Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Обзор понятия «менеджмент» в различных источниках).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обзор понятия «менеджмент» в различных источниках
2. Обзор понятия «менеджер» в различных источниках
2.1 Определение значения термина «менеджер»
3. Обзор понятия «предприниматель» в различных источниках
3.1 Определение понятия «предприниматель»
3.2 Признаки предпринимательской деятельности
4. Взаимосвязь понятий менеджер» и «предприниматель»
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире слова «менеджмент», «менеджер» звучат довольно часто, настолько часто, что смысл их сделался довольно размытым. Менеджерами называют продавцов в магазинах, сотрудников банков, заводов и клининговых компаний. Что же их объединяет на самом деле? В своей работе я хотел бы разобраться в истинном значении этих понятий. Я считаю, что правильное понимание этих терминов, необходимо для успешной личной реализации в мире менеджмента.
Правильное понимание каждым смысла своей профессии - необходимое условие успешного развития общества в целом.
Объектом исследования данной работы являются понятия «менеджмент», «менеджер», «предприниматель».
Предмет исследования - менеджмент, как целостная структура.
Цель исследования – изучение понятия «менеджмент» через раскрытие и сравнение понятий «менеджер» и «предприниматель».
Задачи
1.Проанализировать определения «менеджмент» в разных источниках.
2. Проанализировать определения «менеджер» в разных источниках.
3. Проанализировать определения «предприниматель» в разных источниках.
4. Сравнить понятия «менеджер» и «предприниматель».
В работе использовались рекомендуемые учебным заведением учебники и дополнительная литература, представленная в списке использованных источников. В качестве дополнительных источников были отобраны в основном учебники и учебные пособия для колледжей и вузов, а также книги авторитетных в мире менеджмента авторов П. Друкера, Р. Хизрича и М. Питерса
При выполнении работы применялись методы анализа и синтеза.
Структурно работа состоит из введениея, основной части, состоящей из 4-х глав, заключения и списка использованных источников.
1. Обзор понятия «менеджмент» в различных источниках
1.1 Понятие «менеджмент»
Термин «менеджмент» в нашей стране стал широко использоваться с переходом на рыночные отношения. Этот термин американского происхождения имеет несколько значений. В англо-русском словаре иностранных терминов даны следующие значения слова «менеджмент»:
1) управление; руководство;
2) организация производства;
3) дирекция; администрация. (Авдеенко Н.О., Феклистов А.Г. Менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. – 294 с.)
Н.О. Авдеенко, А.Г. Феклистов определяют менеджмент следующим образом: «Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации».
Понятие «менеджмент» тесно связано с понятием «организация». О. С. Виханский и А. И. Наумов дают следующее определение организации: «систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. » Авторы представляют любую организацию открытой системой, которая встроена во внешний мир. Она получает ресурсы из внешней среды и отдает ей созданный продукт. В учебнике приводится 3 основных процесса деятельности организации:
получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
изготовление продукта;
передача продукта во внешнюю среду. По мнению авторов, для поддержания баланса между этими
процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. « Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации. » (Виханский О.С., Наумов А. И.
Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2003. — 528 с.)
Мехненко П.А. пишет о менеджменте как о профессиональной деятельности, по управлению организациями, обеспечивающей высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие. Этот же автор приводит следующие значения менеджмента:
категория людей;
аппарат управления организации;
процесс управления организацией;
наука; искусство. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012 .)
Орлов А.И., говоря о разнообразии значений термина «менеджмент»,
указывает на их взаимосвязь. Он приводит следующие определения.
1) Менеджмент-это вид трудовой деятельности.
2) Менеджмент – это процесс управления, со всеми функциями, методами и средствами.
3) Менеджмент – это орган управления.
4) Менеджментом – это категория людей, профессионально занимающихся управлением.
5) Менеджмент – это научная дисциплина, изучающая проблемы, возникающие при управлении людьми.
6) Менеджмент - это практика управления и ее осмысление.
7) Менеджмент – это искусство управления, т.к. менеджеру необходимы не только знания, но и развитая интуиция.
8) Менеджмент – это учебная дисциплина об управлении. Она преподается для студентов экономических специальностей, будущим инженерам, геологам, медикам, социологам. (Орлов А.И. Менеджмент Учебник. -М.: Изумруд, 2003, -298 с.)
В организациях происходят разнообразные процессы, и их многообразие приводит к созданию различных систем менеджмента. А.Д. Зорецкий и Иванова Т.Е. приводят следующую классификацию менеджмента по видам управляемых процессов.
1) Организационный менеджмент. Он управляет процессами
формирования и преобразования организации, создает нормы, правила, инструкции.
2) Производственный менеджмент регулирует отношения между работодателем и работниками, оценивает эффективность использования различных технологий.
3) Снабженческо-сбытовой менеджмент – это деятельность организации по отношению к ресурсам (планирование затрат, закупок, оформление заявок на приобретение и т.д.).
4) Инновационный менеджмент осуществляет управление научными исследованиями, внедряет новые технология, производит оценку результатов инноваций и т.д.
5) Маркетинг-менеджмент — это изучение рынков (спроса), их отбор разработка стратегии поведения организации на рынке.
