Файл: Формы государственного устройства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

От способа территориальной организации государства напрямую зависят особенности управления им и организации власти. Унитарная, федеративная либо конфедеративная, во многом обусловлены историческим развитием того или иного государства, а также, размером его территории. При этом, именно унитарные государства являются наиболее древней формой, в сравнении с более сложными – федеративными и конфедеративными.[1] В связи с этим, представляется актуальным исследовать феномен государства, организацию власти в нем именно на примере унитарного государственного устройства, как наиболее простой формы государственного устройства.

Исходя из актуальности, цель данного исследования состоит в оценке особенностей различных форм государственного устройства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие территориального устройства и выделить виды государств по данному признаку.
  2. Рассмотреть понятие унитарного государства, признаки и виды унитарных государств.
  3. Рассмотреть понятие и особенности федеративных государств.

Объектом исследования в данной работе выступает форма государственного устройства, предметом исследования выступают отличительные характеристики государств различных форм государственного устройства.

Метод исследования включает анализ литературных источников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в рамках работы исследованы понятие и признаки унитарных государств с тем, чтобы появилась возможность более детально проникнуть в понятие и сущность государства, рассмотреть особенности организации публичной власти в государстве.

Общетеоретические проблемы исследования формы государственного устройства исследованы в трудах русских мыслителей И.А. Ильина, Н. М. Коркунова, П. И. Пестеля, А. Ф. Прокоповича, С. П. Ситниановича, М. М. Сперанского, П. А. Столыпина, JI.A. Тихомирова, Б. Н. Чичерина и др.

В современной правовой литературе значительный вклад в исследование форм государственного устройства внесли С. А. Авакьян, Г. В. Атаманчук, И. А. Иванников, М.Н. Марченко, И. Ю. Лейбо, В. С. Петров, Б А. Страшун, В. И. Червонюк, Д. Л. Шабо, М. А. Штанина и другие ученые.

Структура работы включает две главы с параграфами, введение, заключение и список литературы.


1. Понятие и виды территориального устройства государств

1.1. Понятие классификация форм территориального устройства

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, которая определяет внутреннее строение территории и государства, и деление его на составные части (административно-территориальные единицы, например, штаты США, субъекты Российской Федерации и т.д.) и принципы их взаимоотношения между собой.

Выделяют две формы государственного устройства – унитарное и федеративное государство. Как частный случай рассматривают форму конфедерации.[2]

Считается, что первоначальной формой государственного устройства было унитарное государство, но после определенного порога численности граждан и роста площади территории возникла необходимость разделить территорию на отдельные единицы с относительной самостоятельностью власти, распределить полномочия центральных и местных органов власти и управления.

Унитарное государство – это наиболее простое по строению государство, которое, если и состоит из административно-территориальных единиц, то они не обладают признаками государства.

Для унитарного государства характерно единство:

  • конституции;
  • системы законодательства;
  • системы органов власти;
  • гражданства;
  • валютной системы.[3]

Унитарные государства делят на два вида: централизованные, в рамках которых все части (административно-территориальные единицы) равны по статусу, и децентрализованные, которые включают в свой состав автономные административно-территориальные образования.

В зависимости от способа контроля, который применяет власть, можно выделить различные виды унитарного государства:

  1. Централизованные унитарные государства (власть на местах формируется из представителей центра).
  2. Децентрализованные унитарные государства, где функционируют избранные органы местного самоуправления.
  3. Смешанные унитарные государства.
  4. Региональные унитарные государства, состоящие из политических автономий с собственными представительными органами и администрацией.[4]

Федерация представляет собой сложное по своему строению государство, которое состоит из нескольких государственных образований или государств, являющихся субъектами федерации. При этом, каждое административно-территориальное образование обладает признаками государства.

Признаками федерации являются:

  1. Разделение территории на субъекты.
  2. Существование двух систем законодательства: федеральной и законодательства субъектов.
  3. Существование двух систем органов власти: федеральных и органов власти субъектов.
  4. Предмет ведения федерации и ее субъектов разграничены основным законом государства (либо федеративными договорами).[5]
  5. Отсутствие у субъектов федерации права выхода из состава государства (сецессии).В истории только одно государство предусматривало это право – СССР.

Выделяют следующие классификации федераций:

  1. По принципу образования: территориальный (США), национальный (Югославия), национально-территориальный (Россия).
  2. По правовому положению субъектов федерации: симметричный (субъекты юридически и по факту равны), асимметричный (субъекты не равны).
  3. По правовому основанию создания: договорная (например, СССР) и конституционная (Чехословакия).

Особый тип федерации представляет собой конфедерация – это союз государств, каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Конфедерация создается для обеспечения и защиты их общих интересов.

Признаками конфедерации являются:

  • государства суверенны в рамках конфедерации;
  • конфедерация имеет целью защиту общих интересов и реализацию общих целей;
  • конфедерацияведает незначительным кругом вопросов и в незначительной степени влияет на внутреннюю политику входящих в нее государств;
  • конфедерация представляет собой недолговременное, сравнительно непрочное образование: при достижении целей она распадается (Римская империя), илипревращается в единое государство (Швейцария);
  • конфедерация не имеет признаков государства (Евросоюз).[6]

Таким образом, можно выделить три вида государств – унитарное, федеративное, и как частный случай, конфедеративное. Также, в ряде случаев выделяют такую форму государственного устройства, как империя. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.


1.2. Общая характеристика форм территориального устройства государств

Унитарные государства, как уже говорилось выше, могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от характера взаимоотношений органов власти и объёма их полномочий.

Принято считать унитарное государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра лица, которым подчинены местные органы самоуправления.

В децентрализованных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются автономией в решении вопросов местной жизни. Примером децентрализованного государства является — Королевство Испания.[7]

В ряде случаев выделяют следующие виды унитарных государств:

  • государства с одной автономией (например, Таджикистан с Горно-Бадахшанской автономной областью)
  • государства с несколькими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
  • государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Отличительные признаки унитарного государства включают:

  1. Территориальные части не имеют автономии;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру;
  3. Единая конституция на уровне всей страны;
  4. Наличие единого гражданства.[8]

Унитарные государства в ряде случаев могут иметь внутри автономию. Автономия представляет собой самоуправление определенной части территории унитарного государства, которое отличается национальными, бытовыми и географическими условиями, населению могут быть присущи отдельные культурные и исторические особенности. В унитарных государствах существуют две разновидности автономии:

  • политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства;
  • административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, СМИ, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и др.[9]

Форма унитарного государственного устройствапозволяет более полно концентрировать ресурсы в руках центра и способствовать, тем самым, более быстрому росту государства, его развитию. При этом, форма унитарного государства удобна для бюрократических структур и именно ее предпочитают авторитарные режимы.[10]


В последнее время в унитарных государствах возникла новая форма — регионализм, при которой автономные образования имеют право принимать свое собственное законодательство. Например, в Испании и Италии есть областная автономия, при которой области, ᴋᴏᴛᴏᴘым предоставлена автономия, имеют право издавать свои законодательные акты по вопросам сельского и жилищного хозяйства, градостроительства (по 18 позициям по Конституции Италии). Полагают, что регионалистское государство — это своеобразная «промежуточная» форма государственного устройства между унитарным и федеративным.

Тот факт, что унитарная форма государственного устройства является наиболее простой, не означает, что она примитивна или неполноценна. В мире в большей степени распространены именно унитарные государства. При этом, на современном этапе некоторые из унитарных государств планируют переход к федеративной форме государственного устройства, в частности, к таковым, в свете последних событий, относится Украина. Как показывает опыт, вопрос федерализации унитарного возникает в острые моменты борьбы за власть. Понятно, что данный вопрос сразу политизируется и из предмета серьезной правовой и государственной дискуссии превращается в средство политических технологий. Его нынешняя актуализация также является целенаправленной. В предложении по внедрению федерализма в Украине нет ничего общего с усилением украинской государственности и решением проблем обычных украинцев. Через смену государственного строя произойдет ослабление суверенитета Украины с последующим «вмонтированием» ее в другое государство (государства). Т. е. федерализация может привести к потере Украиной собственной государственности и превращению ее в составную часть другого государства (государств).

Оценке последствий федерализации Украины (как и любого иного унитарного государства) должно предшествовать выяснение объективной потребности (оснований) для такого изменения ее государственного устройства. Для этого нужно ответить на два взаимосвязанных вопроса: действительно ли существующие в государстве проблемы коренятся в ее государственном устройстве, и существуют ли исторические, экономические, политические, национальные, культурные и другие предпосылки для введения федерального устройства.

Отмечая успехи многих ученых в разработке проблем и вопросов, связанных с унитарной формой устройства, следует отметить, что в изучении проблематики остаются пробелы. Не изучены факторы, влияющие на эффективность унитарной формы государственного устройства, не сделан полноценный сравнительный анализ унитарной и других форм государственного устройства.[11]