Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «ТУРБИНА») (Теоретические основы управления конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия ).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия
1.1. Содержание конкурентных отношений на рынке автотранспортных услуг
1.2. Критерии качества автотранспортных услуг
1.3. Оценка и механизм управления конкурентоспособностью автотранспортных услуг
Глава 2 Общая характеристика и анализ конкурентоспособности услуг автотранспортного предприятия
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности услуг ООО «ТУРБИНА»
3.1. Рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности транспортно-экспедиционных услуг
3.2. Расчет экономического эффекта от внедрения в эксплуатацию нового подвижного состава
3.3. Расчет экономического эффекта от внедрения логистической программы АвтоТрекер
Введение
Услуги транспортно-экспедиционных компаний облегчают работу грузоотправителей в части организации доставки продукции и позволяют выбрать рациональный способ и маршрут транспортировки. Возможность и способность транспортно-экспедиционных компаний качественно реализовывать востребованные рынком транспортные услуги оказывают влияние на повышение их конкурентоспособности и приводят к удовлетворению требований грузоотправителей и грузополучателей в процессе товародвижения.
Современные тенденции в организации предпринимательства обуславливают необходимость организации транспортно-экспедиционной деятельности, направленной на повышение качества услуг, способствующей наиболее полному удовлетворению потребностей и достижению целей партнеров по бизнесу.
Специфика рынка транспортных услуг заключается в том, что для успешной деятельности на этом рынке необходимо не только анализировать основные тенденции его развития, состояние внешней и внутренней среды, но и осуществлять маркетинг товарных рынков. Последнее определяется тем, что наличие спроса на определенную продукцию влечет за собой необходимость ее транспортировки покупателю. Осуществление маркетинга товарных рынков позволяет автотранспортным предприятиям выявлять новые сегменты, расширять клиентскую базу и своевременно адаптироваться к возможным изменениям конъюнктуры на данном рынке.
К числу задач, решаемых транспортно-экспедиционными компаниями можно отнести предоставление сервиса, который имеет свои отличительные особенности, связанные с организацией доставки грузов. Конкурентоспособность транспортно-экспедиционной компании определяется не только тарифной политикой, но и уровнем предлагаемого сервиса, а также комплексом дополнительных услуг.
Развитие транспортно-экспедиционных услуг позволяет получить их потребителям такие преимущества, как: возможность предоставления грузоотправителям необходимых видов транспортных средств; гибкость в переговорах с клиентом, возможность предоставления ему дополнительных услуг; возможность комплексного обслуживания грузоотправителя, то есть планирование, организация и осуществления всех транспортных операций, необходимых грузоотправителю.
Автомобильный транспорт не только изменяется сам по себе в результате структурных преобразований внутри отрасли. Он испытывает также и сильное дополнительное влияние со стороны формирующихся и развивающихся товарных рынков, деятельность которых обеспечивает автомобильный транспорт.
Становится предельно важным выявление путей повышения конкурентоспособности предприятий и их услуг. Целесообразность выявления особенностей и специфики организации транспортно-экспедиционной деятельности диктуется необходимостью рациональной организации и управления потоковыми процессами для дальнейшего развития рынка транспортных услуг и роста конкурентоспособности услуг каждого конкретного автотранспортного предприятия. Ужесточение и усиление конкуренции приводит к тому, что повышенное внимание уделяется уровню предоставляемого сервиса.
В процессе развития каждое предприятие сталкивается с такими проблемами, как качество оказываемых услуг, конкурентоспособность предприятия и услуг, конкуренция на рыночном сегменте. Особенно это актуально для автотранспортных предприятий, которые в современных условиях развития рынка в своей деятельности ориентируются не только на оказание услуг транспортировки грузов. Для поддержания конкурентоспособности автотранспортные предприятия оказывают расширенный ряд транспортных услуг, таких как экспедирование, а также любые другие операции, не входящие в состав перевозочного процесса, но связанные с его подготовкой и осуществлением.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что повышение качества и конкурентоспособности оказываемых услуг, выступает фактором эффективного развития автотранспортного предприятия. Предоставление услуг высокого качества является важным аспектом повышения конкурентоспособности автотранспортного предприятия. При оценке качества автотранспортных услуг необходимо формирование определенных стандартов обслуживания, относительно которых можно судить о качестве предоставляемых услуг. В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность.
Целью работы является разработка практических рекомендаций, направленных на повышение качества и конкурентоспособности транспортно-экспедиционных услуг ООО «ТУРБИНА».
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления качеством и конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия;
- дать общую характеристику и проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТУРБИНА»;
- рассмотреть особенности перевозок черного металлопроката и основных конкурентов компании на рынке данного вида услуг;
- провести анализ конкурентоспособности автотранспортных услуг и выявить основные проблемы в деятельности исследуемого предприятия;
- разработать предложения по повышению конкурентоспособности услуг предприятия «ТУРБИНА» ;
- выполнить экономическую оценку целесообразности реализации предложенного комплекса мер.
Объектом исследования в курсовой работе выступает Общество с ограниченной ответственностью «ТУРБИНА», расположенное в г. Электросталь Московской области и оказывающее транспортно-экспедиционные услуги по перевозке металлопроката по территории г. Москвы, Московской области и Российской Федерации.
Предметом исследования выступает конкурентоспособность автотранспортных услуг предприятия.
В качестве информационной базы использованы данные, полученные из внутренних документов и бухгалтерской отчетности ООО «ТУРБИНА» за период 2015-2017 гг.
