Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и виды территориального устройства государств
1.1. Понятие классификация форм территориального устройства
1.2. Общая характеристика форм территориального устройства государств
2. Представления о развитии форм государственного территориального устройства
2.2. Наследие России, как унитарного государства, на современном этапе
ВВЕДЕНИЕ
От способа территориальной организации государства напрямую зависят особенности управления им и организации власти. Унитарная, федеративная либо конфедеративная, во многом обусловлены историческим развитием того или иного государства, а также, размером его территории. При этом, именно унитарные государства являются наиболее древней формой, в сравнении с более сложными – федеративными и конфедеративными.[1] В связи с этим, представляется актуальным исследовать феномен государства, организацию власти в нем именно на примере унитарного государственного устройства, как наиболее простой формы государственного устройства.
Исходя из актуальности, цель данного исследования состоит в оценке особенностей различных форм государственного устройства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие территориального устройства и выделить виды государств по данному признаку.
- Рассмотреть понятие унитарного государства, признаки и виды унитарных государств.
- Рассмотреть понятие и особенности федеративных государств.
Объектом исследования в данной работе выступает форма государственного устройства, предметом исследования выступают отличительные характеристики государств различных форм государственного устройства.
Метод исследования включает анализ литературных источников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в рамках работы исследованы понятие и признаки унитарных государств с тем, чтобы появилась возможность более детально проникнуть в понятие и сущность государства, рассмотреть особенности организации публичной власти в государстве.
Общетеоретические проблемы исследования формы государственного устройства исследованы в трудах русских мыслителей И.А. Ильина, Н. М. Коркунова, П. И. Пестеля, А. Ф. Прокоповича, С. П. Ситниановича, М. М. Сперанского, П. А. Столыпина, JI.A. Тихомирова, Б. Н. Чичерина и др.
В современной правовой литературе значительный вклад в исследование форм государственного устройства внесли С. А. Авакьян, Г. В. Атаманчук, И. А. Иванников, М.Н. Марченко, И. Ю. Лейбо, В. С. Петров, Б А. Страшун, В. И. Червонюк, Д. Л. Шабо, М. А. Штанина и другие ученые.
Структура работы включает две главы с параграфами, введение, заключение и список литературы.
1. Понятие и виды территориального устройства государств
1.1. Понятие классификация форм территориального устройства
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, которая определяет внутреннее строение территории и государства, и деление его на составные части (административно-территориальные единицы, например, штаты США, субъекты Российской Федерации и т.д.) и принципы их взаимоотношения между собой.
Выделяют две формы государственного устройства – унитарное и федеративное государство. Как частный случай рассматривают форму конфедерации.[2]
Считается, что первоначальной формой государственного устройства было унитарное государство, но после определенного порога численности граждан и роста площади территории возникла необходимость разделить территорию на отдельные единицы с относительной самостоятельностью власти, распределить полномочия центральных и местных органов власти и управления.
Унитарное государство – это наиболее простое по строению государство, которое, если и состоит из административно-территориальных единиц, то они не обладают признаками государства.
Для унитарного государства характерно единство:
- конституции;
- системы законодательства;
- системы органов власти;
- гражданства;
- валютной системы.[3]
Унитарные государства делят на два вида: централизованные, в рамках которых все части (административно-территориальные единицы) равны по статусу, и децентрализованные, которые включают в свой состав автономные административно-территориальные образования.
В зависимости от способа контроля, который применяет власть, можно выделить различные виды унитарного государства:
- Централизованные унитарные государства (власть на местах формируется из представителей центра).
- Децентрализованные унитарные государства, где функционируют избранные органы местного самоуправления.
- Смешанные унитарные государства.
- Региональные унитарные государства, состоящие из политических автономий с собственными представительными органами и администрацией.[4]
Федерация представляет собой сложное по своему строению государство, которое состоит из нескольких государственных образований или государств, являющихся субъектами федерации. При этом, каждое административно-территориальное образование обладает признаками государства.
Признаками федерации являются:
- Разделение территории на субъекты.
- Существование двух систем законодательства: федеральной и законодательства субъектов.
- Существование двух систем органов власти: федеральных и органов власти субъектов.
- Предмет ведения федерации и ее субъектов разграничены основным законом государства (либо федеративными договорами).[5]
- Отсутствие у субъектов федерации права выхода из состава государства (сецессии).В истории только одно государство предусматривало это право – СССР.
Выделяют следующие классификации федераций:
- По принципу образования: территориальный (США), национальный (Югославия), национально-территориальный (Россия).