6) Персонал-менеджмент решает кадровые задачи: подбор сотрудников, их стимулирование, улучшение условий труда
и быта, спроса на различные товары и услуги и т.д.
7) Функциональный менеджмент изучает особенности управления
людьми в условиях специализации управленческого труда , например, финансовый менеджмент, маркетинговый менеджмент, инновационный менеджмент.
8) Аккаунт-менеджмент управляет процессом сбора, обработки
и анализа данных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности
других организаций с целью своевременного выявления резервов для обеспечения полного использования потенциала организации.
9) Технологический менеджмент управляет инженерно-техническими процессами организации. (Зарецкий А.Д, Т.Е. Иванова. - М: Кнорус, 2016.-268 с.)
Изначально, термин «менеджмент» рассматривался применительно к социально-экономическими процессами в рыночной экономике. В настоящее время его стали употреблять и по отношению к управлению непредпринимательскими организациями. (Авдеенко Н.О., Феклистов А.Г. Менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. – 294 с.)
1.2 Понятие «управление»
Почти во всех определениях понятия «менеджмента» звучит термин «управление». В английском языке понятие «управлять» выражается тремя глаголами: to manage-управлять в хозяйственной сфере, to govern -управлять в политической сфере, to control-управлять в сфере техники. (Менеджмент: учебник для СПО/ под общ.ред. Н.И. Астаховой, Г.И. Москвитина.-М.:Юрайт, 2017.-422 с.)
Необходимость в менеджменте, как в управлении, возникает тогда, когда требуется обеспечить прогрессивное взаимодействие в группе людей. По мнению А. П. Балашова, понятие «менеджмент» более емкое, чем понятие «управление» и относятся преимущественно к управлению хозяйственной деятельностью организаций в конкурентных условиях рыночной среды.
( Балашов А.П. Основы менеджмента: Вузовский учебник.-М.: ИНФРА, 2017- 254 с.)
Менеджмент-это система, субъектом которой является менеджер, а объектом – сотрудники организации. Субъект осуществляет воздействие на объект, с помощью управленческих воздействий (приказов, распоряжений, планов, норм и т.д.). (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012 .)
Менеджмент и управление-это не синонимы. Эти два понятия близки, но не заменяют друг друга. Менеджмент относят только к социальным организациям, а управление распространяется и на технические устройства. Управлять можно и техническими средствами, но менеджмент всегда подразумевает управление только людьми. (Орлов А.И. Менеджмент Учебник. -М.: Изумруд, 2003, - 298 с.)
1.3. Уровни управления
В системе менеджмента, для эффективного управления, выделяют 2 вида уровней управления: вертикальные и горизонтальные. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)
Вертикальные уровни менеджмента - это высший, средний и низовой.
Руководители высшего уровня принимают решения, касающиеся стратегии организации, отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом.
На среднем уровне принимаются тактические решения. Руководители среднего уровня координируют и контролируют работу младших начальников, являясь связующим звеном между низовым и высшим уровнями управления. Они готовят информацию для руководителей высшего уровня и передают их задания руководителям низового уровня.
На низовом уровне принимаются решения оперативного характера. Это организационный уровень находится непосредственно над не управляющими работниками. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов (сырье и оборудование). (Авдеенко Н.О., Феклистов А.Г. Менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. – 294 с.)
Количество уровней зависит от размера организации. На каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем, но ответственность менеджера с каждым уровнем только возрастает.
Горизонтальные уровни управления отличаются функциональными направлениями. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)
Кириллова О.Г., систематизировав принципы управления П. Друкера, приводит следующие.
Первый принцип. Управление позволяет эффективно реализовать сильные стороны людей, а слабые устранять. Работу всегда следует организовать таким образом, чтобы сила, инициативность, ответственность и компетенция, присущие отдельным членам коллектива, стали бы источником стабильности и высокой производительности всей группы.
Второй принцип. Влияние культурных и исторических традиций на управление.
Третий принцип. Задачей управления является установление в организации такой системы ценностей, которая способна сделать всех работников союзниками.
Четвертый принцип. Важной задачей управления является предоставление предприятию и каждому его работнику возможность расти и развиваться, при этом каждое предприятие должно быть постоянно обучающим и обучающимся.
Пятый принцип. Выполнение работы каждым сотрудником должно базироваться на личной ответственности за порученное дело и оценке своего личного вклада в общее дело.
Шестой принцип. От управления зависит контроль объема производства; его прибыли; положения на рынке; инновационной активности; производительности; развития человеческих ресурсов.
Седьмой принцип. Главный конечный результат деятельности любого предприятия — удовлетворение потребителя. (Хизрич Р. и Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. I. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ./Общ. ред. B.C. Загашвили. - М.: Прогресс, 1992. - 160 с.)
1.4 Функции менеджмента
Для полного освещения понятия «менеджмент» нельзя не затронуть вопроса о его основных функциях.
П.Друкер сравнивает менеджмент с органом предприятия, а понять назначение любого органа можно, только описав и уяснив его функции.
(Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.)
Авдеенко Н.О. говорит о 4 функциях: планирование, организация, мотивация, контроль.
Михненко П.А. добавляет к ним еще одну - координацию.
Планирование – это процесс составления планов организации, касающихся целей деятельности организации, ресурсов и способов, необходимых для достижения этих целей. Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления.