Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Обзор понятия «менеджмент» в различных источниках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация – это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечении их совместной работы.

Мотивация – это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации. С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и комфортно работать всему коллективу.

Контроль – это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений.

Координация – это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления и поддержание устойчивого режима работы компании. Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Кроме основных выделяют и специальных функции менеджмента:

создание команд и работа в них, управление корпоративной культурой компании, анализ рынка;

управление качеством продукции, обработка информации;

 прогнозирование развития событий;

организация внешних контактов;

 проведение переговоров, совещаний и деловых бесед;

ведение документации и другие. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)

П.Друкер называет следующие функции менеджмента.

1. Управление компанией.

Работа менеджмента считается неудовлетворительной, если компания не достигает требуемых экономических результатов, не производит необходимый покупателю продукт по цене, которую он готов за него заплатить; если не улучшается (или не поддерживается на прежнем уровне) имеющийся в ее распоряжении производственный потенциал.

2.Управления менеджерами.

3.Управление работником и работой.

Работа должна быть выполнена, а ресурсом для этого является весь персонал. Работу следует организовать таким образом, чтобы сотрудники выполняли соответствующие их способностям и умениям задачи с максимальной производительностью и эффективностью. Для этого работника необходимо рассматривать как ресурс, обладающий особыми физическими качествами, талантами и недостатками. (Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.)

На каждую функцию менеджмента влияет временной фактор. Необходимо всегда учитывать как требования текущего момента, так и долгосрочную перспективу.


1.5 Виды менеджмента

Существует несколько классификаций видов менеджмента. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)

Первый подход выделяет 4 вида: организационный, стратегический, тактический, оперативный.

 Организационный менеджмент отвечает за разработку организационной структуры организации и системы управления: осуществление управленческих функций, выработка стандартов и инструкций, контроль за их соблюдением.

Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Его задачами являются: выбор миссии и формирование стратегических целей, адаптация к внешним изменениям, постоянная ориентация компании на удовлетворение потребностей клиентов.

Тактический менеджмент обеспечивает достижение стратегических целей путем постановки и реализации тактических планов компании. Он реализуется на уровне руководства среднего звена.

 Оперативный менеджмент управляет реализацией оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения задач и ресурсов, а также внесением необходимых корректировок в ход выполнения текущих заданий.

Вторая классификация выделяет 2 вида менеджмента: функциональный и отраслевой.

Функциональный менеджмент – это тот, который присутствует в любой организации: производственный, финансовый, кадровый, инновационный и т.п.

Отраслевой менеджмент. Специфика этого вида менеджмента зависит от отрасли, в которой он функционирует. Например, менеджмент гостиничного бизнеса, ресторанного бизнеса; девелопмента.

1.6 Методы менеджмента

П. А. Михненко выделяет три группы методов управления в менеджменте: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.

Экономические методы управления – применение материальных поощрений или наказаний.

Организационно-распорядительные методы управления – это методы, носящие директивный характер.

Социально-психологические методы управления предназначены для социального стимулирования трудовой деятельности.

Хороший менеджер должен уметь грамотно комбинировать различные методы управления, выбирая из них те, которые наиболее соответствуют сложившейся ситуации, которые будут в этой ситуации наиболее эффективны. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)


Итак, менеджмент-это сложная система управления организацией, которая имеет свои управленческие уровни, виды, функции, методы.

2. Обзор понятия «менеджер» в различных источниках

2.1 Определение значения термина «менеджер»

Термин «менеджер», также как и исходное понятие «менеджмент», в современном языке часто употребляемы, в связи с чем, потеряли конкретику значения.

Любой человек вынужден управлять своими делами, планировать и распределять свое время. Рационально управлять своими делами - своей производственной деятельностью и своей жизнью в целом – основа успеха для любого из нас. Таким образом, каждый человек в определенной степени является менеджером. Он управляет самим собой. (Орлов А.И. Менеджмент Учебник. -М.: Изумруд, 2003, - 298 с.)

Рассмотрим определение этих понятий в разных источниках.

Ю.В. Кузнецова пишет о том, что в современной теории и практике под «менеджментом» понимают процесс руководства отдельными работниками, группой или всей организацией. Субъектом этого процесса является менеджер.( Менеджмент: учебник для СПО/ под ред. Ю.В. Кузнецова. - М.: Юрайт, 2016,-448 с.)

Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в определенной области функционирования организации. (Авдеенко Н.О., Феклистов А.Г. Менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. – 294 с.)

