Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Обзор понятия «менеджмент» в различных источниках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для успешной профессиональной деятельности имидж менеджера должен органично сочетаться с внутренней организацией человека. Н.И. Кабушкин говорит о существовании профессий, доступных для освоения любым человеком. Профессия же «менеджер», относится к таким, которые требуют от человека, помимо профессиональных знаний, обладания определенными психофизиологическими свойствами, специфическими личностными качествами. Именно эти особенности делают менеджера профессионально пригодным. (Кабушкин.Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие/ 11-е издание, испр.-М.: Новое знание, 2009.-336 с.)

2.5 Роли менеджеров

Для эффективной профессиональной деятельности менеджеры реализуют набор определенных правил поведения - роли. Их предложил выделять Г. Минцберг. Эти роли могут отличаться в зависимости от уровня менеджмента, а могут быть одинаковыми у разных людей. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)

Г. Минцберг выделил 10 ролей, распределив их в 4 группы.

1. Межличностные ролевые установки. Включает следующие роли:

«номинальный глава»- это символический глава, (действия в соответствии с положением - церемониал, прием);

«лидер» - отвечает за мотивацию, обучение работников, выполняет самые разные действия для достижения планируемого результата;

«связующее звено»- обеспечивает работу внешних взаимодействий и источников информации (переписка, переговоры и т.д.)

2.Информационные ролевые установки:

«наблюдатель» - собирает информацию по внешней и внутренней средам организации (изучение СМИ, отчетов и т.д.);

«распространитель»- передает полученную информацию работникам, часто интерпретируя ее (собрания, телефоны, электронная почта);

«представитель»- передает информацию от организации (собрания, совещания, СМИ);

3.Ролевые установки, связанные с принятием решений:

«предприниматель» - изыскивает возможность реализации проектов по усовершенствованию организации (выбор стратегии, проведение анализа новых программ);

«ответственный за отсутствие сбоев» - корректирует действия во время непредвиденных ситуаций (выбор стратегии, анализ решений для выхода из кризиса);

«распределитель ресурсов»- отвечает за распределение ресурсов (Составление планов, получение разрешений, составление и выполнение бюджетов);

«участник переговоров» -представитель организации (ведение переговоров).


По Г. Минцбургу, роли взаимодействуя, создают систему менеджмента организации. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)

Менеджер-это, управляющий людьми наемный работник, наделенный определенными полномочиями, в соответствии с уровнем управления. Этими параметрами определяется его специфическая роль в организации.

Кроме того, он должен обладать определенным уровнем компетенций и соблюдать критерии профессионального имиджа.

3. Обзор понятия «предприниматель» в различных источниках

3.1 Определение понятия «предприниматель»

Михненко П.А. приводит следующее определение понятия «предприниматель»: «Предприниматель-человек, создающий предприятие на свои средства, с целью получение прибыли в результате хозяйственной деятельности. При этом он решается на риск, потерять средства, не достигнув результата. » Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012.)

Торосян Е.Г. сопоставил определения предпринимательства из разных источников. Он привел следующие определения.

Cтатья 2 Гражданского кодекса РФ: «Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.»

Р. Кантильон (1680-1734 гг.): «Под предпринимательством понимается производственно-хозяйственная деятельность, включающая элементы риска.»

А. Смит (1723-1790 гг.): «Предпринимательство в рыночной экономике является самоинициирующейся и саморегулирующейся деятельностью, возникающей при наличии основных факторов производства».

П. Друкер (1909-2005 гг.): «Предпринимательство–это конкретная деятельность, содержанием которой является нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении».

А.В. Бусыгин (1970 г.): «Предпринимательство – это форма деловой активности, основанная на риске и инновационном подходе к системе существующих экономических связей, при которой производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринимательского дохода». (Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Зарубина Ж. Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016 –130.)