Теоретико-методологической основой послужили труды Абалонина С.М., Бочаровой И.Т., Буцкой Н.В, Мишина Ю.В., Юданова А.Ю. и других авторов.
Прикладное значение работы заключается в том, что в ней на конкретном практическом примере показан процесс оценки собственной конкурентоспособности транспортного предприятия на рынке грузоперевозок металлопроката, а также разработаны конкретные рекомендации по повышению качества услуг и конкурентоспособности исследуемой организации.
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия
1.1. Содержание конкурентных отношений на рынке автотранспортных услуг
Перевозка грузов является основным видом услуг. В качестве дополнительных услуг транспортных организаций можно выделить следующие: погрузочно-разгрузочные услуги, услуги по хранению грузов, услуги по подготовке грузов к перевозке, предоставление подвижного состава в аренду,
транспортно-экспедиционные услуги, другие дополнительные услуги (информационные, логистический сервис, услуги страхования и др.).
В современных условиях одним из основных элементов эффективной конкурентной борьбы является именно предоставление грузовладельцу ряда дополнительных услуг. Оптимальное сочетание стоимости и качества данных услуг у каждого транспортного предприятия способствует повышению его конкурентного статуса. 17,с.6
Конкуренция на транспорте – это соперничество транспортных предприятий за лучшие методы хозяйствования, т.е. за наиболее выгодные условия осуществления перевозок, освоение новых рынков и получение максимальной выгоды. Кроме того, конкуренция на транспорте — это борьба за грузовладельцев и пассажиров, за получение максимально полезного эффекта на основе применения современных, более эффективных технологий, повышения качества перевозок, их надежности и скорости перемещения грузов и пассажиров. В соответствии с результатами действия конкуренции при использовании так называемых базовых конкурентных преимуществ и, как следствие, с размерами получаемой прибыли на вложенный капитал между различными видами транспорта перераспределяются и ресурсы, а это значит, что между ними есть элементы и межотраслевой конкуренции.
Таким образом, на рынке автотранспортных услуг можно выделить следующие виды конкуренции:
- межотраслевая конкуренция: между автомобильным и другими видами транспорта;
- внутриотраслевая конкуренция — между различными участниками перевозочного процесса (компаниями-операторами, перевозчиками и т.п.);
- конкуренция продукции, когда продукт, перевозимый автомобильным транспортом заменяется другим, доставляемым иным видом транспорта (это возможно в долгосрочной перспективе, так как требуется изменение технологии перевозки и технической оснащенности объектов);
- географическая конкуренция, когда груз может быть доставлен по другому маршруту и/или на другом виде транспорта.
Конкурентоспособность транспортной продукции можно определить как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров), отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием иной комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат. 5,с.112
Конкурентоспособность комплекса транспортных услуг может быть ценовой и неценовой.
Ценовая конкуренция определяется величиной затрат на производство и обращение товара, зависит от тарифной и инвестиционной политики, а также — от способности производителя своевременно и в нужном объеме востребовать инновации в области техники, технологии и менеджмента.
Основными видами ценовой конкуренции являются открытая и скрытая.
Открытая ценовая конкуренция как метод конкурентной борьбы предполагает снижение цен для освоения новых сегментов рынка, а также установление демпинговых барьеров для вхождения новых контрагентов в рынок. Как правило, такое снижение цен кратковременно, и затем цены повышаются еще больше.
Скрытая ценовая конкуренция на транспорте недопустима по антимонопольному законодательству, однако возможно применение скидок и формирование гибкой тарифной политики с целью привлечения дополнительных объемов перевозок.
На неценовую конкурентоспособность транспортной продукции непосредственно влияют три группы параметров: спрос, предложение и взаимодействие. 12,с.18
Параметры спроса отображают индивидуальные запросы клиентуры, зависят также от размещения и объемов производства предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства в регионе. Эти параметры формируют платежеспособный спрос на автоперевозки грузов и пассажиров.
Параметры предложения имеют более сложную структуру и имеют, в свою очередь, четыре подгруппы показателей: показатели развития и размещения производства, показатели транспортной обеспеченности региона, показатели качества работы, показатели качества транспортной услуги. Поэтому важно соотнести фактические характеристики качества конкретной перевозки с теми же характеристиками аналогичных перевозок, выполняемых конкурентами. Базой для сравнения может быть мировой стандарт, лучший отечественный или другой сертифицированный образец.
Транспортное предприятие в своей деятельности осуществляет соединение и использование материальных, денежных и трудовых ресурсов. Предприятию необходимо получить их в свое распоряжение, добившись при этом, чтобы по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для организации конкурентоспособных перевозок.
Организация перевозочного процесса. Влияние рыночной сферы на транспортное предприятие сказывается на «входе» в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и на «выходе» из него через спрос на предлагаемые перевозки. Организация перевозок представляет собой выбор технологии, техническое состояние подвижного состава, создание стимулов к труду, контроль качества и т.п. является внутрифирменной проблемой. Оказывать решающее воздействие на рынок транспортная организация, как правило, не может. Рынок не принимает отдельные виды перевозок или услуг подсобно-вспомогательной деятельности, которые не пользуются спросом. Аналогичная ситуация складывается с завышенными ценами на ресурсы, предлагаемыми на рынке. Организуя перевозочный процесс, транспортное предприятие находит способ удовлетворения объективных требований рынка. 5, с.58