прочих видов деятельности;
- чистая прибыль – разница между налогооблагаемой прибылью и суммой налога на прибыль, подлежащим уплаты в бюджет, характеризует прибыль, заработанную для собственников фирмы, то есть прирост собственного капитала;
- нераспределенная прибыль – разница между чистой прибылью и выплатами собственникам, характеризует величину прибыли, которую собственники оставили в компании для ее дальнейшего развития.
- Показатели рентабельности
Обычно к ключевым показателям рентабельности относят:
- маржу - долю валовой прибыли в выручке (процент стоимости, который нужно добавить, чтобы получить цену);
- наценку - долю валовой прибыли в себестоимости;
- рентабельность продаж – долю чистой прибыли в выручке;
- рентабельность активов – долю чистой прибыли в активах;
- рентабельность собственного капитала – долю чистой прибыли в собственном капитале.
Кроме разделения на показатели прибыльности и показатели рентабельности показатели эффективности еще принято делить на:
- Относительные – показывают соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и являются своего рода платой за достижение данного результата.
- Абсолютные – отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный промежуток времени.
Основные принципы оценки эффективности деятельности предприятия базируются на основе учета влияния инфляции и учета (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков. Чаще всего для оценки эффективности применяют абсолютные показатели:
- валовая прибыль – разница между валовым доходом и издержками, связанными с получением дохода;
(6) |
- операционная прибыль (прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль) – вычисляется как разница валовой прибыли и амортизации;
(7) |
- чистый операционный доход (чистая прибыль) – разница между операционной прибылью, налогами и процентами по кредитам;
(8) |
- чистый операционный денежный поток (в основном используется как база для расчета других показателей) – вычисляется как сумма чистой прибыли и амортизации;
(9) |
- чистая приведенная стоимость – разница между суммой дисконтированных денежных потоков и первоначальными инвестициями.
(10) |
где
I0 – начальные инвестиции, i – месячная ставка дисконтирования [7].
Расчёт NPV показывает оценку эффекта от инвестиции, приведённую к настоящему моменту времени с учётом разной временной стоимости денег. Если NPV больше 0, то инвестиция экономически эффективна, а если NPV меньше 0, то инвестиция экономически невыгодна. Именно с помощью NPV можно вычислить срок окупаемости деятельности предприятия.
Для вычисления всех названных показателей сначала вычисляют ставку дисконтирования. Ставка дисконтирования отражает стоимость привлеченного капитала с учетом временного фактора и рисков.
Существует несколько способов расчета ставки дисконтирования. Выделяют кумулятивный и укрупненный метод оценки ставки дисконтирования.
- Кумулятивный метод ставки дисконтирования представляет собой расчет по следующей формуле:
(11) |
где
Emin – минимальная реальная ставка дисконтирования (как правило, за минимальную реальную ставку дисконтирования принимают 30-летние государственные облигации США).
I – уровень инфляции.
r – премия за риск.
Премия за риск также является вычисляемым показателем, и представляет собой следующую сумму:
(12) |
Страновой риск можно узнать из различных источников, публикуемых рейтинговыми агентствами и консалтинговыми фирмами. Размер премии за риск, характеризующий ненадежность участников проекта не должен быть выше 5%. Риск неполучения предусмотренных доходов устанавливается в зависимости от цели проекта.
- Укрупненный метод предполагает расчет средневзвешенной стоимости капитала (WACC), которая учитывает стоимость собственного капитала и стоимость заемных средств:
, |
(13) |
где
Re – ставка доходности собственного капитала.
E – рыночная стоимость собственного капитала.
D – рыночная стоимость заемного капитала.
V – сумма стоимости займов и собственного капитала.
Rd – ставка доходности заемного капитала.
t – ставка налога на прибыль.
Ставка доходности собственного капитала (Re) вычисляется по формуле:
(14) |
где
Rf – безрисковая ставка дохода.
β – коэффициент, определяющий изменение цены на акции компании по сравнению с изменением цен на акции по всем компаниям данного сегмента рынка.
Rm – среднерыночная ставка доходности на фондовом рынке (Rm – Rf – премия за рыночный риск).
Полученная ставка дисконтирования является годовым номинальным значением, которое не используется для вычисления реальных экономических показателей, поэтому с учетом временной стоимости денег вычисляется реальная ставка дисконтирования (годовая и месячная, в зависимости от того, какой период рассматривается).
- реальная годовая ставка дисконтирования:
(15) |
- реальная месячная ставка дисконтирования:
(16) |
Глава 2. Анализ информационного корпоративного управления на примере АО «АЭРОКОМПОЗИТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
В процессе развития мировой авиационной промышленности возникла потребность создания в нашей стране производства гражданских самолетов нового поколения, превосходящих по своим техническим характеристикам свои западные аналоги. В этой связи при разработке перспективного отечественного самолета новой модификации Sukhoi Superjet 100 и ближне-среднемагистрального лайнера МС-21 ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» сделала выбор в пользу создания совершенного аэродинамического крыла из полимерных композиционных материалов.
2 декабря 2008 года в целях развития и реализации данного направления было образовано АО «АЭРОКОМПОЗИТ». Учредителями выступили: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» и ООО «Прогресстех» (позднее компания «Прогресстех» вышла из состава акционеров).