Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и виды территориального устройства государств
1.1. Понятие классификация форм территориального устройства
1.2. Общая характеристика форм территориального устройства государств
2. Представления о развитии форм государственного территориального устройства
2.2. Наследие России, как унитарного государства, на современном этапе
В связи с этим требуются дополнительные усилия в исследовании теоретико-методологических проблем унитарной формы государственного устройства, необходимости углубленного изучения анализа природы и сущности унитаризма на основе системного, исторического исследования данной проблемы с учетом сложившихся современных факторов сохранения территориальной целостности.[12]
Примером федеративного государства является Россия. Тип государственного устройства Российской Федерации определен в Конституции Российской Федерации, на основании которой Россия является федеративным государством. На современном этапе в мире существует некоторое количество различных федераций, в частности, достаточно крупные, например, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия или Бразилия, но Российская Федерация имеет несколько присущих только ей особенностей.
Зачастую, любая федерация образуется после объединения нескольких государств в одно союзное. Однако образование Российской Федерации шло несколько по-другому. Как федерация, наша страна не является объединением различных государств, напротив – она образована посредством создания в составе нескольких автономных национально-государственных образований народов и автономных государств. Такие государства, и национально-государственные образования в конечном итоге признаны субъектами Российской Федерации.
Подобный порядок образования административно-территориального устройства нашей страны говорит о том, что Российская Федерация изначально носила не договорный, а конституционный характер. Таким образом, субъекты Федерации с момента образования находятся в составе страны, сохраняя сложившееся исторически государственное единство (ст. 65 Конституции Российской Федерации).
Федерализм в России главным образом представляет собой государственную организацию отношений между людьми и народами. Федерализм России обеспечивает суверенитет всех наций, проживающих на ее территории, он предполагает свободное формирование и развитие наций и народностей. Это развитие выражено в создании на территории страны различных форм национальной государственности народов, таких, как республик, автономной области и автономных округов.
Следует отметить, что российский федерализм является не только способом разрешения национального вопроса, но и формой демократизации государственного управления. Децентрализация власти и относительно равномерное распределение её по регионам – это достаточно значимая гарантия демократизма в государственном управлении. При таком государственном устройстве, центр теряет монополию на власть и не может употребить власть произвольно.
В Российской Федерации присутствует единая нормативная и правовая система, в которой гарантированы общность экономического пространства, свободное перемещение для всех людей, товаров, денежных масс и услуг, а также, единое гражданство.[13]
Принцип единства системы государственной власти взаимосвязан с государственной целостностью России и при этом ею обусловлен. Российская целостная и, при этом, федеративная, государственная организация подразумевает единую в стране систему власти. Единство системы власти проявляется в суверенитете Российской Федерации, существовании в стране федеральных органов государственной власти, а также тем, что полномочия этих органов распространяются на всю территорию страны. Кроме того единство системы государственной власти обусловлено верховенством Конституции и Федеральных законов.
Система государственной власти, несмотря на свое единство и целостность достаточно сложна. В частности, например, субъекты Федерации пользуются самостоятельностью в реализации государственной власти на подведомственных территориях. За пределами компетенции государственной власти Российской Федерации ее субъекты владеют всей полнотой власти.
При этом субъекты Федерации должны признавать разграничение компетенции, обусловленное Конституционным законом, между ними и Российской Федерацией, кроме того, они признают верховенство Федеральных законов и обязаны исполнять их.[14]
Принцип разграничения полномочий и предметов ведения между органами власти федерального уровня и региональными органами власти, определяется Конституцией.
Распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации основывается на добровольном признании всеми субъектами Федерации приоритета целей и задач Российской Федерации, и на некотором ограничении субъектов в определенных правах.[15]
Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации подразумевает тот факт, что все народы в России пользуются едиными правами. Единые права народов предполагают равенство прав в любых вопросах государственного строительства, а также, в развитии своих культур и некоторых прочих областях.
Кроме того, народы Российской Федерации пользуются одинаковыми правами на самоопределение, предполагающие главенство на избрание собственной формы государственности.
2. Представления о развитии форм государственного территориального устройства
2.1. Исторические и современные представления о становлении государств с различным территориальным устройством
Интерес к изучению форм государственного устройства в истории политико-правовой и научной мысли возникает, как правило, в периоды реформации властных структур, что характерно для переломных этапов развития государства.[16]
Россия не является исключением в этом отношении. Так, особое внимание к унитарной форме государства, связанное с кризисом в период 90-х гг. федеративных отношений СССР и ослаблением государственности, снижением эффективности работы власти в России в тот период открыли новые возможности осмысления особенностей унитарной формы устройства. И не смотря на то, что после распада СССР сформировалась российская Федерация, являющаяся, как уже говорилось, федеративным государством, интерес к унитарной форме государственного устройства актуален до сих пор.
Как западные исследователи, так и отечественные, например, такие, как И.А. Ильин, К.П. Победоносцев, утверждали, что власть государства должна быть жизненной, неизбежно исходить из единого центра, быть твердой, что возможно исключительно в рамках унитарной формы государственного устройства. По мнению К.П. Победоносцева, исключительно благодаря монархии и при унитарном устройстве, та или иная нация определяется, как историческая и политическая целостность.[17]
На данный момент не доказано, что федеративное устройство следует считать предпочтительным и наиболее оптимальным. Зарубежные исследователи, исследующие формы устройства государств на современном этапе, сходятся в том мнении, что они разнообразны, являются очень индивидуальными, и зависят от ряда социальных, национальных, исторических, географических и иных условий.
В русской правовой мысли, в отношении определения оптимальной формы государственного устройства, предпочтение отдано также унитарной форме. Ученые государствоведы достаточно часто обосновывают точку зрения на неприемлемость для России федеративной формы государственного устройства.
В своих теоретических подходах унитарная форма государственного устройства рассматривается, как уникальная особенность, которая обусловлена целями, задачами и самой сущностью унитаризма. Сохранение неделимого, единого пространства России при общей для всех государственной власти, в сочетании с принципами самодержавия, народности, православия, неотделения церкви от государства было долгое время целью государственного строительства России.[18]
Унитарная форма политико-территориального устройства Российской империи долгое время обеспечивало устойчивость территориальной организации не только центра империи, но и регионов, укрепления централизованного государственного управления. В конечном итоге, это способствовало решению в Российской империи национального вопроса, концентрации мощи государства в наиболее кризисные или ответственные исторические моменты.[19]
Ключевым результатом человеческой деятельности при развитии государства К.П. Победоносцев видел именно создание унитарного государства, которое способно вывести страну из любого политического кризиса, и при этом, спасти российскую государственность. В основу величия России, К.П. Победоносцев ставил именно верховную государственную власть, которая сосредоточена в одном лице, олицетворяет единство государства и народа на всей территории России.[20]
И.А. Ильин связывал будущее России также, исключительно с унитарным государством и единым составом граждан, общим сводом законов и общей государственной властью.
Изучение политико-правовых доктрин различных авторов по проблеме особенностей и сущности унитарной формы устройства свидетельствует о том, что простое государство используется в связке с унитарным государством.
На современном этапе под унитарным государством понимают простое единое государственное образование, которое состоит из административно-территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающим признаками суверенитета.
При этом унитарное государство может иметь в составе относительно самостоятельные территориальные структуры, в том числе, и обладающие различным правовым статусом (например, территории. На которых проживают самобытные народы, что актуально для России).То есть, унитарное государство не подразумевает тоталитарную власть, оно может иметь в составе автономные, самоуправляющиеся образования, которые не обладают статусом самостоятельных государств (государственных образований), и компетенция их органов власти не выходит за пределы компетенций местных властей. Данное определение охватывает все ключевые признаки понятия «унитарного государства»:
- неотъемлемо от унитарной единой формы государственного устройства;
- оно может включать в себя территориальные структуры с различным правовым статусом;
- оно может допускать существование местного управления.[21]
Обшей характеристикой различных европейских унитарных государств, является все более четко проявляющие в процессе исторического развития тенденции к децентрализации, приводящей, в свою очередь, к расширению прав территориальных сообществ местного масштаба, утверждению избираемых правительств регионов и муниципалитетов вместе с ростом их ответственности и разнообразия источников доходов. Часто выборная власть в административно-территориальных единицах унитарного государства – это неотъемлемый признак децентрализации и важнейший институт, обеспечивающий реализацию политико-правовых интересов его регионов. В силе, тем не менее, остается основополагающий принцип, по которому всю конституционную структуру местной автономии определяют именно центральные органы государства.[22]
Существующие на современном этапе тенденции в развитии административного деления унитарных государств состоят в укрупнении низовых единиц и некоторой регионализации – то есть создании крупных регионов (примеры тому существуют в Испании, Италии, также можно отметить принятие законов о децентрализации Франции, расширение местной автономии в Великобритании). По сути, унитарные государства превращаются в федеративные.
Наиболее отчетливо процесс регионализации проявился в государственном устройстве в Италии и Испании. Эти государства представляют собой комплекс автономных территориальных образований, содержащие несколько децентрализованных элементов федеративной формы устройства. В то же время Италия и Испания сохраняют основные признаки унитарного государства, например, власть в административно-территориальных единицах осуществляется не по собственному их праву, а по поручению государства. Следует отметить, что сходная ситуация наблюдается и с субъектами Российской Федерации.[23]
Готовность центральной власти считаться с особенностями и стремлениями регионов на самостоятельность, постоянное согласование позиций политических элит в вопросах уровня децентрализации явились одним из основных и реальных факторов во многих унитарных странах, построенных на принципах местного самоуправления. Именно такой путь можно предложить и для России. При этом история России показывает, что при любой модели центральной власти необходимо иметь региональный элемент ее наполнения что и делалось при установлении административно-территориального деления России, что позволит ликвидировать межнациональные противоречия современной России, пресечь национал-сепаратизм, оптимизировать экономическое развитие регионов и интенсифицировать межрегиональные связи.