Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «ТУРБИНА») (Теоретические основы управления конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия ).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия
1.1. Содержание конкурентных отношений на рынке автотранспортных услуг
1.2. Критерии качества автотранспортных услуг
1.3. Оценка и механизм управления конкурентоспособностью автотранспортных услуг
Глава 2 Общая характеристика и анализ конкурентоспособности услуг автотранспортного предприятия
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности услуг ООО «ТУРБИНА»
3.1. Рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности транспортно-экспедиционных услуг
3.2. Расчет экономического эффекта от внедрения в эксплуатацию нового подвижного состава
3.3. Расчет экономического эффекта от внедрения логистической программы АвтоТрекер
Алгоритм распределения доставок может быть представлен в следующем виде:
- изучить состояние выполнения заявок за истекшие сутки, выявить перенесенные доставки, определить возможность водителей на ранний выход на работу;
- получить информацию о техническом состоянии транспортных средств;
- внимательно изучить комментарии к заявкам. В зависимости от целевой направленности комментария проконтролировать его выполнение;
- внимательно изучить географию, ассортимент и тоннажи, указанные в заявке, объем загрузки в автомобиль, их совместимость при погрузке и транспортировке;
- уточнить время доставки к клиенту;
- исходя из выше сказанного, выявить объединяемые заявки, обязательно учитывая время осуществления заявки, географическое расположение и укладываемость груза при загрузке;
- выявив совместимые доставки, распределить их по количеству машин.
Особым фактором повышения конкурентоспособности и качества транспортных услуг является использование логистической концепции использования автотранспорта.
Данный подход заключается в том, что при планировании доставок необходимо учитывать все требования клиента и особенности погрузочно-разгрузочных работ, географического расположения мест разгрузки и технического состояния транспортного средства. Помимо этого такие моменты как оформление сопроводительных документов, информационное обеспечение, мониторинг выполнения доставки должны быть четко отлажены. Необходимо провести инструктаж персонала отделов логистики, транспортного и отдела технической эксплуатации автотранспорта на предмет распределения и оперативного использования информации, а также проведения мероприятий по устранению возникших проблем.
Работа отдела логистики должна быть направлена на получение максимально полной информации о заказе, а также контроль за выполнением данного заказа и предоставлением информации клиенту о выполнении его заказа. Для этого необходимо при принятии заявки на доставку выяснить следующие данные: номенклатура, тоннажи, адрес доставки (схема проезда), желаемое время доставки, особенности разгрузки, наличие на объекте доверенности на получение груза, способ приемки груза, качество подъездных путей, контактные телефоны и ответственные лица. На основании полученных данных и из расчета имеющихся заявок нужно распределить заявки согласно алгоритма распределения заявок.
После распределения заявок и выяснения количества автомашин, необходимых для осуществления имеющихся заявок, отдел логистики подключает к работе транспортный отдел и отдел технической эксплуатации автотранспорта. Функции этих отделов заключаются в предоставлении отделу логистики необходимого количества автотранспорта.
После распределения автотранспорта на имеющиеся заявки вся информация передается на склад, где осуществляется, непосредственно, загрузка автотранспорта.
После выпуска автомобилей в рейс задачей отдела логистики является мониторинг выполнения доставок.
3.2. Расчет экономического эффекта от внедрения в эксплуатацию нового подвижного состава
На автотранспортном предприятии «ТУРБИНА» используются грузовые автомобили марки МАЗ 543205 с полуприцепом МАЗ 938662-041. Предлагается ввести в эксплуатацию полуприцеп с тентом МАЗ 975830-3012, имеющий большую грузоподъемность и дополнительную степень сохранности. Эта мера позволит усилить такие позиции по отношению к конкуренту, как:
- расширение спектра оказываемых услуг,
- диверсификация деятельности на рынке транспортных услуг,
- модернизация автомобильного парка транспортного предприятия.
Основные технико-экономические показатели работы используемого в «ТУРБИНА» и предлагаемого варианта подвижного состава представлены в таблице 9.
При внедрении в эксплуатацию более совершенного подвижного состава экономия, подученная за счет более высоких технико-эксплуатационных показателей новых конструкций автомобилей должна обеспечивать дополнительный экономический эффект.