Р. Хизрич и М. Питерс рассматривают поведение предпринимателя с разных сторон. "Практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства, речь идет о таком поведении, которое включает в себя, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать"*. "С точки зрения экономиста, предприниматель - это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и т.д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок. С точки зрения психолога, предприниматель - это человек, которым движут определенные мотивы - например, желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность... С точки зрения других предпринимателей, он может представлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот, партнером, поставщиком, покупателем или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги... С точки зрения политэконома, предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места". "Предпринимательство - это динамический процесс наращивания богатства Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное - чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства. "(Хизрич Р. и Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. I. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ./Общ. ред. B.C. Загашвили. - М.: Прогресс, 1992. - 160 с.)

Проанализировав различные точки зрения, Торосян Е.Г. сделал следующий вывод: «Предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подход». (Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Зарубина Ж. Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016 –130.)


3.2 Признаки предпринимательской деятельности

Основными признаками предпринимательской деятельности Торосян Е.Г. называет следующие:

«самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений, которая подразумевает собственный выбор сферы предпринимательства;

инициативная деятельность дееспособных граждан, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;

деятельность, осуществляемая физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц на законных основаниях;

систематичность осуществления предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени;

процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих повышенной потребительской ценность относительно существующих аналогов;

предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и

риск и под свою имущественную ответственность;

деятельность, которая заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства, с целью эффективного использования имеющихся ресурсов и удовлетворения потребительского спроса». (Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Зарубина Ж. Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016 –130.)

3.3 Цель и задачи предпринимательской деятельности

По Торосяну Е.Г., цель предпринимательской деятельности состоит

в получении прибыли в результате максимального удовлетворения общественных потребностей. Для достижения цели предпринимательской деятельности необходимо решения задач. Торосян Е.Г. выделил следующие задачи:

«выбор наиболее оптимальной организационно-правовой формы пред-

приятия;

практическое освоение выбранного производственного направления;

изучение рыночной ситуации, включающей исследование спроса, а также оценку возможностей действующих и потенциальных конкурентов;

поддержание ликвидности предприятия, т.е. постоянного наличия денежных средств и других ликвидных активов, позволяющих осуществлять выплаты по обязательствам (работника, поставщикам, кредиторам);

соблюдение экологических и этико-социальных требований, которые предусматривают ответственность предпринимателя перед обществом». (Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Зарубина Ж. Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016 –130.):


В.Ю. Буров отмечает, что предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, направленного на извлечение прибыли. Это и стремление сделать или придумать что-то новое, и улучшить уже существующее. Это еще и разумный риск, за которым стоят тщательные расчеты, изучение рынка сбыта и конкурентов, плюс интуиция.

В.Ю.Буров выделяет следующие функции предпринимательства:

общеэкономическую, творческо-поисковую, ресурсную, социальную, организаторскую. (Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие. -Чита: Поиск, 2013 – 441 с.)

Предприниматель - это собственник организации, вложивший в нее свои идеи, средства, время, силы, рискующий потерять собственные средства.

4. Взаимосвязь понятий менеджер» и «предприниматель»

4.1 Сравнение понятий менеджер» и «предприниматель»

Следует провести сравнение и таких понятий, как «менеджер» и «предприниматель».

«Предпринимателем называют человека, предпринимающего что-то по собственной инициативе, действующего под свою ответственность, на свой страх и риск, рассчитывающего на собственные силы и средства. В более узком смысле предпринимательство — это частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя личный риск. Если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, то различие между ним и предпринимателем очень велико. Эти различия стираются, когда менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, чтобы добиться изменений и совершенствования. Такой стиль управления является предпринимательским, а сам менеджер — предприимчивым.» (Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Зарубина Ж. Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016 –130.)

В.Ю. Буров определяет менеджмент как науку, которая изучает проблемы обеспечения выживания уже созданной организации, а предпринимательство изучает ее создание. (Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие. -Чита: Поиск, 2013 – 441 с.)

Менеджер же управляет компанией, получая за это зарплату. Предприниматели могут и сами осуществлять управление своими компаниями, т.е. выполнять функции менеджера.