- По правовому положению субъектов федерации: симметричный (субъекты юридически и по факту равны), асимметричный (субъекты не равны).
- По правовому основанию создания: договорная (например, СССР) и конституционная (Чехословакия).
Особый тип федерации представляет собой конфедерация – это союз государств, каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Конфедерация создается для обеспечения и защиты их общих интересов.
Признаками конфедерации являются:
- государства суверенны в рамках конфедерации;
- конфедерация имеет целью защиту общих интересов и реализацию общих целей;
- конфедерацияведает незначительным кругом вопросов и в незначительной степени влияет на внутреннюю политику входящих в нее государств;
- конфедерация представляет собой недолговременное, сравнительно непрочное образование: при достижении целей она распадается (Римская империя), илипревращается в единое государство (Швейцария);
- конфедерация не имеет признаков государства (Евросоюз).[6]
Таким образом, можно выделить три вида государств – унитарное, федеративное, и как частный случай, конфедеративное. Также, в ряде случаев выделяют такую форму государственного устройства, как империя. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.
1.2. Общая характеристика форм территориального устройства государств
Унитарные государства, как уже говорилось выше, могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от характера взаимоотношений органов власти и объёма их полномочий.
Принято считать унитарное государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра лица, которым подчинены местные органы самоуправления.
В децентрализованных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются автономией в решении вопросов местной жизни. Примером децентрализованного государства является — Королевство Испания.[7]
В ряде случаев выделяют следующие виды унитарных государств:
- государства с одной автономией (например, Таджикистан с Горно-Бадахшанской автономной областью)
- государства с несколькими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
- государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
Отличительные признаки унитарного государства включают:
- Территориальные части не имеют автономии;
- Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру;
- Единая конституция на уровне всей страны;
- Наличие единого гражданства.[8]
Унитарные государства в ряде случаев могут иметь внутри автономию. Автономия представляет собой самоуправление определенной части территории унитарного государства, которое отличается национальными, бытовыми и географическими условиями, населению могут быть присущи отдельные культурные и исторические особенности. В унитарных государствах существуют две разновидности автономии:
- политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства;
- административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, СМИ, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и др.[9]
Форма унитарного государственного устройствапозволяет более полно концентрировать ресурсы в руках центра и способствовать, тем самым, более быстрому росту государства, его развитию. При этом, форма унитарного государства удобна для бюрократических структур и именно ее предпочитают авторитарные режимы.[10]
В последнее время в унитарных государствах возникла новая форма — регионализм, при которой автономные образования имеют право принимать свое собственное законодательство. Например, в Испании и Италии есть областная автономия, при которой области, ᴋᴏᴛᴏᴘым предоставлена автономия, имеют право издавать свои законодательные акты по вопросам сельского и жилищного хозяйства, градостроительства (по 18 позициям по Конституции Италии). Полагают, что регионалистское государство — это своеобразная «промежуточная» форма государственного устройства между унитарным и федеративным.
Тот факт, что унитарная форма государственного устройства является наиболее простой, не означает, что она примитивна или неполноценна. В мире в большей степени распространены именно унитарные государства. При этом, на современном этапе некоторые из унитарных государств планируют переход к федеративной форме государственного устройства, в частности, к таковым, в свете последних событий, относится Украина. Как показывает опыт, вопрос федерализации унитарного возникает в острые моменты борьбы за власть. Понятно, что данный вопрос сразу политизируется и из предмета серьезной правовой и государственной дискуссии превращается в средство политических технологий. Его нынешняя актуализация также является целенаправленной. В предложении по внедрению федерализма в Украине нет ничего общего с усилением украинской государственности и решением проблем обычных украинцев. Через смену государственного строя произойдет ослабление суверенитета Украины с последующим «вмонтированием» ее в другое государство (государства). Т. е. федерализация может привести к потере Украиной собственной государственности и превращению ее в составную часть другого государства (государств).
Оценке последствий федерализации Украины (как и любого иного унитарного государства) должно предшествовать выяснение объективной потребности (оснований) для такого изменения ее государственного устройства. Для этого нужно ответить на два взаимосвязанных вопроса: действительно ли существующие в государстве проблемы коренятся в ее государственном устройстве, и существуют ли исторические, экономические, политические, национальные, культурные и другие предпосылки для введения федерального устройства.
Отмечая успехи многих ученых в разработке проблем и вопросов, связанных с унитарной формой устройства, следует отметить, что в изучении проблематики остаются пробелы. Не изучены факторы, влияющие на эффективность унитарной формы государственного устройства, не сделан полноценный сравнительный анализ унитарной и других форм государственного устройства.[11]