Экономическую эффективность новых конструкций автомобилей для автотранспортного предприятия можно оценить годовым экономическим эффектом, рассчитанным по формуле:
Таблица 9
Технико-экономические показатели работы подвижного состава
№ |
Наименование показателя |
МАЗ 543205 с полуприцепом МАЗ 938662-041 |
МАЗ 543205 с полуприцепом МАЗ 975830-3012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Грузоподъемность, т |
11,5 |
16 |
2 |
Коэффициент использования грузоподъемности |
0,83 |
0,83 |
3 |
Коэффициент использования пробега |
0,77 |
0,77 |
4 |
Средняя техническая скорость, км/ч |
47 |
47 |
5 |
Среднее расстояние перевозки, км |
110 |
110 |
6 |
Время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч |
0,32 |
0,44 |
7 |
Время работы на линии, ч |
9 |
9 |
8 |
Коэффициент выпуска автомобиля на линию |
0,72 |
0,72 |
9 |
Переменные расходы на 1 км пробега, руб. |
6,6 |
15,6 |
9.1 |
Амортизационные отчисления на 1 км, руб. |
1,5 |
4,5 |
10 |
Накладные расходы на 1 час работы, руб. |
18,6 |
25,7 |
11 |
Сдельные расценки за 1 т., руб. |
7,5 |
4,5 |
12 |
Сдельные расценки за 1 ткм., руб. |
0,63 |
0,68 |
13 |
Страховые взносы, % |
32 |
32 |
14 |
Норма амортизационных отчислений на восстановление производственно-технической базы, % |
11,8 |
11,8 |
15 |
Общий объем капиталовложений, руб. |
553000 |
980000 |
15.1 |
Оптовая цена, руб. |
473400 |
852000 |
15.2 |
Стоимость производственно-технической базы в расчете на 1 автосредство, руб. |
75150 |
105000 |
16 |
Срок службы подвижного состава, лет |
8 |
8 |
, (10)
где автомобиль марки МАЗ 543205 с полуприцепом МАЗ 938662-041 обозначается системой показателей с индексом 1, а показатели, соответствующие предлагаемому типу подвижного состава – МАЗ 543205 с полуприцепом МАЗ 975830-3012 будут обозначаться индексом 2;
Цап – оптовая цена автопоезда, руб.
ТРр – прирост производительности (объема транспортной работы) подвижного состава, ткм.
R – коэффициент реновации (восстановления) по каждому виду подвижного состава.
Е – коэффициент эффективности капиталовложений, Е = 0,15
И – годовые издержки эксплуатации у потребителя при использовании им базового или нового средства труда, руб.
К – сопутствующие капитальные вложения (без учета стоимости рассматриваемых средств труда), т.е. стоимость производственно-технической базы, руб.;
Значение коэффициента реновации определяется по формуле:
(11)
где На – среднегодовая норма амортизации на каждый вид подвижного состава,
На = 10%;
Тсл – срок службы подвижного состава.
Далее для каждого из автопоездов произведем расчет показателей производительности:
а) общий годовой пробег по формуле:
, км (12)
км
км
где Тн – время работы на линии, ч.
vT – средняя техническая cкорость, км/ч.
- длина ездки с грузом, км.
– время простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой, ч
– коэффициент использования пробега.
– коэффициент выпуска автомобилей на линию.
б) автомобиле-часы работа АТП за год по формуле:
, авт. ч (13)
авт. ч
авт. ч
где ан – коэффициент выпуска автомобилей на линию.
в) годовой грузооборот АТП по формуле:
, т.км (14)
где g – грузоподъемность:
- коэффициент использования грузоподъемности;
т.км
т.км
Прирост производительности
г) годовой объем: перевозок АТП по формуле:
, т (15)
т
т
Следующим этапом станет расчет себестоимости 1 ткм по каждому виду подвижного состава, при этом используем формулу:
, руб. (16)
где – переменные расходы на 1 км, пробега, р\б.
,
- накладные расходы на 1 час работы, руб.;
,
- годовой объем заработной платы с отчислениями, в свою очередь рассчитываемый по формуле:
, руб. (17)
руб.
руб.
где – сдельные расценки за 1 т, руб.
,
- сдельные расценки за1т.км, руб.
