Файл: Основные функции в системе менеджмента (на примере ОАО «АК «Транснефть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы функций менеджмента

2. Организация.

3. Мотивация.

4. Контроль.

5. Координация.

2. Анализ функций менеджмента ОАО «АК «Транснефть»

Функцию контроля в ОАО «АК «Транснефть» выполняет контрольно-ревизионный отдел. Контрольно-ревизионный отдел является структурным подразделением службы безопасности предприятия. Контрольно-ревизионный отдел осуществляет контроль за правильностью и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности, состоянием сохранностью учета денежных средств, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и основных средств, сохранностью и эффективным использованием имущества, соблюдением финансово-бюджетной и сметной дисциплины, осуществляет контроль обоснованности и целесообразности использования средств на капитальные вложения, капитальные и текущие ремонты, контроля за соблюдением сроков проведения плановых ревизий и проверок и др.

Заключение

Список использованных источников

3. Мотивация.

Мотивация – это функция управления, которая связана с активизацией деятельности работников и созданием мотивов для эффективного труда для выполнения целей, которые определены в планах организации. Только владея знаниями, что побуждает человека к деятельности, что им движет, какие мотивы находятся в основе его поведения можно эффективно на него воздействовать. Следует понимать, что человеком движет не единственная изолированная потребность, а их комбинация, при этом приоритеты потребностей в разный момент времени могут изменяться. Помимо этого, необходимо учитывать, что «истинные побуждения, заставляющие человека прилагать максимум усилий, весьма сложны и неопределенны» [1, c.129].

Руководителю необходимо знать, что работник, который получает определенное задание, реагирует на него по-своему, иногда непредсказуемо. Это связано с тем, что поведение людей зависит не только от явных желаний или определенной необходимости, но и от приобретенных в результате воспитания или скрытых в подсознании различных субъективных факторов, например, традиции, привычки, системы стереотипов и предрассудков, нравственные принципы, политические или социальные идеалы и т.д. Поэтому человек может реагировать на внешние события импульсивно, без глубинного анализа причин и следствий.

Исследователи делят современные теории мотивации на два типа: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории основываются на идентификации потребностей, заставляющих людей действовать определенным образом. Наиболее известными представителями этого типа теории мотивации являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд, К. Альдерфер. В процессе жизни человек испытывает определенные потребности, он ощущает психологически или физиологически недостаток чего-либо. Хоть и отсутствует единый взгляд на систему потребностей человека, при этом большинство исследователей считают, что потребности могут быть классифицированы на первичные и вторичные. Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и, в большей степени, врожденными, например, потребность в сне, пище. Вторичные же потребности по сути являются психологическими, например, потребность в уважении, любви и др. Первичные потребности человека заложены на генном уровне, а вторичные по большей части осознаются человеком с опытом. Так как люди имеют разный жизненный опыт, то их вторичные потребности отличаются в большей мере, чем первичные.


Большую известность приобрела классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу. Иерархия потребностей А. Маслоу основывается на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности в данной теории рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, которое вызывает побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, которые характеризуют человека как биологический организм, и культурные или высшие, которые характеризуют человека как личность и социальное существо.

Наглядно иерархия потребностей Маслоу представлена на рис. 1.

Рисунок 1 – Иерархия потребностей Маслоу

Потребности людей по мере развития общества постоянно усложняются и расширяются, при этом растет доля интеллектуальных и духовных потребностей.

Интерес представляет также концепция потребностей человека К. Альдерфера, в основе которой также лежат иерархические потребности человека, которые стимулируют его деятельность. К. Альдерфер, в отличие от теории иерархии потребностей А. Маслоу считал, что существует три группы потребностей:

- потребности существования – они аналогичны потребностям безопасности и физиологическим потребностям и в теории А. Маслоу;

- потребности связи – это потребности в любви и принадлежности к определенной социальной группе;

- потребности роста представлены потребностями уважения, власти, самовыражения.

Принципиальное отличие данных теорий состоит в том, что, по К. Альдерферу, движение от потребности к потребности происходит не только вверх, но и вниз. При этом, по мнению К. Альдерфера, неполная удовлетворенность потребностью верхнего уровня, усиливает степень влияния потребности более низкого уровня, что приводит к переключению внимания человека на этот уровень.

Еще одна концепция человеческих потребностей разработана Фредериком Герцбергом. Он развивал идеи А. Маслоу и в 1950 г. сформулировал двухфакторную теорию мотивации. Основу его теории составил опрос двухста инженеров и бухгалтеров крупной компании, которые описали производственные ситуации, или принесшие им особое удовлетворение, или, наоборот, вызвавшие негативные переживания. В результате анализа этих данных, Герцберг пришел к выводу, что присутствует две главные группы факторов оценки меры удовлетворенности от проделанной работы: факторы, которые выполняют роль мотиваторов к работе и факторы, которые лишь удерживают на работе. Первые, мотивирующие – это признание заслуг, возможность карьерного роста, ответственность и т.п. Вторые, как их называют, гигиенические, включают условия труда, отношения с коллегами, размер заработной платы, административную политику компании.


Необходимо отметить, что для того, чтобы мотивирующие факторы исполняли свою функцию, необходимо наличие некоторых условий. В частности, сотрудники должны информироваться о позитивных и негативных сторонах своей работы, им должно быть предоставлено право самим составлять расписание собственной работы, они должны иметь возможность общаться с руководством различного уровня, могут нести определенную материальную ответственность, а также, если в компании созданы все условия для роста самоуважения и самооценки.

Мотивация на основании потребности в причастности по Д. МакКлелланду во многом схожа с теорией по А. Маслоу. По Д. МакКлелланду люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании взаимопомощи. Руководителям необходимо поддерживать атмосферу, которая не ограничивает контакты и межличностные отношения.

Современные процессуальные теории мотивации основываются на том, как люди ведут себя с учетом их познания и восприятия. В первую очередь к ним относятся теория ожидания, комплексная модель мотивации Портера-Лоулера и теория справедливости. Главная мысль теории ожиданий связана с надеждой человека на то, что избранный им тип поведения приведет к удовлетворению собственных потребностей. Данная теория обращает внимание на важность трех взаимосвязей (и соответствующих им ожиданий): затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение; вознаграждение – валентность (удовлетворенность вознаграждением) [9, c.98].

В соответствие с теорией справедливости люди субъективно оценивают отношение полученного вознаграждения к затратам собственного труда, и впоследствии сравнивают его с вознаграждением остальных сотрудников за аналогичный труд. Если по их оценкам вознаграждение несправедливо, то это приводит к появлению психологического напряжения. Если человек посчитает собственный труд недооцененным, то он объем затрачиваемых усилий или оставит на прежнем уровне, или его уменьшит.

Модель мотивации Портера-Лоулера основывается на пяти переменных: затраченные усилия, полученные результаты, восприятие, вознаграждение, степень удовлетворения. Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данные усилия в действительности приведут к определенному уровню вознаграждения. Достигнутые результаты могут повлечь внешнее вознаграждение (например, премия, похвала руководителя и т.д.) и внутреннее (например, удовлетворение от выполненной работы). Именно результат труда порождает удовлетворенность, а не наоборот, как считают представители теории человеческих отношений.


Управление, по сути, включает в себя два момента – координацию и стимулирование деятельности людей в пределах определенной социально-экономической системы. В практике управления в то же время основное внимание уделяется организационному аспекту. Однако опыт показывает, что стимулирование является самым эффективным фактором изменения поведения людей.

Самым распространенным делением стимулирования труда является деление его на материальное и моральное. К первому относится использование различных форм денежных выплат и санкций (зарплата, премия, депремия), а также предоставление различных преимуществ и льгот. К моральному стимулированию относит награждение медалями и орденами, почетными дипломами и грамотами, объявление благодарности и др.

Стимулирование деятельности сотрудника предполагает не только интенсификацию трудовых операций, но и экономию труда. Стимулирование труда также предполагает стимулирование здоровья работника.

4. Контроль.

Под контролем понимается процесс, который обеспечивает достижение управляемой системы поставленных целей. Процесс контроля делится на три основные элемента:

- определение стандартов деятельности системы, которые подлежат проверке. Здесь необходимо точно определить цели, которые необходимо достичь в конкретный период времени;

- определение того, что было сделано в сравнении с тем, что ожидалось достичь;

- изменение управленческих процессов в случае, если полученные результаты существенным образом отличаются от установленных стандартов.

Задачей контроля является не столько фиксация отклонений от требуемого стандарта, а сколько в том, чтобы не допускать такого отклонения и достичь цели в оговоренные сроки.

К чертам эффективного контроля можно отнести:

- своевременность – следует устранять отклонения до того, когда они примут опасные последствия;

- экономичность – выгоды контроля должны превышать затраты на его проведение;

- ориентация на результат – контролировать необходимо результат выполнения работы, а не сам процесс;

- простота – контроль, обычно, самый экономичный и эффективный способ, который понятен работникам;

- гибкость – необходимо проводить корректировку процедур контроля и набора исследуемых параметров в зависимости от меняющихся условий;

- стратегический характер – необходимо контролировать в первую очередь достижение не промежуточных, а стратегических [12, c.76].


Необходимо также избегать чрезмерного контроля над сотрудниками, однако слабый контроль, а еще хуже бесконтрольность является признаком неэффективного управления.

Выделяют следующие виды контроля:

- предварительный контроль, который осуществляется непосредственно до начала работ. Его основной задачей является проверка готовности системы и ее персонала непосредственно к работе;

- текущий контроль, который осуществляется непосредственно в процессе проведения работ;

- заключительный контроль, который осуществляется уже после того, как работа закончена.

Можно выделить следующую схему технологии осуществления контроля:

- выбор концепции контроля (процесс, система, частная проверка);

- определение целей контроля (правильность, целесообразность, эффективность и регулярность контроля);

- установление норм контроля (производственные, этические, правовые);

- выбор методов контроля (диагностический, терапевтический);

- определение области и объема контроля (эпизодический, сплошной, финансовый, контроль качества продукции и др.).

В мировой практике в последнее время широкое распространение получил новый метод контроля – бенчмаркинг, под которым понимается особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, методов и стандартов работы лучших организаций-аналогов.

Бенчмаркинг предполагает осуществление поиска предприятий (организаций), которые показывают максимальную эффективность, а также обучение их методам работы и внедрение передовых методов в собственных условиях.

5. Координация.

Координация – это функция управления, которая, во-первых, обеспечивает целостность и устойчивость организации, во-вторых, сохраняет бесперебойность и непрерывность процесса управления, в-третьих, представляет собой, процесс распределения деятельности во времени, обеспечивая взаимодействие различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач.

Координация — это общий процесс достижения единства усилий всех подсистем (подразделений) организации для реализации ее задачи целей [4, c.103].

Функция координации может быть представлена круговой диаграммой во взаимосвязи с основными функциями управления (рис. 2).

Рисунок 2 – Взаимосвязь координации с основными функциями управления

Стрелки на диаграмме показывают, что движение от функции планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с процессом организации управления и мотивации работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие основных функций управления. Четыре основные функции управления имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима координация.