Менеджер – это наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный властными полномочиями. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)

Рассмотрим подробнее составляющие этих определений.

Профессиональная деятельность.

«Профессиональное занятие» означает, что этот специалист занимает постоянную должность в организации и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности организации. (Орлов А.И. Менеджмент Учебник. -М.: Изумруд, 2003, - 298 с.)

Слова «профессиональная деятельность» означают, что менеджер занимает в организации одну их руководящих должностей. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)


2.2 Полномочия менеджера

Менеджер обладает определенными полномочиями, т.е. властью над другими людьми – исполнителями. В пределах данных ему полномочий менеджер имеет право отдавать распоряжения подчиненным сотрудникам, требовать точного исполнения заданий, контролировать работу, поощрять подчиненных и накладывать взыскания. Властные полномочия менеджера являются необходимым инструментом его профессиональной деятельности. Иногда менеджер может не иметь сотрудников в непосредственном подчинении. В таком случае они работают с людьми, которые подчиняются их общим начальникам. (Авдеенко Н.О., Феклистов А.Г. Менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. – 294 с.)

В настоящее время менеджерами иногда называют работников, профессиональная деятельность которых состоит в постоянных контактах с людьми. Это «офис-менеджер» или «менеджер торгового зала». Подчиненных у таких «менеджеров» нет. (Орлов А.И. Менеджмент Учебник. -М.: Изумруд, 2003, - 298 с.)

Наемный рабочий. Слово «наемный» указывает на то, что менеджера нанимает собственник. Собственником организации могут быть: единоличный предприниматель, несколько учредителей, акционеры, государство. В ряде случаев собственники не могут сами эффективно управлять своими предприятиями, и для этого создается аппарат управления – система менеджмента организации. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)

П.Друкер употребляет понятия «менеджер» и «руководитель», как синонимы. Он определяет руководителя, как движущую силу, животворный элемент любого бизнеса. Без его лидерских способностей производственные ресурсы останутся лишь ресурсами и никогда не превратятся в производство. В условиях конкуренции жизнеспособность и успех компании зависят главным образом от качества и эффективности менеджмента. Единственным преимуществом любой организации можно считать квалификацию и эффективность ее руководителей. (Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.)

2.3 Компетенции менеджера

Каждый менеджер должен понимать, какими качествами, знаниями и умениями он должен обладать, т.е. соответствовать требуемым от его должности компетентностям.

Чтобы эффективно осуществлять управленческое воздействие, менеджер должен:


обладать профессиональными знаниями и опытом,

профессионально совершенствоваться,

владеть искусством общения с людьми,

иметь организаторские способности,

быть лидером.

Михненко П.А. приводит следующее определение понятия «компетенция»: «Компетенция-это комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной должности или в конкретной компании. » (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)

Он предлагает разбить компетенции менеджера на 3 группы.

1.Владение теоретическими и практическими знаниями и умениями, общими для всех систем управления (знать основы современной экономической теории, теорию и практику принятия управленческих решений, уметь пользоваться информационными и телекоммуникационными технологиями, постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки).

2.Умение эффективно коммуницировать и работать с людьми (убеждать, вести за собой, четко выражать свои мысли, при этом, понимать и слушать других).

3.Понимание специфики работы своей организации.

Менеджер должен хорошо разбираться в вопросах развития отрасли экономики, рынка, понимать запросы и предпочтения клиентов и т.п.

Так как профессия менеджер сложная и творческая, то она предполагает еще и владение интуицией, инициативность и креативность для достижения наилучшего результата.

2.4 Имидж менеджера

Одной из составляющей успешного работника, является его имидж.

П.А. Михненко приводит следующее определение имиджа: «Имидж менеджера – это его образ, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках, придающих ему своеобразие и выделяющих его из ряда других людей.» (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)

Элементами имиджа являются:

внешний вид, одежда и аксессуары;

манера поведения по отношению к коллегам, подчиненным и руководителям; речь и манера общения и т.п.

К имиджу менеджера предъявляются следующие требования:

аккуратность, строгий деловой стиль одежды; вежливость по отношению к сотрудникам, коммуникабельность, способность к сопереживанию, позитивный настрой, умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения и опыт.

В большинстве современных организаций требуемый имидж менеджеров описывается в специальном документе – кодексе корпоративной этики. В его разделе, называемом дресс-кодом, описываются требования к одежде и аксессуарам менеджеров и других сотрудников компании.