Файл: Основные функции в системе менеджмента (на примере ОАО «АК «Транснефть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы функций менеджмента

2. Организация.

3. Мотивация.

4. Контроль.

5. Координация.

2. Анализ функций менеджмента ОАО «АК «Транснефть»

Функцию контроля в ОАО «АК «Транснефть» выполняет контрольно-ревизионный отдел. Контрольно-ревизионный отдел является структурным подразделением службы безопасности предприятия. Контрольно-ревизионный отдел осуществляет контроль за правильностью и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности, состоянием сохранностью учета денежных средств, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и основных средств, сохранностью и эффективным использованием имущества, соблюдением финансово-бюджетной и сметной дисциплины, осуществляет контроль обоснованности и целесообразности использования средств на капитальные вложения, капитальные и текущие ремонты, контроля за соблюдением сроков проведения плановых ревизий и проверок и др.

Заключение

Список использованных источников

Введение

Менеджмент можно определить как управление социально-экономическими и социально-техническими системами с целью получения определенного результата. Менеджмент представляет собой особый тип управления организацией в рыночных условиях хозяйствования, для которых характерны: рыночные механизмы развития экономики, которые предполагают наличие свободы предпринимательства, конкуренции и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, влечет, в свою очередь, необходимость адаптации и гибкости в поведении фирмы на рынке, чего нельзя достичь без: ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера.
Каждое предприятие для реализации корпоративных целей, поддержания собственного существования выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Первым описал и формализовал основные виды управленческой деятельности А. Файоль. Он утверждал, что управлять – это означает планировать, организовывать, координировать, распоряжаться и контролировать.
Таким образом, функцию управления можно определить как обособившийся вид управленческой деятельности. Функция управления – это вид деятельности, который основан на кооперации и разделении менеджмента и характеризуется определенной сложностью, однородностью и стабильностью воздействий со стороны субъекта управления на объект.
Актуальность исследуемой темы проявляется в том, что функции управления имеют огромное практическое значение, так как они в существенной степени определяют структуру органов управления любой организации.

Объектом исследования ОАО «АК «Транснефть».

Предметом исследования являются функции менеджмента.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных функций в системе менеджмента.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы функций менеджмента;

- провести анализ использования функций менеджмента в ОАО «АК «Транснефть»;

- определить пути совершенствования функций управления предприятием.

Поставленные задачи определяют структуру курсовой работы.

Методы исследования: логический, сравнения, статистический, социологический, детализации и синтеза.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема в достаточной степени освещена в литературе, поэтому в ходе написания работы был использован широкий спектр литературных источников.


1. Теоретические основы функций менеджмента

1.1 Понятие функций менеджмента, их классификация

Функция (от лат «functio» – осуществление, исполнение) имеет ряд значений:

- деятельность, работа, обязанность;

- работа, которая проводится органом, организмом (например, функция печени, слюнной железы);

- круг деятельности, обязанность (например, должностные обязанности экономиста по труду);

- назначение, роль определенного элемента конструкции (например, функция шасси самолета, коробки смены передач автомобиля);

- роль, которую выполняет конкретный социальный институт по отношению к целому (например, функция семьи в обществе, функция государства);

- зависимая переменная величина (в физике, математике) [16, c.73].

Следовательно, любую работу, которую выполняет отдельный сотрудник или подразделение, можно вполне обоснованно назвать функцией. Однако в силу устоявшихся правил и норм при формировании организационных документов (должностных инструкций работников и положений о подразделениях) принято перечень работ, которые выполняются подразделением, называть функциями, а перечень работ, которые выполняются сотрудником – должностными обязанностями. В последнем случае имеет место наделение должностного лица перечнем обязанностей, за выполнение которых сотрудник несет ответственность, поскольку должностная инструкция определяет правовой статус работника.

Функция управления – это вид управленческой деятельности, при котором на управляемый объект воздействует субъект управления. Все функции, которые выполняют сотрудники организации, делятся на две группы: функции управления выполняются в управляющей системе, а функции производства – в управляемой системе. Функция управления дает ответ на вопрос, кто что делает или обязан делать в системе управления производством. Под функциями производства понимают деятельность производственного персонала по производству продукции и услуг.

Вопрос о функциях управления является одним из основных. Он раскрывает содержание и сущность управленческой деятельности на различных уровнях управления. Возникновение функций управления является результатом дифференциации целенаправленных воздействий, специализации и разделения труда в сфере управления.

Как категория науки управления функция управления является одним из способов реализации отношений управления. Функция управления является ключевой категорией науки управления, поэтому использование средств и методов управления, разработку структуры, расстановку и подбор персонала и т.п. следует проводить с учетом содержания и состава функций управления и эффективности их реализации, т.е. использование большинства категорий управления предполагает увязку их с функциями управления.


К общим функциями относятся:

- планирование (сложный процесс работы управленческого аппарата по определению миссии, целей и стратегии организации, распределение ресурсов, адаптация к факторам внешней и внутренней среды организации);

- организация (вид управленческих действий, способов, средств по упорядочению совместной деятельности людей, сведению воедино всех специалистов организации, чтобы определить роль, ответственность, подотчетность каждого из них);

- мотивация (процесс, с помощью которого побуждается деятельность людей для достижения личностных целей и целей организации);

- контроль (процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей);

- координация (обеспечение согласованности действий в работе всех звеньев предприятия, сохранение, поддержание и совершенствование установленных связей между ними).

Каждая из этих функций для организации жизненно важна. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главным, а функции организации, регулирования, мотивации, контроля и учета ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов.

Вспомогательная функция – процесс консультирования руководителя специалистами в ходе выработки управленческих решений и разработке сложных проектов (консалтинг). Вспомогательная функция помогает принять решение. Специальные функции вытекают из выше перечисленных функций. Вспомогательные функции управления связаны с обеспечением (компьютерное и информационное обеспечение, логистика, контроль качества, т.д.) и способствуют осуществлению основных функций управления.

Частные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности. Под ними понимают результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации (например, управление основным производством, качеством продукции, персоналом, маркетингом, т.д.). Они воздействуют не на все производство, а на его определенные стороны или части. При этом каждая из функций является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции.

Частные функции менеджмента:

1. Управление производством – регулирование процесса производственной деятельности. Данная функция охватывает все элементы производственного процесса от поступления сырья до выхода готовой продукции.

2. Управление ресурсами. Включает создание и использование ресурсных фондов. Здесь важно найти оптимальную позицию. Ресурсные фонды должны быть такими, чтобы не допустить перебоев в производстве. В то же время слишком большие ресурсные фонды «замораживают» оборотные средства.


3. Управление снабжением. Касается сырья, материалов, оборудования, инструментов и др. Как и управлением ресурсами, снабжением занимается логистика. Последняя предлагает оптимальные схемы, обеспечивающие максимальную эффективность при минимальных затратах.

4. Управление сбытом. Реализацией данной функции занимается маркетинг. Он включает изучение известных и поиск новых рынков, сюда же входит реклама.

5. Управление инновациями – организация работы по созданию и внедрению различных новшеств во все элементы деятельности фирмы. В центральной части – обновление производства. Это может касаться изменений в технологии и оборудовании. Такое обновление называется «реинженирингом».

6. Управление инвестициями – деятельность менеджеров по привлечению и использованию инвестиций. Новые вложения необходимы как для обновления (инноваций) производства, так и для его расширения. Особое значение для успешной деятельности по привлечению новых вложений имеет «инвестиционный климат». Он означает атмосферу готовности потенциальных инвесторов вкладывать деньги и иные ресурсы в страну, отрасль, предприятие.

7. Управление персоналом – работа менеджера по организации деятельности подчиненных.

8. Управление финансами - руководство доходами и расходами, создание и использование финансовых фондов. Такими фондами могут быть: фонд заработной платы, премиальный фонд, фонд развития производства, социальной помощи, инновационный фонд, резервный и иные. В крупных организациях нередко в составе дирекции выделяется должность «финансового менеджера или директора».

9. Управление основными фондами – распоряжение недвижимостью: зданиями, сооружениями, оборудованием. Основные фонды создают материальную основу предприятия. Рациональное распоряжение ими является фундаментом эффективной деятельности организации [17, c.167].

Таким образом, функция управления – особый вид деятельности, который выражает направления осуществления целенаправленного воздействия на объект управления. Объектом управления, в общем виде, может являться любая совместная специфическая производственно-хозяйственная деятельность. Однако, так как виды деятельности в отдельной производственной системе весьма разнообразны, а их число велико, то в качестве объекта управления целесообразно выделять только структурно обособленные производственные единицы.

1.2 Характеристика функций менеджмента

Рассмотрим более подробно общие функции управления.


  1. Планирование.

Планированием называют вид управленческой деятельности, который связан с определением целей управляемой системы, поиском самых эффективных средств и методов, которые необходимы для достижения данных целей, и формулирование совокупности показателей, которые определяют ход работ по достижению поставленных целей [19, c.82].

В процессе планирования разрабатываются планы. Под планом понимают намеченную на конкретный период работу с выделением ее целей, объемов, содержания, методов, сроков и последовательности выполнения. Планы – это не директивы, которым необходимо жестко подчиняться, а, скорее, индикаторы, которые показывают в каждой конкретной ситуации ее развития наиболее эффективные пути решения целей и задач управляемой системы.

Отсутствие планирования сводит управляемую систему в такое положение, когда она не воспринимает стоящих перед ней задач и целей, теряет ориентацию в окружении, т.к. руководствуется главным образом краткосрочными интересами и не понимает глубинного смысла происходящих событий, что приводит в более уязвимое положение относительно конкурентов.

Процесс планирования предполагает следующие стадии:

- объективный анализ состояния всех сторон управляемой системы и выявление ее возможностей;

- выявление цели управляемой системы и определение способов для ее достижения. При этом, цель должна быть четко определена, должна быть конкретной и содержать сроки, цифровые данные и перечень исполнителей;

- доведение планов до всех заинтересованных лиц, т.е. тех, кто должен выполнять данные планы и кто будет нести ответственность за их выполнение;

- на последнем этапе определяются методы оперативного контроля.

Утверждение, что эффективное управление начинается с определения целей, является аксиомой теории управления. Эта задача разрешается в процессе планирования. Правильно поставленная цель является залогом эффективности управления. Вместе с тем, это одновременно самый ответственный и сложный момент функции планирования. Определение целей управляемой системы некоторые специалисты относят к самостоятельной функции управления.

Определить цель управления – означает, описать необходимое, желаемое и возможное состояние системы, которое необходимо достигнуть. Вместе с тем, цели становятся инструментом управления лишь в том случае, когда они четко сформулированы и определены, а также известны сотрудникам и приняты ими к исполнению.

Определение цели начинается с установления миссии социальной системы или подсистемы, которая выражает смысл и философию ее существования. Обычно в цели обозначается статус системы, декларируются намерения руководящего состава, принципы работы системы, дается характеристика наиболее значимых характеристик системы. Миссия обозначает устремленность системы в будущее, показывает, на что будут направлены усилия, и какие ценности будут при этом приоритетными. Миссия направлена удовлетворение членов общества, их потребностей в определенном товаре или услуге. Ключевым моментом миссии является ответ на вопрос: какая основная цель управляемой системы?