,
Далее по формулам (18) и (19) определим годовые эксплуатационные затраты АТП при использовании им нового и заменяемого типа подвижного состава в расчете на объем продукции, соответствующий использованию новой техники:
, руб. (18)
, руб. (19)
где Сав – сумма амортизационных отчислений на восстановление подвижного состава на 1 км, руб.;
- норма амортизационных отчислений на восстановление производственно-технической базы в расчете на один автопоезд, %;
– стоимость производственно-технической базы, руб.
Рассчитав все указанные показатели, обобщим результаты и определим годовой экономический эффект, получаемый автотранспортным предприятием от использования новой конструкции автопоезда за весь экономически целесообразный срок службы.
Заключительным этапом определения эффективности от внедрения нового типа подвижного состава станет расчет срока окупаемости капитальных вложений и коэффициента их эффективности соответственно по формулам (20) и (21):
, (20)
, (21)
Результаты расчетов сведем в таблицу 10.
Таблица 10
Технико-экономические показатели замены автомобиля МАЗ 543205 с полуприцепом МАЗ 938662-041 на автомобиль МАЗ 543205 с полуприцепом МАЗ 975830-3012
№ |
Наименование показателя |
МАЗ 543205 с полуприцепом МАЗ 938662-041 |
МАЗ 543205 с полуприцепом МАЗ 975830-3012 |
Отклонение |
1 |
Грузоподъемность, т |
11,5 |
16 |
+4,5 |
2 |
Себестоимость 1 ткм, руб. |
1,90 |
2,56 |
+0,66 |
3 |
Годовые эксплуатационные затраты, руб. |
2341837 |
2117429 |
-224408 |
4 |
Годовой экономический эффект, руб. |
– |
622376 |
– |
5 |
Срок окупаемости, лет |
– |
1,6 |
– |
6 |
Коэффициент эффективности капиталовложений |
– |
0,62 |
– |
Как видно из итоговой таблицы 10 использование нового типа подвижного состава на «ТУРБИНА» позволит уменьшить годовые эксплуатационные затраты на 224480 р., срок окупаемости полуприцепа МАЗ 975830-3012 составит 1,6 лет, а коэффициент эффективности капиталовложений будет равен 0,62.
3.3. Расчет экономического эффекта от внедрения логистической программы АвтоТрекер
В условиях, когда компании приостанавливают свою активную деятельность по разработке, продаже или оказанию услуг, все силы присутствующих на рынке компаний и организаций должны быть направлены на удержание собственных позиций путем сокращения издержек, резкого снижения расходов и оптимизации работы в целом.
Поддержкой и инструментом достижения поставленных целей и задач компаний при любом экономическом фоне страны является IT решения для автоматизации основных бизнес процессов.
Трудные этапы в экономике страны, искусственные или естественно создаваемые, это всегда новые возможности для развития каждого участника рынка и тех отраслей экономики, которых наиболее остро коснулись проблемы управления и планирования своих расходов.
Без соответствующей IT системы невозможно обеспечить получение данных и информации для адекватного управления в компании, прогнозирования, планирования и контроля.
Одним из способов эффективного управления является логистическая программа АвтоТрекер. Экономический результат от внедрения складывается из многих составляющих, основными из них являются:
- Резкое снижение убытков, причиняемых хищениями, приписками, нецелевым использованием транспортных средств и другими злоупотреблениями водителей. По результатам эксплуатации уже установленных систем, размер этих потерь составляет, на большинстве автопредприятий 20-30% эксплуатационных расходов на автомобиль;
- Повышение эффективности использования автопарка, выполнение максимального объема перевозок минимальным числом автомобилей;
- Повышение привлекательности услуг данного автопредприятия для существующих и потенциальных клиентов, выражающиеся в росте заказов на перевозки.
Использование в работе предприятия программы АвтоТрекер усилит такие позиции по отношению к конкурентам, как:
- полное и эффективное удовлетворение потребностей металло-торгующих компаний (основных клиентов автотранспортного предприятия) в транспортных услугах;
- разработка мер по снижению затрат автотранспортной организации;
- повышение качества обслуживания клиентов за счет применения логистической концепции распределения автотранспорта с учетом его технического состояния и требований клиента.
Экономическая эффективность на основе фактических данных, полученных от пользователей программы АвтоТрекер ее разработчиками [30]: